Что делать студенту, если вуз лишили аккредитации. Осторожно, вузы закрываются! Почему закрывают институт развитие образование

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину - на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов - на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».


В распоряжении “Ъ” оказалась ведомственная аналитическая справка, из которой следует, что в 2017 году Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановила действие лицензии 35 организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 действие государственной аккредитации было приостановлено (в 70 из них после устранения нарушений лицензия возобновлена). По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них - в Москве).

Аккредитация подтверждает уровень реализуемых образовательных программ и соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность.

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171; данные на январь 2018 года). Сокращение более всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых - с 422 до 81. Государственные головные вузы за три года также понесли потери, их стало меньше на 83 (с 567 до 484), негосударственных - на 193 (с 371 до 178). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Фактически эти показатели соответствуют планам Минобрнауки, где ранее сообщали о намерении к концу 2016 года «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования». Как сообщал “Ъ”, в марте 2015 года работавший тогда министром образования Дмитрий Ливанов заявлял, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов - на 80%. «Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование,- подчеркнул господин Ливанов.- У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну».

«Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,- заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко.- Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы». По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».

Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,- отметил господин Реморенко.

Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений. Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки». В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года). Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.

Согласно обнародованным данным, число неэффективных вузов, подлежащих реорганизации, в российской столице составило 49. В списке оказались Гуманитарный институт имени Столыпина, Институт бизнеса и экономики, Национальный институт дизайна, Институт индустрии моды, Гуманитарно-прогностический институт, Институт деловой карьеры и другие.

В Санкт-Петербурге по итогам проведенного мониторинга будут реорганизованы 12 организаций. В частности, в опубликованном списке оказались Академический институт гуманитарного образования, Национальный открытый институт, Смольный институт Российской академии образования, Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Балтийский гуманитарный институт и другие. Отметим, что все перечисленные организации являются негосударственными.

Кроме того, стало известно, что в 26 российских вузах будет проведена оптимизация деятельности. Три из них расположены в Центральном федеральном округе - Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. В столице процесс оптимизации затронет в первую очередь Государственную академию славянской культуры, Московскую академию предпринимательства при правительстве Москвы, Свято-Филаретовский православно-христианский институт.

В общей сложности по итогам мониторинга 2013 года неэффективными признаны 373 организации - вузы и их филиалы. Всего в проведенном чиновниками мониторинге приняло участие 934 государственных и негосударственных вуза и 1478 филиалов.

Обязательность мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования была нормативно закреплена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» и в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Эксперты указывают на то, что в основном реорганизация требуется негосударственным вузам. В их числе Кировский институт иностранных языков, Оренбургский институт экономики и культуры, Пермский гуманитарно-технологический институт, Самарский институт управления, Восточно-Сибирский институт экономики и права, Курский автодорожный институт, Сочинский институт экономики и информационных технологий, Институт практической психологии и психоанализа (Москва), Московская школа экономики - финансовый институт, Национальный институт дизайна (Москва).

Ранее сообщалось, что следующие государственные вузы: Волжский институт экономики, педагогики и права, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоградская консерватория имени Серебрякова, Курская академия государственной и муниципальной службы, Арктический государственный институт искусств и культуры, Новочеркасская государственная мелиоративная академия.

В Минобрнауки подчеркнули, что при проведении мониторинга эффективности специалисты оценивали кадровый потенциал вуза, публикационную активность преподавателей, общий объем научных исследований, материально-техническое обеспечение, трудоустройство выпускников. Также при оценке финансового обеспечения учитывалась также средняя заработная плата преподавателей по отношению к средней заработной плате в регионе.

«В подавляющем большинстве вузов, признанных неэффективными, средняя зарплата преподавателей значительно не дотягивает до показателя по региону, а в отдельных случаях составляет лишь 10-15%», - заявил заместитель министра образования Александр Климов.

При оценке кадровой обеспеченности образовательного процесса анализировалось соотношение между числом преподавателей и студентов.

По словам Климова, «выяснилось, что в отдельных вузах фактически осуществляется не обучение, а потоковая выдача дипломов, на одного преподавателя приходится по несколько десятков студентов».

Высокопоставленный чиновник также отметил, что большую долю педагогической нагрузки в неэффективных вузах, как правило, выполняют внештатные преподаватели.

В прошлом году в участвовал 541 государственный вуз, некоторые из частных тоже представили сведения о себе, но заставить их это делать никто не имел право. В итоге почти 30 вузов были признаны неэффективными.

Тем временем Российский Союз ректоров уже приступил к формированию общероссийской сети консультационных центров поддержки преподавателей и студентов тех вузов, которые планируется оптимизировать или реорганизовать по итогам мониторинга 2013 года. Об этом сегодня, 13 января, сообщили в пресс-службе РСР. Как пояснили в пресс-службе, «советы ректоров федеральных округов и регионов России согласованно определяют вузовские площадки, на которых специалисты в области права, финансовой деятельности и социальной защиты будут оказывать психологическую и информационную поддержку работникам и учащимся вузов в случае прекращения деятельности высших учебных заведений по итогам прошедшего мониторинга эффективности».

Там также подчеркнули, что необходимо, что в условиях реорганизации «каждый член студенческой и преподавательской корпораций понял свою роль и перспективы в новом вузе». Кроме того, консультационные центры будут отслеживать соблюдение прав студентов и профессорско-преподавательского состава в ходе реорганизации - для информирования Минобрнауки России и оперативного совместного решения возникающих противоречий.

Предложение по списку образовательных организаций, на базе которых будут созданы координационные центры, формируется Союзом ректоров на основании поручения Минобрнауки России и будет представлено к утверждению 24 января текущего года.

Список вузов, подпадающих под реорганизацию

Перечень образовательных организаций высшего образования и филиалов, отнесенных к группе «образовательная организация высшего образования, являющаяся неэффективной
и нуждающаяся в реорганизации»

1. «Арктический государственный институт искусств и культуры»
2. «Кировский институт иностранных языков»
3. Академический Гуманитарный Институт
4. «Оренбургский институт экономики и культуры»
5. «Пермский гуманитарно-технологический институт»
6. «Уральский гуманитарный институт»
7. «Кумертауский институт экономики и права»
8. «Мордовский гуманитарный институт»
9. «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
10. «Самарский институт управления»
11. «Ижевский институт управления»
12. «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»
13. Западно-Уральский институт экономики и права
14. «Пермский институт муниципального управления (Высшая школа приватизации и предпринимательства)»
15. «Региональный институт технологии и управления»
16. «Институт управления»
17. «Северный институт предпринимательства»
18. «Калининградский институт управления»
19. «Международный институт бизнес-образования»
20. «Балтийский институт экономики и финансов»
21. «Невский институт языка и культуры»
22. «Дагестанский медицинский стоматологический институт»
23. «Международная Гуманитарно-Техническая Академия» (институт)
24. «Институт мировой экономики»
25. «Дагестанский теологический институт имени Сайда Афанди»
26. «Северо-Кавказский гуманитарный институт»
27. «Институт Дружбы народов Кавказа»
28. «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина»
29. Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»
30. «Байкальский гуманитарный институт»
31. «Восточно- Сибирский институт экономики и права»
32. «Кузбасский институт экономики и права»
33. Новосибирский институт экономики и менеджмента
34. «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»
35. Сибирский институт международных отношений и регионоведения
36. «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)»
37. «Сибирская академия права, экономики и управления»
38. «Челябинский Многопрофильный Институт» (АНОВПО «ЧелМИ»)
39. Европейско- Азиатский институт управления и предпринимательства
40. «Институт бизнеса, информационных технологий и финансов»
41. «Курский автодорожный институт»
42. «Институт международных экономических отношений»
43. Автономная образовательная некоммерческая «Институт систем управления экономикой и международного права»
44. «Московский областной социально-гуманитарный институт»
45. «Современный технический институт»
46. «Рязанский институт управления и права»
47. «Восточно-европейский институт экономики, управления и права» (АНО ВПО ВЕИЭУП)
48. Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
49. «Институт экономики и управления» (АНО ВПО «ИЭУ»)
50. «Курская академия государственной и муниципальной службы»
51. «Сергиево- Посадский гуманитарный институт»
52. «Липецкий эколого- гуманитарный институт»
53. «Институт права и экономики»
54. «Региональный открытый социальный институт»
55. «Международная академия образования (институт)»
56. «Институт журналистики и литературного творчества»
57. «Институт русского театра»
58. «Институт управления и информатики»
59. «Волгоградский институт экономики, социологии и права»
60. «Армавирский социально-психологический институт»
61. «Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Российского» (ЧОУ ВПО «Институт имени Российского»)
62. «Кубанский институт информзащиты»
63. «Отрадненский гуманитарный институт»
64. «Сочинский институт экономики и информационных технологий»
65.«Новочеркасская государственная мелиоративная академия»
66. «Донской институт дистанционного образования»
67. «Институт открытого образования»
68. «Волгоградская консерватория (институт) имени П. А. Серебрякова»
69. «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
70. «Волжский институт экономики, педагогики и права»
71. «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере»
72. Южный институт менеджмента
73. «Институт финансового контроля и аудита»
74. «Гуманитарно- Прогностический институт»
75. «Гуманитарный институт (г.Москва)»
76. «Гуманитарный институт имени П.А. Столыпина»
77. Институт бизнеса и права
78. «Институт Бизнеса и Экономики»
79. «Институт государственного администрирования»
80. «Институт деловой карьеры»
81. «ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ»
82. «Институт Практической Психологии и Психоанализа»
83. Институт современного права и экономики
84. «Институт социальных наук»
85. «Институт Экономики Бизнеса»
86. Институт экономики и культуры
87. «Институт экономики и управления в строительстве и промышленности»
88. «Международный еврейский институт экономики, финансов и права»
89. «Международный институт - «ИНФО-Рутения»
90. «Московская Школа Экономики - финансовый институт»
91. «Московский институт аналитической психологии и психоанализа»
92. «Московский институт мировой экономики и международных отношений»
93. «Московский институт управления и сервиса»
94. «Московский художественно-промышленный институт»
95. «Национальный Институт Дизайна»
96. «Открытый технологический институт»
97. «Столичный институт переводчиков»
98. «Экономико-правовой институт»
99. «Экономико- юридический институт»
100. Институт Коммерции и Права
101. «Институт управления и права»
102. «Академия сферы социальных отношений»
103. «Высшая школа психологии (Институт)»
104. «Институт гуманитарного образования и информационных технологий»
105. «Институт Индустрии Моды»
106. «Институт коммуникативных технологий»
107. «Институт международной торговли и права»
108. «Институт международных социально- гуманитарных связей»
109. «Институт менеджмента, экономики и инноваций»
110. «Институт управления, экономики, права и искусства»
111. Московский гуманитарно- экономический институт
112. «Московский институт государственного и корпоративного управления»
113. «Московский институт государственного управления и права»
114. «Московский институт национальных и региональных отношений» («МИНРО»)
115. Московский экономический институт «Высшая школа «Современное образование»
116. Автономная некоммерческая «Национальный институт имени Екатерины Великой»
117. Автономная некоммерческая «Российская академия предпринимательства»
118. «Русский институт управления имени В.П. Чернова»
119. «Московский социально-гуманитарный институт»
120. «Московский институт права»
121. «Экономико- энергетический институт»
122. «Московский институт открытого образования»
123. «Санкт-Петербургский медико- социальный институт»
124. «Академический Институт Гуманитарного Образования»
125. «Восточно-Европейский Институт психоанализа» (ЧОУ ВПО «ВЕИП»)
126. «Восточный институт»
127. «Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург» (НЧОУ ВПО «Национальный открытый институт»)
128. «Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования»
129. «Санкт- Петербургский институт управления и права»
130. «Санкт-Петербургский институт экономики и управления» (СПбИЭУ)
131. «Смольный институт Российской академии образования» (АНО ВПО) «СУРАО»
132. «Институт телевидения, бизнеса и дизайна»
133. «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования»
134. «Балтийский Гуманитарный институт»
135. «Институт экономики и финансов»

Которые нарушают права людей на качественное образование».

Этому заявлению предшест­вовали и их филиалами. Например, в станице Вёшенская Ростовской обл. за последние пять лет открылись представительства четырёх вузов, три из которых поселились в одном здании - местной библиотеке им. Шолохова. Как выяснилось, некоторые «головные» вузы о существовании «филиалов» даже не подозревали. Похожая ситуация сложилась в Свердловской обл. А один частный университет Иркутска преподавал программу, полностью «списанную» у Высшей школы экономики (ВШЭ), и немало на этом зарабатывал.

Вузовские чистки

Но, судя по всему, закрытие коснётся не только откровенно мошеннических организаций, которые незаконно работали под брендом известных учебных заведений. Ими должны заняться правоохранительные органы. Оптимизация же пройдёт гораздо шире. И она уже началась. «О каких вузах может идти речь? Во-первых, об аттестации филиальной сети, - поясняет Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ . - У нас на тысячу вузов приходится около 3000 филиалов. В среднем по 11 филиалов у гуманитарных вузов и по 3-4 у технических. Во-вторых, о вузах, которые . Нужны тщательные проверки на соответствие вуза аттестату. Отобрать лицензию у вуза сложно. Сначала нужно ответить на вопрос: а студентам куда деваться, тем более если они уже оплатили обучение? Вопрос требует проработки».

Тем не менее, по некоторым данным, из тысячи вузов власти планируют через несколько лет оставить около трети, выкорчёвывая, как выразился один из высших чиновников, вузы-«поганки». Однако не все эксперты согласны, что слабые вузы нужно только закрывать.

«Сама идея закрытия вузов неправильная, - считает Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования . - Надо закрывать не вузы, а программы. В одном вузе могут быть две хорошие программы, а 15 - дрянь. Скажем, в областном вузе сохранилась старая школа преподавания литейного дела. Её нужно сохранить. Что значит «плохая программа»? Это значит, что п . Не жалко тогда их и выставить, если они имеют наглость преподавать то, в чём не разбираются. Если студент приходит в вуз, а его обманывают, то такому вузу не место в системе высшего образования. Если в вузе из всех программ останется только одна хорошая, то его можно присоединить к более крупному. Нужно создавать системы внешней оценки качества вместо сегодняшней формальной аккредитации вузов».

Откуда «левые»

Возникают и другие вопросы. Если сейчас, по данным специалистов, высшим образованием охвачено 80-90% населения, то не получится ли, что из-за уменьшения числа вузов снизится доступность выс­шего образования, особенно для детей из регионов? И как результат - понизится общий интеллектуальный уровень населения.

«Почему «левые» вузы востребованы? - задаётся вопросом Кирилл Митрофанов, руководитель Центра независимой оценки качества образования ФИРО . - Самый простой ответ: продаются «корочки». Идёт снижение ценности высшего образования и дипломов. Человек с дипломом ничем не отличается от человека без него. Второй момент: мальчики идут в любой вуз, чтобы избежать прелестей организации под названием «армия», а девочки - вслед за ними, на поиски мужа. Ведь там образованная девушка имеет больше шансов выйти замуж за образованнного мужчину. Но даже у псевдовысшего образования есть позитивные аспекты. Например, почему многие бизнесмены даже продавцами в «ларёк» охотнее берут девушек с выс­шим образованием, чем ? Потому что у них более высокий культурный уровень, они разговаривают по-другому. Кстати, исторически высшее женское образование появилось для того, чтобы женщина могла грамотно общаться в семье - с прислугой (ставить цели гувернанткам, экономкам), детьми. Можно просто уничтожить слабые вузы, а можно заняться . Мы начинаем догонять по общему образованию европейские страны. В Европе учатся 12-14 лет, у нас - 9-10. Так пусть наши дети добирают недостающее за счёт 3 лет бакалавриата. А дальше уже по желанию - магистратура, а лучше не одна. И вообще, пока не сформулирована цель («Для чего это делается?», а не «Почему?»), сокращение вузов напоминает «зачистку».

Очевидно, что должна быть нацелена на повышение качества, а не на сокращение количества. Один из главных аргументов властей - якобы так много вузов иметь экономически неоправданно. Их больше, чем студентов. Ведь 5-6 лет назад у нас было 1,5 млн выпуск­ников школ, в прошлом году - 730 тыс.

Но не получится ли как с ? В 90-е, когда рождаемость в стране упала на рекордно низкий уровень, детские сады массово закрывались, помещения продавались, сдавались в аренду. А сегодня начался обратный процесс: за 2007-2011 гг. рождаемость выросла почти на 20%, мест в садах катастрофически не хватает, в результате строят новые, пытаются вернуть и отремонтировать старые. Но ведь эти малыши через 10-15 лет пойдут в вузы. Опять будем начинать выстраивать необходимое количество институтов заново?

Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов - это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Все «несчастливые» вузы несчастливы по-своему

Частные вузы тоже не обошли мартовские проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — у Кисловодского института экономики и права прекращено действие лицензии, а у Санкт-Петербургского института гуманитарного образования оно приостановлено. Частично лишён государственной аккредитации Московский филиал Российской международной академии туризма.

Причины закрытия вузов и приостановления их деятельности самые разные, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина . «Как известно, все счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Каким-то вузам не хватает материально-технической базы, где-то имеет место невыстроенность учебного процесса или не очень высокие результаты - у каждого причина своя», - объясняет она. Проверки Рособрнадзора - обычное дело, они проходят каждый месяц. И ведомство действует в строгом соответствии с существующей нормативной базой, заверила Духанина.

Как сообщили в СПбГИКиТ, запрет на приём студентов для них чисто техническая, временная мера. «У нас только что была проверка Рособрнадзора. Выявлены замечания, обычно это автоматически означает приостановку приёма до того, как мы их исправим»,- сообщил в СМИ проректор этого вуза Дмитрий Барсуков . Замечания Рособрнадзора институт, по его словам, планирует устранить в начале апреля, а летний приём абитуриентов СПбГИКиТ отменять не намерен.

В официальном обращении ректората, размещённом на официальном сайте вуза, говорится, что «Рособрнадзором был сделан ряд замечаний, касающихся оформления научных работников института на работу, оформления договоров, заключённых со студентами, и содержания сайта института». «Эти замечания не являются существенными, носят технический характер и не касаются образовательной и иной деятельности института, учёбы студентов и педагогической деятельности преподавателей», - добавили в СПбГИКиТ.

Иная ситуация в Кисловодском институте экономики и права, который решением суда лишён лицензии, - его образовательная деятельность, по существу, прекратилась ещё в прошлом году, говорит ректор института Азнаур Дудов.

«Я уже давно перевёл студентов в другие вузы, институт прекратил свою образовательную деятельность. Но мы не торопимся его закрывать, ещё пару лет надо вуз держать, пока люди обращаются к нам за справками, с запросами по поводу того, что они у нас обучались», - рассказывает ректор.

Лицензия отобрана по решению суда, бороться за её восстановление бесполезно, говорит он. «Наверное, пришло время нашего вуза… К этому времени в нашем регионе уже закрыли практически все частные вузы», - добавил он. В последний раз, по его словам, в институт приехала комиссия, сделала замечания, и уже через три дня в газетах появились материалы о том, что в вузе приостановлена аккредитация по причине выявленных замечаний.

«Таким образом, сразу морально убивается вуз, понимаете? В предыдущую проверку нам давался месяц, и мы исправили все замечания. В любом вузе можно найти ошибки и недоработки, - говорит Дудов. - В последние годы есть тенденция к сокращению частных вузов. Может, с самого начала надо было планку требований к ним поднять?»

Попробуйте 2000 студентов куда-то перевести…

Перед вузами, деятельность которых прекращается, встаёт серьёзная проблема - как устроить студентов в другое учебное заведение. «Я писал письмо в Рособрнадзор - дайте возможность учебный год закрыть. Когда закрывается вуз в середине учебного года, очень тяжело перевести студентов. Мы же не одного студента переводим, попробуйте 2000 перевести по вузам. Это огромная проблема», - сетует Дудов.

Кто мешает Рособрнадзору сообщить вузу, что его скоро закрывают и дать возможность студентам доучиться 4-5 месяцев до конца учебного года? Тем более что процесс закрытия вуза очень долгий, он идёт пошагово - сначала приостановление аккредитации, потом приостановление набора, затем приостановление лицензии через суд, поясняет ректор.

«Законодателям надо подумать над тем, чтобы закрытие вузов происходило по окончании учебного года, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год и профессорско-преподавательскому составу за летний период найти себе новое место работы», - также соглашается замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Профильный думский комитет, по её словам, на прошлой неделе уже обсуждал этот вопрос.

Под «топор» попадают и нормальные вузы

Установку Правительства на резкое сокращение количества вузов надо менять, уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин .

По Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы количество вузов за эти годы должно сократиться на 40 процентов, а филиалов - на 80, напоминает депутат. «По данным Рособрнадзора с лета 2014-го до весны 2016-го закрыто 1100 вузов и филиалов - было 2500, стало 1400. При этом количество вузов в США, например, в расчёте на душу населения примерно вдвое больше, чем в России», - сказал парламентарий. Проблема здесь не в Рособрнадзоре, а общей установке Правительства на сокращение количества вузов и филиалов, считает он.

«Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие», - констатирует Смолин. И значительная часть студентов лишается возможности продолжить учёбу, уверен он. Некоторые из них не могут перевестись в другой вуз, если, к примеру, в не очень большом городе закрываются все филиалы.

Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие.

Вторая ситуация - студенты из частных вузов не могут перевестись в государственные, поскольку Минобразования установило планку, ниже которой нельзя брать плату за обучение в госвузах. В частных вузах, как это ни парадоксально, стоимость часто бывает ниже…

«Думаю, ФЦП развития образования нужно менять, и положение о резком сокращении количества вузов из неё исключать. Борьба за качество образования не должна превращаться в борьбу против права на образование», - считает политик. В противном случае мы можем получить большое количество молодёжи без работы и без возможности учиться. Этот вопрос может оказаться вопросом политической стабильности. «Не думаю, что в период кризиса мы должны искусственно сворачивать систему образования. Все страны с рыночной экономикой, начиная с США времён Рузвельта, поступали прямо наоборот», - заключил он.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

При приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации учредитель вуза обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (форма и курс, а также стоимость обучения).

Приём в образовательную организацию запрещается в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора.

Запрет на приём обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза.

Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля:

  • отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями;
  • невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений;
  • нет компьютеров, подключенных к сети Интернет;
  • не оборудованы мастерские и лаборатории;
  • нет тренажёров, тира;
  • нет демонстрационного оборудования для проведения лекций;
  • не разработаны основные и дополнительные образовательные программы;
  • уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника;
  • не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам;
  • отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы;
  • в расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.

По информации «Известий», на днях Минобрнауки разослало письмо шести десяткам вузов с рекомендацией прекратить прием абитуриентов в 2014 году в перечисленных ведомством филиалах. Более 50% филиалов, попавших под реорганизацию и возможную ликвидацию в 2016 году, - это региональные отделения технических университетов.

Письмо, подписанное министром образования Дмитрием Ливановым, гласит, что ведомство рассмотрело деятельность филиалов, признанных неэффективными (то есть не соответствующих определенному количеству показателей эффективности), и сформировало перечень филиалов, рекомендованных к реорганизации. Перечень реорганизационных мероприятий включает в том числе возможную их полную ликвидацию к 2016 году. А пока филиалам вузов рекомендовано с 2014 года прекратить прием абитуриентов по программам высшего образования, рассмотреть вопросы о реорганизации на ученом совете до 1 сентября 2014 года, а к 30 июня 2016 года провести реорганизационные мероприятия полностью, следует из письма (копия есть у «Известий»).

В общей сложности ликвидация грозит более 160 филиалам госвузов по всей стране, среди которых МАДИ, МАМИ, МГТУ «Станкин», МЭСИ и РГСУ. Более 50% филиалов, попавших под реорганизацию, - это отделения технических университетов в регионах, хотя ранее министр образования заявлял о нехватке технических специалистов.

Как рассказал «Известиям» источник в Рособрнадзоре, соответствие показателям мониторинга вузов оказалось непосильным для отделений образовательных учреждений вдали от столицы. По его мнению, Минобрнауки формировало средние показатели для маленьких филиалов, ориентируясь на результаты работы головных вузов.

Таким образом, филиалы не смогли достичь финансовых показателей и не прошли по учебным площадям. Выживают большие и богатые. Если в следующем году ввести в мониторинг Оксфордский университет или Кембридж, то эффективным будут лишь МГУ и СПбГУ, и то с малой вероятностью, ведь средние, базовые показатели системы оценки вузов высчитываются с учетом средних показателей, - описал ситуацию источник.

Вместе с тем 20 июня стартовал прием документов от абитуриентов. Часть филиалов, которым было рекомендовано прекратить прием документов, не сделали этого. И более того, поступающих не предупреждают о грядущих к 2016 году кардинальных переменах в образовательном учреждении. Так, ответственная за прием документов в приемной комиссии Волгоградского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса Наталья Догункова сообщила «Известиям», что прием идет и она впервые слышит о том, что их филиал ждет реорганизация. В головном вузе «Известиям» сообщили, что никакого письма нет и закрытия приема студентов не будет ни в волгоградском, ни в камчатском, ни в самарском и смоленском отделениях. Хотя все эти филиалы являются адресатами письма Минобрнауки.

В приемной комиссии отделения Российского государственного социального университета в городе Электросталь (этот филиал в числе адресатов) «Известиям» также сообщили, что документы принимают, но пока есть «технические трудности с их обработкой», которые могут затянуться на несколько дней. В головном вузе также отрицают ограничения по приему и наличие каких бы то ни было рекомендаций.

Как сообщили «Известиям» в Минобрнауки, письмо от ведомства действительно было направлено в 171 филиал государственных вузов, которые зарекомендовали себя как более слабые по показателям эффективности. Руководство головного вуза должно принять к сведению рекомендации министерства по прекращению приема новых студентов в филиалах в этом году. До начала учебного года им дан срок подготовить план реорганизационных мероприятий, которые помогут филиалу повысить эффективность или принять решение о его закрытии и переводе студентов либо в головной вуз, либо в другие филиалы, подчеркнули в ведомстве. Представитель министерства добавил, что некорректно со стороны вузов скрывать от абитуриентов информацию о будущих переменах. Ведь если филиал будет закрыт, студенты будут вынуждены переводиться в другое учебное заведение, возможно, в другом регионе. Однако министерство не может обязать учредителей филиалов сообщать о реорганизационных мероприятиях поступающим, пока нет приказов руководства вузов о реорганизации.

Распределение вузов и филиалов по показателям мониторинга эффективности стартовало в прошлом году, по результатам 2013 года оптимизация была предписана 26 головным вузам и 15 филиалам, а реорганизация - 79 головным вузам и 202 филиалам.

Список вузов, которым начиная с 2014 года рекомендовано прекратить набор абитуриентов в филиалы для обучения по программам высшего образования. Эти филиалы могут быть закрыты в 2016 году.

Алтайский ГУ (филиал в городе Камень-на-Оби)
Адыгейский ГУ (Белореченск, Кошехабль)
Белгородский ГТУ имени Шухова (Губкин)
Бурятский ГУ (Бохан)
Вятский ГГУ (Вятские поляны, Ижевск, Кировочепецк)
Владимирский ГУ имени Столетовых (Гусь-Хрустальный)
Волгоградский ГУ (Урюпинск)
Восточно-Сибирская государственная академия образования (Усть-Илимск)
Вятский ГУ (Кирово-Чепецк)
Глазовский государственный педагогический институт имени Короленко (Ижевск)
ГУУ (Обнинск Калужской области)
Дагестанский государственный педагогический университет (Хасавюрт)
Дагестанский ГУ (Каспийск)
Ивановский государственный политехнический университет (Краснодар, Нижний Новгород, Рязань)
Ивановский ГУ (Дербент)
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Зеленодольск, Чистополь)
Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева (Канск)
Комсомольский-на-Амуре ГТУ (Ванино)
Кемеровский ГУ (Прокопьевск, Анжеро-Судженск)
Карачаево-Черкесский ГУ имени Алиева (Кропоткин)
Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева - КАИ (Елабуга)
Московский государственный индустриальный университет (Вязьма, Киров, Сергиев Посад)
Московская государственная юридическая академия имени Кутафина (Магадан)
МГТУ «Станкин» (Егорьевск)
МГСУ (Егорьевск, Дмитров, Люберцы, Можайск)
Московский ГГУ имени Шолохова (Балабаново, Дербент, Уфа)
МАМИ (Подольск, Губкин, Воскресенск, Кропоткин, Махачкала, Прокопьевск, Сафоново, Смоленск, Серпухов)
Московский ГУ приборостроения и информатики (Кашира, Можайск)
Московский ГТУ радиотехники, электроники и автоматики (Махачкала, Дубна)
МЭСИ (Калининград, Кемерово, Красноярск, Нижний Новгород)
Новгородский ГУ имени Ярослава Мудрого (Боровичи)
Нижегородский ГТУ имени Алексеева (Заволжск, Павловск)
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Добролюбова (Набережные Челны, Липецк)
Нижегородский ГУ имени Лобачевского (Борск, Заволжск, Выксунский)
Омский ГТУ (Нижневартовск, Нефтеюганск)
Поволжский ГУ сервиса (Сызрань)
Поволжский ГТУ (Волжск)
Пермский национальный исследовательский университет (Березники)
Пензенский ГУ (Кузнецк)
РГУ инновационных технологий и предпринимательства (Пенза)
РГСУ (Армавир, Черкесск, Тольятти, Азов, Батайск, Брянск, Дедовск, Ивантеевка, Каменск-Шахтинский, Красноярск, Люберцы, Майкоп, Наро-Фоминск, Обнинск, Руза, Серпухов, Советский, Сургут, Таганрог, Уфа, Чебоксары, Электросталь)
Российский государственный гидрометеорологический университет (Ростов-на-Дону)
Российский экономический университет имени Плеханова (Балашиха, Маркс)
РГГУ туризма и сервиса (Волгоград, Камчатка, Смоленск, Самара)
РГГУ (Великий Новгород, Балашиха, Дмитров, Железнодорожный, Казань, Калуга, Тольятти)
Ростовский государственный экономический университет (Георгиевск, Черкесск, Волгодонск, Ейск, Азов)
Самарский ГУ (Тольятти)
Сочинский ГУ (Нижний Новгород)
Сибирский федеральный университет (Железногорск)
Саратовская государственная академия (Смоленск, Северо-Кавказский филиал)
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Череповец, Чебоксары)
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Тихвин, Сыктывкар, Сосновый бор, Псков, Мурманск, Киров, Кизляр, Великие Луки, Апатиты, Анадырь, Калуга, Калининград, Тверь, Старая Русса)
Тюменский государственный нефтегазовый университет (Муравленко, Надым, Нефтеюганск)
Томский государственный архитектурно-строительный университет (Новокузнецк)
Тюменский ГУ (Заводоуковск, Надым, Салехард, Шадринск, Сургут, Ноябрьск)
Удмуртский ГУ (Губкинский, Кудымкар, Можга, Воткинск)
Уфимский государственный университет экономики и сервиса (Салават, Октябрьск)
Уральский государственный экономический университет (Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Березники)
Уральский федеральный университет имени первого президента (Серов, Ноябрьск, Невьянск, Красноуральск)
Уральская государственная юридическая академия (Уфа)
Южный федеральный университет (Махачкала, Кизляр)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!