Дидактическая игра «Логические карточки. Дидактические игры для формирования логического мышления

Карточки:

  • Бабочки. Фото 1. (На карте — четыре букета с цветами: васильки, одуванчики, розы, ромашки. Вырезанные бабочки: красные (4 шт.), желтые (4 шт.), синие (4 шт.)
  • Клумбы. Фото 2. (На карте — четыре зеленые клумбы. Вырезанные цветы: три разных цвета, по 4 шт.)
  • Аквариум. Фото3. (На карте — четыре аквариума. Два вида рыб, медузы (можно, например, улитки) по 4 шт.)
  • Поезда. Фото 4. (На карте — четыре паровоза красный, синий, зеленый, желтый. Вагончики: красные, синие, желтые — по 4 шт.)
  • Гардероб. Фото 5. (На карте — четыре полочки (можно шкафчики) с тремя вешалками. Три вида одежды (например, платье, брюки, свитер), три цвета, — по 4 шт.)
  • Бутылочки. Фото 6. (На карте — четыре полки. Четыре разных по форме бутылочек, четыре цвета, по 4 шт.)

Материал: картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Задачи:

Развитие сенсорных навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, пространственного представления, произвольного самоконтроля.

Варианты заданий могут быть очень разными, все будет зависеть от возраста и уровня развития ребенка. Можно давать последовательные инструкции, например, на ромашку село пять бабочек, на одуванчик три бабочки разного (одного) цвета, сколько бабочек осталось? Подобные задания способствуют развитию математических навыков. Усложнять задания можно давая два или три условия сразу.

Примеры заданий:

Бабочки.

Например, предложите ребенку расположить бабочек на букеты так, чтобы

— бабочки были на букетах такого же цвета, как они сами. На какой цветок бабочки не прилетели? (ромашка). Фото 7.

На каждом букете сидело разное (одинаковое) количество бабочек;

— на каждом букете было по три бабочки, но желтые бабочки на розы не садятся;

— и т.д.



Клумбы.

Например, предложите ребенку рассадить цветы, так, чтобы





— все клумбы были разные, а цветов везде было поровну;

— все клумбы были разные, но на второй клумбе растут только желтые цветы (добавим нумерацию). Фото 8.

— и т.д.

Аквариум.

Например, предложите ребенку разложить обитателей аквариума, так, чтобы

— в каждом аквариуме был разный состав обитателей, но в правом верхнем (нижнем левом) аквариуме живут только медузы (розовые рыбки);

— и т.д.



Поезда.

Например, предложите ребенку расставить вагончики так, чтобы

— каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?

— у каждого паровоза было одинаковое количество вагонов, но на первом (втором, третьем, четвертом) пути не должно быть желтых (синих, красных) вагонов;

— и т.д.



Гардероб.

Например, предложите ребенку развешать одежду так, чтобы

В каждом шкафу был разный набор вещей;

— в каждом шкафу был разный набор вещей, шкафы 2 и 3 для мальчиков (нет платьев), шкафы 1 и 4 для девочек. Фото 9.

— и т.д.





Бутылочки.

Например, предложите ребенку расставить бутылочки по полочкам так, чтобы

— на каждой полочке был разный набор бутылочек, но на 2 полке снизу (на третьей сверху, нижней и т.д.) зеленые бутылки не стоят;

— на каждой полочке должны стоять разные по форме бутылочки;

— на каждой полочке был разный набор бутылочек, но самые высокие бутылочки стоят на самой верхней полке;

— и.д.



Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для формирования логического мышления»

Дидактические игры.

В работе с детьми я часто использую дидактические игры.На первый план при этом выдвигается умственная задача, для решения которой следует прибегнуть к сравнению, анализу и синтезу. В этих играх дети должны делать умозаключения и высказывать суждения. Это будет содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи. Логические игры являются именно такими, в которых путем цепочки несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. В этом их притягательная сила.

В играх ребенок проявляет инициативность и развивает находчивость, приучается к труду, к точности, аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В игре дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления

Младшие школьники очень любят соревноваться. Даже самые обычные упражнения, заданные в игровой форме, вызывают у них интерес.

1.Для автоматизации навыка устного счета я использую игру «Математический биатлон».

«Математический биатлон».

В настоящем биатлоне нужно быстро бежать и точно стрелять - за промахи либо добавляются дополнительные круги, либо штрафные минуты. В математическом биатлоне нужно быстро вычислять, но не ошибаться: за«промах» тоже начисляются штрафные очки.

В начале соревнования каждый ребенок получает листок с вариантом для решения. Ответы на каждый пример он записывает в крайнем справа столбце на листке. Закончив примеры, ученик бежит к столу учителя и получает новый вариант.

Учитель отрезает ножницами полоску с ответами ученика и отдает этот «похудевший» вариант другому ученику. Полоску с ответами он оставляет у себя.

В итоге к концу биатлона кто-то из детей решил два варианта, а кто-то пять.

При этом за каждый пример, решенный правильно, ученику начисляется очко, а за каждый пример, решенный неправильно, очко, наоборот, снимается. Поэтому тот, кто решил больше вариантов, но допустил много ошибок, вполне может проиграть тому, кто не торопился, но и не ошибался.

Всего в пособии 5 «биатлонов», по 12 вариантов в каждом, от вычислений в

пределах 10 до вычислений во втором десятке. Половина вариантов в каждом биатлоне более легкая (на них нарисован воздушный шарик), а другая половина более тяжелая (на них нарисована гирька).

2. Разноуровневые варианты позволяют при необходимости уравнять шансы более сильных детей и детей послабее.

«Четвертый лишний»

Перед ребенком – 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть разными:

стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; огурец, репа, морковь и заяц и т. п. Если ребенку трудно объяснить свои действия, ему можно помочь сориентироваться в мире логических понятий.

«Поезд»

Необходимо дать детям по 5 картинок одинакового размера. Каждая картинка –это вагончик. Все картинки должны быть разными. Учитель говорит:

– Мы будем играть в поезд. Кладем картинку за картинкой, соблюдая логическую последовательность. Вагончики у поезда скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки должны быть тоже скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка, за ней картинку, на которой нарисована тарелка. Мы скрепили ложку и тарелку, потому что это посуда. После тарелки кладем картинку с вазой для цветов. Скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала – фарфора. Так по очереди будем выкладывать картинки и объяснять, как их скрепить. Когда поезд будет готов, проверьте вместе с учениками, как скреплены вагоны, чтобы они не отцепились во время движения. Затем картинки перемешиваются, и игра повторяется. Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки.

«Какая геометрическая фигура исчезла?»

Эта игра проста с логической точки зрения, но важна с психологической и математической точек зрения, так как содействует развитию внимания, более точному представлению о геометрических фигурах и запоминанию терминологии.

На доске карточки со следующими геометрическими фигурами: треугольник, отрезок, квадрат, прямой угол, прямоугольник, круг. Дети стараются их запомнить в течение 10-12 секунд. Затем они отворачиваются или закрывают глаза, а учитель в это время убирает одну из фигур. Дети поворачиваются и пытаются определить, какая из фигур исчезла, изображают ее в тетрадях, а потом дают ответы.

Игру можно организовать в форме соревнования между двумя командами.

«Узнай, какого цвета колпак на голове»

Из цветной бумаги изготовляют 3 колпака: красный, синий и зеленый. Учащиеся делятся на три команды. По одному ученику от каждой команды становятся спиной друг к другу. На них надевают колпаки. Затем играющие поворачиваются, и каждый, глядя на колпак другого, пытается догадаться, какой колпак на нем. После ответа они должны объяснить, как рассуждали. Ученик, который сумел объяснить свой ответ, получает 2 балла, а тот, кто просто отгадал, – 1 балл.

«Угадай название цветка на карточке»

Для игры необходимы две карточки с изображением маков и три карточки с

изображением васильков.

В одной колонке парт в затылок друг другу садятся три ученика. Им на спины прикрепляются карточки: первому – с изображением мака, второму – василька, третьему – с изображением любого из остальных цветков. Две оставшиеся карточки убирают. Каждый ученик пытается узнать, с каким цветком карточка у него на спине. Ответы даются, начиная с третьего ученика. Третий ученик говорит: «Я не знаю, какой цветок на моей карточке».

Видя карточку спереди сидящего ученика и слыша ответ третьего ученика, второй ученик делает вывод: «На моей карточке изображен василек».

Первый ученик по услышанным ответам догадывается, что у него карточка с

изображением мака.

Свои ответы ученики объясняют в конце игры. После объяснения команда награждается. Игра повторяется несколько раз.

«Молодцы и хитрецы»

Каждый из присутствующих ребят мысленно называет себя «молодцом» или

«хитрецом». При ответе на любой вопрос «молодцы» говорят только правду, а «хитрецы» всегда говорят неправду. Игра заключается в том, что один из учеников должен угадать, кто из ребят «молодец»,кто«хитрец».Отгадывающий ученик выходит из класса, а все оставшиеся должны сказать друг другу, кто из них «молодец», а кто «хитрец». Затем отгадывающий входит в класс и говорит: «Оля, пусть Маня скажет тебе тихо, кто она: молодец или хитрец». (Маня что-то шепчет Оле.) Далее отгадывающий просит ответить на вопрос «Что сказала Маня?».По ответу Оли отгадывающий выясняет, кто Оля – молодец или хитрец.

Объяснение . По ответу Оли можно узнать безошибочно, кто она. Если Оля ответит: «Маня мне сказала, что она молодец», то и Оля назвала себя.

Игры с палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов или треугольников.

Более простыми являются задания на составление фигуры из палочек.

1. Составить из пяти палочек флажок; лопатку; два равных треугольника и

один четырехугольник.

Из шести палочек – домик, прямоугольник.

В результате практических поисков дети приходят к какому-то решению (со-

ставить, видоизменить фигуру), видят и называют получившиеся геометрические фигуры (квадраты, треугольники, прямоугольники и др.), понимают значение слова общая по отношению к стороне, смежная для двух фигур и т. д.

На втором этапе задания усложняются. Используются те решения, для которых нужно изменить положение палочек, убрав или переложив их. И цель здесь другая: учить детей рациональному способу решения задач (преобразованию). Необходимо проанализировать задачу, высказать предположение, прежде чем действовать практически.

1. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4

квадрата.

2. Убрать 4 палочки, чтобы получился прямоугольник.

3. Убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

4. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

Третий этап обучения направлен на то, чтобы постепенно подводить детей к

решению задач в уме, направлен на развитие творческой мыслительной деятельности. Даются задания на более сложное преобразование путем перекладывания палочек.

1. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 2 палочки, чтобы квадратов

2. В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3

одинаковых квадрата.

Игра с палочками развивает у детей самостоятельность мышления, творческую инициативу, что необходимо для успешного овладения учебным материалом в школе. Можно использовать игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры. Например, квадрат в игре «Танграм», головоломка «Пифагор», прямоугольник в играх «Пентамино», «Стомахион», «Сфинкс», овал в игре «Колумбово яйцо», круг в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.

Эти игры направлены на уточнение знаний о геометрических фигурах и их свойствах, на развитие сенсорных и мыслительных способностей, на усвоение способов преобразования, соединения. Они предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Для развития у ребенка логического мышления необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков.

Ирина Сидоренко
Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель : развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи .

Оборудование : магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок : мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову» .

Цель : развитие внимания , мышления и речи .

Оборудование : мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит : «Игрушка» . Ребенок должен поймать мяч и назвать, например : «Кукла» .

Игра «Что это? Кто это?»

Цель : развитие мышления и речи .

Оборудование : 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель : .

Оборудование : квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель : развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование : поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи : лук, морковь, капуста; фрукты : яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель : развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение) .

Оборудование : карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель : развитие слухового внимания , памяти и мышления .

Оборудование : лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям :

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Игра «Подбери парную картинку»

Цель : развитие логического мышления , памяти и речи.

Оборудование : магнитная доска; 12 пар предметных картинок : мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .

На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок : верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Цель : развитие логического мышления , умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование : карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .

Игра «Придумай загадку»

Цель : развитие речи и мышления .

Оборудование : игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель : развитие внимания , мышления и речи .

Оборудование : магнитная доска; магниты; пары предметных картинок :: бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель : развивать мышление , речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование : предметные картинки, например : корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель : развитие мышления , внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например : большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов : веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель : развитие речи , внимания, мышления .

Оборудование : карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель : развитие слухового внимания , мышления , речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!