Возможности его правильной оценки и. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции. Самооценка человека: определение и особенности

Мировоззрение

Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции»

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень самооценки;
  • выше среднего уровня;
  • высокий уровень самооценки.

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

В. П. ЛЕВКОВИЧ, кандидат философских наук

Воспитание нового человека - важнейшая составная часть коммунистического строительства. Сама наша действительность формирует у советских людей высокие нравственные идеалы, потребность трудиться на общее благо. На выработку марксистско-ленинского мировоззрения, искоренение потребительских тенденций, эгоизма направлена и идейно-воспитательная работа, без которой не мыслится жизнь ни в одном коллективе.

Сегодня культурный уровень советского человека достаточно высок для того, чтобы он мог и сам работать над собой, над своим характером, поведением, объективно оценивать свои устремления, поступки. И в этой сложной индивидуальной работе надежным ориентиром остается партийный принцип единства слова и дела, проверки себя прежде всего делом.

Самооценка - умение оценить самого себя, свои возможности и способности - играет огромную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненно важные решения. Правильное отношение к себе, реалистическая оценка своих данных помогает разумно распределять свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.

Мало этого: самооценка - важный регулятор взаимоотношений с другими людьми. Представьте себе человека, считающего себя отличным специалистом, безупречным мастером в том или ином деле, тогда как он всего-навсего посредственный работник с большим самомнением, и окружающие, естественно, не признают его авторитета. Налицо почва для необоснованных претензий с одной стороны и скептического, насмешливого отношения - с другой.

Неправильное представление о себе самом и столкновение этого представления с реальной действительностью порождает подчас горькие разочарования, внутренние конфликты, проявляющиеся в плохом настроении, снижении жизненного тонуса. Люди с завышенной самооценкой часто становятся обидчивыми, недоверчивыми, у них появляется упрямство, ожесточенность.

Оказавшись перед дилеммой: изменить самооценку или игнорировать мнение окружающих, - человек с устойчиво завышенным представлением о собственных достоинствах подчас выбирает второй путь. Он порывает связи с теми, кто оценивает его ниже, чем он сам оценивает себя. А если это люди, с которыми он общается повседневно? Такой разрыв неизбежно рождает психологический дискомфорт, настороженность, подозрительность.

Внутренние конфликты, вызванные расхождением между самооценкой и результатами практической деятельности, могут переживать и люди, недооценивающие собственные возможности. Неожиданный успех они часто воспринимают как случайность, он вызывает у них чувство непривычности, неудобства, не доставляет естественной радости. К замечаниям же, к неудачам в работе они очень чувствительны, отрицательные отзывы воспринимают болезненно, запоминают надолго, а это лишает их необходимой жизненной активности.

Познание себя - наука не из легких. И чтобы постигнуть ее, нам необходима помощь окружающих.

Человек составляет представление о себе на основании того, как он оценивает свою внешность, способности, характер, нравственные качества, профессиональные возможности, положение в обществе. Причем для разных людей эти параметры не равнозначны. Одному для чувства самоуважения достаточно ощущать свою принципиальность, четкую нравственную позицию - все остальное отходит для него на второй план. Для другого особенно важна внешность: считая себя некрасивым, он ущемлен этим, а потому несмел и робок.

Самооценка строится не только на личных впечатлениях; большое влияние на ее формирование оказывает оценка человека другими людьми: в семье, в ближайшем окружении, на работе. Особенно внушаемы в этом смысле дети. В ряде исследований советских психологов показано, что самооценка дошкольников и младших школьников зависит в основном от мнения о них окружающих - родителей, воспитателей, а также сверстников.

Исследования, проводившиеся и с более старшими детьми, учениками 4-6 классов, выявили, что они охотно принимают необоснованно высокую оценку, следуют ей даже в том случае, когда она явно идет вразрез с их личным опытом.

В этом эксперименте ребятам давали решать математические задачи, причем они не могли сверить ответ с задачником и не знали, правильно ли решили. Не справившихся экспериментаторы, как и было задумано, хвалили, говорили им, что у них все прекрасно, и ученики, ободренные этим, сами выбирали себе для дальнейшей работы все более сложные задачи. Но вот наступал момент, когда им возвращались работы со всеми отмеченными ошибками. И что же? Переоценить свои возможности испытуемые уже не могли и продолжали выбирать себе непосильные задачи.

Как видим, подростка не так уж трудно сделать излишне самоуверенным. Но и неодобрительная оценка воспринимается детьми столь же доверчиво, создавая заниженное представление о себе самом. Экспериментально установлено, что заниженная самооценка у отстающих учеников нередко вызвана не столько их объективными возможностями, сколько отзывами учителей и товарищей. Отставание в учебе, постоянно подкрепляемое отрицательными характеристиками, которые подросток слышит по своему адресу, приводит к нарастанию неуверенности в себе, появлению чувства неполноценности.

Повышенная чувствительность к оценкам окружающих, свойственная детям, может в той или иной степени сохраняться и у взрослого человека. Один под влиянием похвал быстро растет в собственных глазах, охотно прислушиваясь к лестным отзывам, другой смотрит на себя трезво, не давая вскружить себе голову. Есть люди, «знающие себе цену», незаслуженная критика их не обезоруживает, другие под влиянием отрицательных оценок быстро сникают.

Человек, допустим, работал в одном коллективе и там чувствовал себя уверенным, знал, что его оценивали положительно. Но вот ему предложили новую работу, он встречается с другими людьми, ожидая, что они оценят его так же. Вполне возможно, что первые контакты окажутся не столь благоприятными, что по каким-то случайным обстоятельствам или поверхностным внешним наблюдениям здесь его оценят ниже, чем он ожидал. И от этого у некоторых людей собственная самооценка сразу становится ниже, они лишаются прежней энергии, начинают сомневаться в своих силах.

Подлинную меру собственных достоинств и недостатков мы узнаем в конкретных жизненных ситуациях, в общении с другими людьми и, конечно же, в практической деятельности.

Вот, например, такая отнюдь не редкая семейная коллизия. Обсуждается плохое поведение ребенка, какой-то его проступок, и жена гневно бросает мужу: «Мне одной с ним не справиться, а тебе до него дела нет! Ты плохой отец!»

Муж полон внутреннего протеста. Как так, он ведь сына любит, он всегда волнуется, когда ребенок болеет, он и сейчас огорчен... Нет, обвинения он не принимает, он просто оскорблен!

Вот и надо в такую минуту - или даже не в такую, а поостыв, через часок-другой, наедине с самим собой спокойно подумать: все-таки плохой я отец или хороший? Что я делаю для воспитания сына? Не какие чувства к нему питаю, а именно что делаю? Когда я отказывался от своих удовольствий, чтобы погулять или поиграть с ним? Чему его научил? Какие его проблемы помогал решить? Объективные ответы на эти вопросы, может быть, и помогут дать себе верную оценку.

Или, допустим, на работе человек услышал обвинение в нерасторопности, инертности, безответственности. Обижаться? Отвергать? Молча соглашаться?

Позиция обиженного - самая неконструктивная, она вам в жизни не поможет. Важно другое - самому понять, справедливой была критика или нет. Отбросив эмоции, попробуйте спокойно продумать свою работу, основываясь только на фактах. Действительно ли вы нарушали сроки выполнения каких-то заданий? Были ли по вашей вине какие-то срывы, пробелы? Больше или меньше делают ваши товарищи, каковы результаты вашей работы по сравнению с ними?

Эксперименты, проводимые психологами, показали, что неуспех в работе понижает самооценку и заставляет обращаться к более легким задачам. Но, конечно, даже в эксперименте подобная зависимость не всегда была прямолинейной. Тем более не должна она быть прямолинейной в жизни. Ведь в ряду достоинств человека вместе с умением правильно оценить себя стоит и такое незаменимое качество, как настойчивость в достижении цели, способность, невзирая на неудачу, снова и снова пробовать свои силы. И как часто отступление перед первыми трудностями превращается в непростительную ошибку!

А уж если вы не справились с какой-либо задачей, постарайтесь трезво взглянуть на самого себя в этой ситуации, правильно оценить свои знания, возможности, способности. Умение смотреть правде в глаза часто становится залогом последующих достижений. И напротив, если в постигшей вас неудаче вы стараетесь во что бы то ни стало оправдаться перед самим собой, если вы не хотите замечать свои недостатки и ищете причину в других, то вряд ли успех будет сопутствовать вам в будущем.

Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии Халлинан Джозеф

Правильно оценивайте свои возможности

Может, вы помните, как в фильме «Высшая сила» главный герой, детектив Гарри Каллахан (роль которого исполняет Клинт Иствуд), держа злодея на мушке пистолета, произносит одну из самых знаменитых кинофраз: «Человек должен правильно оценивать свои возможности». Очень дельный совет!

Социологи, занимающиеся оценкой самонадеянности, разработали специальный термин – «калибровка», определяющий, насколько мы знаем свои реальные возможности. Этой мерой измеряется разница между нашими фактическими и воспринимаемыми способностями в чем бы то ни было. Если вы действительно настолько хороши, насколько думаете, значит, ваша калибровка на высоком уровне; если же вы себя переоцениваете, стало быть, вам есть над чем поработать.

Большинство людей относятся ко второй категории, даже (и особенно) когда дело доходит до оценки важнейших навыков, необходимых нам, например, для выполнения своих должностных обязанностей. Армия США убедилась в этом много лет назад, когда солдатам городка Форт-Беннинг в штате Джорджия задали простой вопрос: «Как, по-вашему, вы хороший стрелок?». Большинство солдат, естественно, считали, что стреляют достаточно метко, и прогнозировали очень неплохие результаты на ежегодных квалификационных стрельбах, традиционно проводящихся в армии США.

Солдат привезли на стрельбище и приказали стрелять. После того как их настоящие результаты сравнили с предполагаемыми, оказалось, что 75 процентов солдат предсказали, что поразят больше целей, чем им удалось на самом деле. К тому же каждый четвертый военнослужащий стрелял настолько плохо, что даже не прошел квалификацию. «Солдаты в подавляющем большинстве завышали фактические показатели, – говорилось в соответствующем отчете, – и оценивали свои шансы на успех чрезвычайно необъективно».

При этом исследователи отметили, что, как ни странно, прогнозы одной группы солдат оказались весьма точными. Какой же, интересно? Той, в которую входили самые плохие стрелки. Само собой, это была совсем немногочисленная группа. Из 153 солдат, участвующих в ежегодной квалификации, только пятеро сразу сказали, что не смогут ее пройти. Так вот, их прогноз оказался практически идеально точным. Трое из этих солдат действительно не прошли ежегодную проверку классности по стрельбе из винтовки, а двое оставшихся едва набрали нужный для этого балл.

Большинству из нас свойственна плохая калибровка – на самом деле мы совсем не так хороши, как о себе думаем.

«Довольно точным оказался лишь прогноз тех, кто предсказал себе полный провал», – сухо отмечается в отчете о результатах исследования.

Как обнаружили исследователи, среди тех, кто занят выполнением других задач, дело с калибровкой обстоит столь же плохо – независимо от таких факторов, как уровень доходов, интеллекта и образования. Так, например, вскоре после эксперимента в Форт-Беннинге было проведено аналогичное исследование среди студентов Висконсинского университета. Студенты, конечно же, не стреляли по мишеням. Их попросили прочитать абзац из текста и оценить уровень своей уверенности в том, что им под силу сделать из прочитанного правильные выводы. Потом участников протестировали на выполнение этой задачи. Как и следовало ожидать, студенты, как и солдаты, показали результаты, не дотягивающие до их прогнозов.

«Калибровка была на редкость неверной, – отмечали исследователи. – Читатели не могли даже четко разграничить, что им понятно, а что нет».

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Как выйти замуж (От первого свидания до свадебного кортежа) автора Калинина Ольга

ОЦЕНИВАЙТЕ МУЖЧИНУ Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Лучше вовремя прекратить

Из книги 48 советов по обретению любви автора Правдина Наталия Борисовна

ОЦЕНИВАЙТЕ СЕБЯ ПО ДОСТОИНСТВУ Научитесь ценить себя так, как ценит наслюбящая, добрая и мудрая сила, создавшая этот прекрасный мир. Вы – часть этой силы, и вы несете в себе часть Высшего Предназначения. Поэтому, отказываясь уважать и ценить себя, вы обесцениваете свою

Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент Маргарет

Оценивайте мужчину Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Наша методика поможет вам

Из книги Мозг против лишнего веса автора Амен Дэниел

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Совет 14 Научитесь правильно обсуждать свои отношения Разговоры об отношениях – хорошая профилактика ссор О чувствах надо говорить, об отношениях надо говорить! Причем делать это достаточно часто. Заметьте: «говорить об отношениях» и «выяснять отношения» – это

Из книги Как развить уверенность в себе за 7 дней: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 6 Правильно оценивайте свои силы Самое время поговорить о самооценке. Незаменимое знание, когда дело касается формирования уверенности в себе. Самооценка может быть нормальной, заниженной и завышенной. Какая из них может привести к развитию неуверенности в

Из книги Как привлекать мужчин. 50 правил уверенной женщины автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 4. Изучите свои достоинства и научитесь их правильно демонстрировать Поговорим о ваших достоинствах. Тема эта, безусловно, приятная, но не слишком легкая для обсуждения. Знаете ли вы свои плюсы? Можете ли вы их назвать? Всегда ли вам удается преподнести себя с

Из книги От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты автора Ньюман Ричард

8. Оценивайте результат Есть два типа людей: те, кто доводит начатое до конца, и остальные. Роберт

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Шаг 9 Поверьте в свои возможности

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

2 Научитесь правильно мыслить и преодолейте свои страхи Мы то, что мы думаем. Мысли творят мир. Будда (563–483 гг. до н. э.) Подружитесь со страхом Покидать пределы зоны комфорта всегда немного страшно. Даже те жизненные перемены, которые мы обычно приветствуем – брак,

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Расширяем свои возможности Описанной выше технологии получения информации вполне достаточно человеку, живущему обычной жизнью, тому, чья область интересов сильно не выходит из сферы отношений, здоровья, материального благополучия, заботы о ближнем и других вполне

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

Испытание для профессионалов. Как не дать себя запугать и научиться правильно оценивать свои способности В каком случае стоит отказаться от собственного мнения и прислушаться к совету эксперта?Возможно, следующая история поможет вам в этом разобраться.Десять лет назад

Из книги Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха автора Шапарь Виктор Борисович

Игра «Я не могу реализовать свои возможности» «Я всего лишь… хотя мог бы…»Во всех этих играх, к которым вы без труда сможете добавить и свои варианты, есть некоторые общие моменты: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество времени, они

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Глава 5 Используй свои возможности на все сто Управление эффективностью и карьерой Ты размышляешь о работе своей мечты, которая идеально отвечала бы твоим навыкам и увлечениям?У тебя есть план достижения такой мечты?Знает ли руководство компании, в которой ты работаешь,

Из книги 50 упражнений для развития навыков манипуляции автора Карре Кристоф

Упражнение 8 Оцените свои манипуляторные возможности Теперь предлагаю оценить ваши личные перспективы в области манипулирования людьми. Прочитайте следующие утверждения и отметьте те, что соответствуют (или могли бы соответствовать) тому, что вы обычно говорите или

Здравствуйте.
Мне 30 лет, не замужем, детей нет.
Примерно полгода назад я переехала в другой город. Это было связано с повышением на работе. Мое руководство предложило поработать в новом офисе.Я согласилась, потому что в родном городе меня особо ничего не держит.
Мне понравились эти перемены. Мне нравится город.Я чувствую себя уверенно и комфортно. У меня нет страха, нет тоски. Мне снимают квартиру. Если в целом, то условия у меня стали лучше, чем раньше.На жилье я не трачу денег, соответственно это, как прибавка к зп.
Но в последнее время у меня пропала мотивация и энергия в работе. Меня переманивали конкуренты, предлагали зп выше. В новом городе я поняла, что зп у меня на моей работе средняя или даже ниже. Мужчина, который остался в моем родном городе трепит мне нервы. В компании, где я работаю, есть проблемы, которые необходимо решить на уровне руководства. Я неоднократно говорила о них, предлагала решения, но ответных действий так и не увидела. За 1,5 года я была всего одну неделю в отпуске. Я стала хуже работать, стали хуже результаты, пропало желание что-либо делать и я даже планировала уйти, тк появились мысли, что я нахожусь не на своем месте и для компании я «убыточный „сотрудник.
Раньше командировочного срока меня хотят сейчас вернуть обратно в гл.офис.
Мой директор предлагает мне стать исполнительным директором. В этом есть плюсы, есть и минусы.
Компания находится в упадке. И гл.задача сейчас ее реанимировать и развить.
Я объективно себя оцениваю, как специалиста. За 1,5 года работы в новой для меня сферы, я освоила азы, но компетентным профессионалом меня сложно назвать. Если глубоко копнуть, то моих знаний и опыта недостаточно. У меня нет управленческого опыта. Мои плачевные результаты последних месяцев работы и все остальные факторы меня заставляет задуматься. План развития компании со слов моей директора такой: пригласят профессионала на неделю, который разработает бизнес процессы и как инструкцию он передаст ее мне. А моя задача будет контролировать, чтобы все шло по плану и набираться знаний и опыта. Мой директор будет мне помогать, но сам уйдет в другой проект. (он более прибыльный и интересный для него)
У меня есть сомнения. С одной стороны я ничего не теряю, а приобрету опыт и это возможность проявить себя.
С другой стороны, у меня ощущение, что на меня перекладывают груз, неудачный проект со всеми проблемами.
Есть два пути.
1. Вернуться обратно. Из плюсов зп может быть больше, если компания станет развиваться и хорошая должность. Ну и родители рядом, друзья рядом
2. Остаться в новом городе. Найти новую работу. И начать опять сначала.

Что меня смущает:
1. Если я останусь и найду новую работу, то зп у меня сразу будет либо такая же, как сейчас, либо выше. Тк зп в этом городе выше, чем в моем.
Если вернусь, то ниже уровня, который есть сейчас(тк квартиру мне не будут снимать), а выше будет если все наладиться (повышают %). А ведь затраты месячные у меня практически одинаковые в двух городах(квартира, еда, одежда)
Пример:
В моем городе аренда квартиры 30 тыс. В новом городе 35 тысяч. Оклад в моем городе средний 40-50 тыс, в новом 70-80 тыс.
С повышением мне оставляют оклад 40-50 тыс, но увеличивают %.(оборот не факт, что увеличиться)

2. Я могу вернуться и ничего не получиться. И для меня это будет, как возврат в болото из которого мне будет сложно выбраться.
3. Мне хочется жить в новом городе.
Мне кажется, что для меня этот переезд был шагом к самостоятельности и уход от проблемных отношений, родителей, которые меня до сих пор учат, новым вектором развития.

А сейчас я боюсь, что повышение это иллюзия, которая лопнет и я опят вернусь в болото

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!