Почему Наташа выходит замуж за Пьера? «Война и мир». Читаем Роман. Объяснение Пьера Пьер и наташа отношения с цитатами

Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава,
Нет, у любви бесследно сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
Низами
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
Марк Твен

Эта статья входит в "школьный блок":

Литература, по сути дела, прошла мимо изображения любви семейной. Андрей Платонов как-то заметил: "Образа семьянина, художественно равноценного Дон-Жуану, не существует в мировой литературе. Однако же образ семьянина более присущ и известен человечеству, чем образ Дон-Жуана". Это наблюдение можно распространить и на фольклор. Русские народные сказки с любовным сюжетом, а их большинство заканчиваются свадьбой с послесловием: " ...жили они долго, счастливо и умерли в один день". А Л.Н.Толстой в "Войне и мире" пошел дальше этих сказок и раскрыл секрет этих долготы и счастья, в деталях описав содержание ежедневной, семейной любви.

Знаменитый русский психотерапент Н.Е.Осипов (1877 -1934) называл произведения Льва Толстого «психоанализом в художественной форме» и в своих работах упоминал имя писателя не реже, чем имя основоположника психоаналитического учения З.Фрейда.

Более того, Н.Е. Осипов видит в самом Толстом интуитивного психоаналитика, предвосхитившего открытия 3.Фрейда даже в области лечения душевных болезней. Так, Толстой, по мнению Н.Е.Осипова, не просто дал удивительно точное описание депрессии Наташи Ростовой после неудавшегося бегства с Курагиным, но указал единственно верный способ терапии. Ученый видит общность в методах психоанализа и художественного метода Толстого. Н.Е.Осипов считал общим у Толстого и Фрейда внимание к мелким штрихам и отношение к ним как имеющим глубокий смысл.

Наташа Ростова и Пьер Безухов это любимые герои Л.Н.Толстого и он их описывает особо тщательно, без прикрас, а иногда даже с использованием резких формулировок, но зато с документальной точностью, по принципу "достоверность дороже симпатий". Счастливые, любящие семьи как Наташа и Пьер были, есть и будут. А благодаря "учебнику любви" Л.Н.Толстого их может быть больше.

Наташа Ростова прошла обычный путь по лестнице любви: сначала у нее была подростковая влюбленность в Бориса, потом пылкая "первая любовь" к Андрею Болконскому, увлеченность Анатолем Курагиным, завершающий трагический аккорд с Андреем Болконским. И только после того как она успешно проходит "курсы молодого бойца" ей становится "по силам" настоящая любовь - роль Матери - Жены.

Наташа - "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка", "грациозный поэтический бесенок", "капризна", "всех тормошит, и всеми любима", а еще подвижная и непосредственная, она безоглядно была во власти своих чувств. При ее темпераменте неизбежна детская влюбленность в Бориса Друбецкого. Эта чувственная вспышка вызвала в ней мгновенное затмение разума, полный паралич всех других чувств. Она ввергла Наташу в глубокие переживания, и в этих страданиях душа развивается. Это первый значимый шаг из детства в юность, а взрослость пока далеко, где-то за горизонтом.

Наташа совершенно не задумывается над тем, для чего она живет, не придается мыслям ни о высоких идеалах, ни о "добром небе", ни о добродетели, ни даже о завтрашнем дне. Наташа всегда поступает так, как подсказывает ей сердце, мало задумывается о последствиях своих поступков, а потому нет ни фальши, ни поддельности. Любуясь своей героиней, Л.Н.Толстой выделяет в ней "простоту, добро и правду" Душа ее развивается, и уже может вместить в себя и даже требует более глубокого чувства к князю Андрею, в которого, она влюбляется и взаимно. Бурное чувство, объяснения в любви с князем Андреем и помолвка с годовым испытанием.

Князь Андрей в "Войне и мире", попадает в ловушку влюбленности, как "на безрыбье и рак рыба". Эта ловушка очень распространена в социально ограниченных группах. Наташа Ростова может совершенно не соответствовать его ожиданиям и психологическим особенностям, но она "человек из своего круга, девушка на выданье". Складывается система "ключ - замок". Князю Андрею хочется создать семью, у него есть потребность в любви, и тут появляется Наташа. Все дальнейшие конструкции героев лишь в выгодной романтической форме объясняют им произошедшее. Наташе кажется, что она уже в первый приезд князя Андрея в поместье Ростовых влюбилась в него, ему тоже. Но это самообман. Истинный мотив - "ловушка ожидания пары". Толстой был неплохим житейским психологом, и потому он дал в ходе повествования этой паре распасться.
Б.Ю.Шапиро декан факультета МВШСН, к.пед.н., доцент, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Европейской ассоциации психотерапевтов.

Но темперамент Наташи не терпит душевного штиля такой продолжительности и вот ее уже бес попутал. В отсутствие князя Андрея она знакомится и быстро сближается с Анатолем Курагиным. Это рослый красавец с “прекрасными большими глазами”, он не одарён умом, но “зато у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность”. И хотя личную выгоду Анатоль не преследует, но за удовольствиями охотится с неутолимой страстью - и с готовностью принести в жертву любого ближнего. Так он поступает с Наташей Ростовой, влюбляя её в себя, готовясь увезти - и не думая о её судьбе, о судьбе Андрея Болконского.
- Три дня, - сказала Наташа. - Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. - Наташа обняла и поцеловала ее.
- Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? - говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
В наше время психологи это назвали Наташа, находясь во власти чувств, решается на отчаянный шаг - побег из родительского дома.


После неудавшегося побега Наташа тяжело переживает свой "низкий, глупый и жестокий" поступок, что-то уже похожее на взрослость. Разрыв с Болконским, его ранение и последовавшая смерть привели Наташу к глубокому внутреннему кризису. Она предалась отчаянию и скорби, замкнулась в себе. Все это, вечные метания созревающих душ.

Горе, расставания с близкими это неизбежная часть жизни, каким бы большим, ни было горе оно переживаемо.

Наташа начинает постепенно обретать вкус к жизни, а встреча с Пьером, вернувшимся из плена, его заботливое внимание и глубокое искреннее чувство к ней окончательно исцеляют ее.

Пьер: массивный, толстый молодой человек с умным робким, наблюдательным и естественным взглядом. Фигура Пьера Безухова, может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. И улыбка у Пьера не такая, как у других: Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое - детское, доброе.

Пьер также проходит все ступени взросления. Он участвует в кутежах, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное начало одерживает верх над разумом: он по "большой любви" женится на светской красавице Элен. Но Пьер быстро осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его - легкомысленная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Участвует в дуэлях, опять страдает.

Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Он умен, любит предаваться мечтательному философствованию, исключительно добр и рассеян, одновременно его отличают слабость воли, отсутствие инициативы. Главная черта героя - искание успокоения души, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Один человек еще не человек, только в паре он обретает гармоничную целостность.
Фейербах

Пьер, вернувшись из плена и узнав, что жена умерла и он свободен, слышит о Ростовых, что они в Костроме, но мысль о Наташе редко навещает его: “Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего”. Даже встретив её, он не сразу узнаёт Наташу в бледной и худой женщине с печальными глазами без тени улыбки, сидевшей возле княжны Марьи, к которой он приехал.

Оба они после трагедий, утрат если и жаждут чего, то не нового счастья, а скорее забвения. Она ещё вся в своём горе, но для неё естественно именно перед Пьером выговориться без утайки о подробностях последних дней её любви к Андрею. Пьер “слушал её и только жалел её за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая”. Для Пьера - радость и “редкое наслаждение” поведать Наташе о своих приключениях во время плена. Для Наташи радость - слушать его, “угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера”.

Наташе - двадцать один год, Пьеру - двадцать восемь.

Письмо Пьера Наташе:

«Дорогая Наташа, в тот великолепный летний вечер, когда я встретил вас на балу у императора, я понял, что всю жизнь хотел иметь жену, такую же прекрасную, как и вы. Я глядел на вас весь вечер, не отрываясь ни на минуту, всматривался в ваше малейшее движение, пытался заглянуть в каждое, пусть самое маленькое, отверстие вашей души. Я ни на секунду не отводил глаз от вашего великолепного тела. Но увы, все мои усилия, чтобы привлечь ваше внимание были безуспешны. Я думаю, что будут лишь пустой тратой времени все мольбы и обещания с моей стороны. Ибо я знаю, что у меня слишком маленький статус в империи. Но все же хочу вас заверить, что вы самое прекрасное существо на свете.

Я никогда, никогда не встречал такой удивительной женщины, которая так много сделала для нашей родины. И лишь ваша преогромнейшая скромность скрывает это.

Наташа, я люблю вас!

Пьер Безухов

«С того дня, как Пьер, уезжая от Ростовых и вспоминая благодарный взгляд Наташи, смотрел на комету, стоявшую в небе, и почувствовал, что для него открылось что-то новое, - вечно мучивший его вопрос о тщете и безумности всего земного перестал представляться ему. Этот страшный вопрос: зачем? к чему?»

После замужества в Наташе совершилось поразительное превращение, ее жизнь меняет курс на 180 градусов. Наташа реализует свою главную жизненную роль, для которой была предназначена. Эта ее роль была предопределена семейным воспитанием. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, семьи, которую Л.Н.Толстой в романе считает гармоничной, полноценной, где царит полное взаимопонимание и существуют теплые отношения между родителями и детьми. Именно семья привила Наташе и любовь к искусству, и тягу к культуре, и ту народную органичность, которую, Л.Н.Толстой считает неотъемлемой частью духовного мира истинно русского человека. Именно семья сформировала Наташу как личность. На момент окончания романа у них с Пьером было четверо детей.

Своё отношение к Наташе в новой для неё жизни Л.Н.Толстой выразил мыслями старой графини, которая “материнским чутьём” понимала, что “все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном”. Графиня Ростова “удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”.

«Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Наташа заявила свои требования. Пьер удивился этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинялся им». Прочитав это, каждый может сравнить свое понимание «под башмаком своей жены», с тем как это представляет Л.Н.Толстой и подробно объясняет женам, как сделать, чтобы муж сам захотел быть под ее башмаком.

«Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался - читал или писал в своем кабинете. Стоило Пьеру показать какое-нибудь пристрастие, чтобы то, что он любил, постоянно исполнялось. Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его. Весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть желаниями Пьера, которые Наташа старалась угадывать. И она, верно, угадывала то, в чем состояла сущность желаний Пьера, и, раз угадав ее, она уже твердо держалась раз избранного. Когда Пьер сам уже хотел изменить своему желанию, она боролась против него его же оружием».

“Всему, что было умственным, отвлечённым делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехой в этой деятельности её мужа”.

В супружеских парах, живущих в любви, осуществляется такая прекрасная поддержка и понимание, что каждый чувствует себя защищенным. При этом, что бы ни сделал каждый, что бы ни сказал - все уместно, все хорошо, все правильно. Это само по себе дает ощущение, что ты являешься добрым человеком, дает ощущение собственной значимости. А это чувство - важная потребность каждого человека.

«Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера».

В каждой супружеской паре любовь осуществляется по-разному, но общим для них является то, что требования супруга вызывают не раздражение, а напротив, чувство удовлетворения и гордости, поскольку воспринимаются как проявление заботы, собственной нужности.

Для описания своей любимицы Л.Н. Толстой не жалеет резких выражений. Наташа "то, что называют, опустилась": перестала заботиться о своих манерах, словах, одежде - обо всей внешней стороне жизни. Она забросила пение, отказалась от всех своих прежних увлечений, занятий. Она отдала всю себя семье, мужу, детям - почти растворилась в них, стала их частью. Наташа вся пропиталась естественностью, стала жить почти природной жизнью.

Она опустилась, но опустилась в такую глубину, рассказывая о которой Л.Н.Толстой не перестает удивляться. Наташа стала "красивой и плодовитой самкой", в которой "видно было только лицо и тело, а "я" не было видно"? Ее "я" до конца растворилось в "мы". Наташа стала не просто естественным человеком, а ключевым "органом семьи", воплощением вечной "жено-матери" - берегиней. В этом своем растворении в "мы" она так слилась с мужем, что стала понимать его помимо слов, почти телепатически. Они разговаривали, "с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга... без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом".

Это был способ, противный всем законам логики - "противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах... Наташа до такой степени привыкла говорить с мужем этим способом, что верным признаком того, что что-нибудь было неладно между ей и мужем, для нее служил логический ход мыслей Пьера. Когда он начинал доказывать, говорить рассудительно и спокойно и когда она, увлекаясь его примером, начинала делать то же, она знала, что это непременно поведет к ссоре".

Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье ("одно сердце и одна душа") и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества, которое, овладев человеком, гасит и поглощает все индивидуальное в нем... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни.
К.Г.Юнг

Перед нами поразительное до сих пор еще не до конца раскрытое явление. Передавая друг другу несколько мыслей сразу, в одну и ту же секунду, они не затрудняют этим свое понимание, а, наоборот, делают его более полным и быстрым. А когда они говорят по правилам логики, не о многих предметах сразу, а об одном, это не облегчает им понимание, а, наоборот, срывает его.

Любовь Пьера к Наташе открыла в нем новые качества - появилась загадочная проницательность. "Он без малейшего усилия, сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви". "Может быть, - думал он, - я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда-либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что... я был счастлив".

И внутреннее понимание друг друга стоит у Наташи и Пьера на родственных основах. Их "глубокое погружение" друг в друга, их многоярусный обмен разными мыслями и чувствами сразу - плод слияния родственных душ.

Первичным является «родственность душ» это предопределяет взаимопонимание, возникает интерес от общения, развивается душевный комфорт в отношениях, это вызывает желание сделать доброе дело для партнера, а у него это вызывает еще большее желание доставить ответную приятность. Все! Цепная реакция развития любовного чувства запущена и теперь она будет развиваться до скончания века «пока ни сгинет в землю человек». Причем, с годами любовь становится еще крепче и благотворнее.

Любовь это не столько чувство, приводящее к браку, сколько раскрытие действенной светлой энергии и других способностей в совместной жизни. Любовь перестает быть отдельно взятым чувством, а становится всеобщим состоянием души, тела, ума, поведения. Как живительная дождевая влага пропитывает иссушенную истрескавшуюся землю, так и любовь пропитала жизни Наташи и Пьера, весь уклад их бытия.

Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.
Э. Фромм.

Эта любовь - естественное состояние не похожа ни на ранние Наташины чувства, ни на бурные чувства Пьера к Элен, то были влюбленнсти

«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто. И отражение это произошло не путем логической мысли, а другим - таинственным, непосредственным отражением».

Если обыкновенные писатели описывают разные стороны, хитросплетения любви предшествующие свадьбе, то выдающиеся писатели описывают как преображает, раскрывает лучшие качества любовь в супругах, когда уже рождаются дети. А переживания, страсти предшествующие созданию семьи это только предтеча главного чувства в жизни так ярко и всесторонне описанные Л.Н. Толстым в романе "Война и мир".

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
Л.Толстой

Мы можем узнать много интересного о подробностях и деталях жизни наших героев если воспользуемся знаниями, которые открывает

Соционические психотипы: Наташа Ростова - сенсорно-этический экстраверт СЭЭ - ESFP - Наполеон Пьер Безухов - интуитивно-логический интроверт ИЛИ - INTP - Бальзак Андрей Болконский – этико-интуитивный экстраверт ЭИЭ - ENFJ – Гамлет Не подозревая того Л.Н. Толстой выбрал для описания семейного союза своих любимых героев наилучшие дуальные отношения.

Дуальность – высшая награда творца, ибо только в отношениях дуалов содержится все необходимое, чтобы придать им гармонию совершенства.
Психолог О.Б.Слинько

«Одним словом, дуал - это действительно та самая "половинка", о встрече, с которой мечтает каждый соционик (не соционик же мечтать не может, поскольку невозможно мечтать о том, о чем не имеешь представления!). В сложившейся дуальной диаде люди вообще забывают о том, например, что такое комплексы. Нет комплексов! Дуалы раскрепощены, раскованы, уверены в своей востребованности, в своей нужности, в своей полезности (прежде всего, дуалу, а значит, и обществу)» Подробнее познакомившись с описанием дуальности, понятно становится, откуда появилась легенда об андрогинах, что она возникла не из простого воображения философа. Интересно это явление Л.Н. Толстой так же описывает и в романе «Анна Каренина» о любящих супругах Левине и Кити. Как-то Константин Левин опоздал домой, и перенервничавшая Кити встретила его горькими упреками. Он оскорбился на нее, хотел сказать ей гневные слова, «но в ту же секунду почувствовал, что... он сам нечаянно ударил себя». «Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он». «Она была он сам». Любовь Наташи к Пьеру не является чем-то незыблемым, данным раз и навсегда, ее Наташе надо подновлять каждый день заново. Только такой противоречивый, медлительный, вместе с тем умный и глубоко мыслящий партнер, как Пьер, может надолго удержать ее внимание. Но для Наташи эти обновления не являются обременительной работой, нагрузкой, это ее интерес, это ребусы жизни, которые она охотно решает, получая от этого удовольствие, ощущение полноты жизни, радость, удовлетворенность собой и супругом. Наташа помогает Пьеру справиться с приступами хандры, он заряжается от нее энергией и оптимизмом. Наташа перенимает от Пьера его видение Времени, его не надо ни торопить, ни тормозить, как оно течет пусть, так и течет, увереннее, без надуманного драматизма относится к будущему. может даже предсказать, как развивались их сексуальные отношения. Практически всегда инициатором этих отношений была Наташа. Ведь она сенсорик (уверенный в своих ощущениях человек) и этик (уверенный в своих чувствах к другому человеку). Как экстраверт, она инициативна и импульсивна в отношениях, легко выражает чувства, откровенна и решительна. Пока Пьер сомневается в раздумьях выбора, она это делает гораздо быстрее к обоюдному удовольствию. А вот если бы Наташа вышла замуж за Андрея Болконского, был бы крайне неудачным сначала для нее, и уже как следствие для него. Отношения Андрея к Наташе можно обозначить как покровительство при отсутствии обратной связи то, в чем она не нуждается. Со временем они перерастают в почти полное игнорирование Андреем Наташу. Раз ты не нуждаешься в моем покровительстве, а ничего другого я тебе дать не могу, значит, ты не нуждаешься во мне. Вместо любви как это складывается в отношениях с Пьером, она превращается в помеху, неинтересную, примитивную обузу, мешающую ему полноценно мыслить, жить и быть самим собой. Самое главное, что дает , все качества отношений: любовь, проблемы, конфликты, отчуждения можно просчитывать до их начала, т.е. до знакомства. Сначала осуществляется соционическое тестирование, а далее все объяснит.

«Сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети - в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»

Лишь 1.5% опрошенных россиян ответили положительно на вопрос «Гармоничны ли ваши отношения с любимым человеком».

«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга. Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал, задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких, оказалось, пять, где есть взаимный выбор».

У счастливой жизни в любви есть большой недостаток – время летит быстро. Ведь не зря же родилась поговорка "счастливые часов не наблюдают". Как ни длинна жизнь счастливой семьи,

Джордж Буш (старший) прожил в любви с Барбарой 75 лет, умерли в один год 2018, ему было 94 года, ей 92 года.

А она конечно длиннее несчастливой, она пролетает быстро. Вот такой парадокс.

Еще один признак «Счастье, как здоровье, когда его не замечаешь, значит, оно есть».
И.Тургенев.

Так что выходит, что угодить телу человек, сколько бы он ни старался, никогда не в силах, потому что то, что нужно телу, не всегда можно добыть, и если и добывать, то надо бороться с другими; угодить же душе человек всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться; ...напротив, чем больше любишь, тем больше сближаешься с другими людьми. ...и всякий человек чем больше любит, то всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но и делает счастливыми и радостными и других людей.
Л. Н. Толстой

С точки зрения творцов национальной идеи - к ним следует обязательно отнести Л.Толстого, Ф.Достоевского, славянофилов, разрушение самих основ существования России, начинается с разрушения традиционных устоев «дома» - русской Семьи. Такой Семьи как у Наташи и Пьера.

Счастлив тот, кто счастлив дома.
Л. Н. Толстой Влюбленность. Е. Пушкарев

Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой опи­сывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Пре­лесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины -только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его харак­тер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Вариант 2

"Война и мир" - одно из лучших произведений русской и мировой литературы. В нем автор исторически верно воссоздал жизнь русских людей в начале XIX века. Писатель подробно описывает события 1805- 1807 годов и 1812 года. Несмотря на то, что "мысль семейная" является главной в романе "Анна Каренина", в романе-эпопее "Война и мир" она также занимает весьма важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. Автор блестяще обрисовал многие характеры в романе, показал их становление и развитие, что называют "диалектикой души". Толстой, уделяя большое внимание истокам формирования личности человека, имеет сходство с Гончаровым. Герой романа "Обломов" не родился апатичным и ленивым, а таковым его сделала жизнь в его Обломовке, где 300 Захаров готовы были выполнить любое его желание.

Следуя традициям реализма, автор хотел показать, а также сопоста-: вить между собой различные семьи, которые являются типичными для своей эпохи. В этом сравнении автор нередко использует прием антитезы: одни семьи показаны в развитии, тогда как другие являются застывшими. К последним относится семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не случайно: внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Так, подлость и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отношении к неопытному Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен, согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, супруги все время в разлуке. К тому же Элен высмеивает желание Пьера иметь детей: она не хочет обременять себя лишними заботами. Дети, в ее понимании, - обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что главное предназначение женщины - стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения в этом мире, она умирает. Никто из семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.

Полная противоположность Курагиным- семья Болконских. Здесь чувствуется авторское желание показать людей чести и долга, высоконравственные и сложные характеры.

Отец семейства - князь Николай Андреевич Болконский, человек екатерининской закалки, ставящий честь и долг выше других ценностей человека. Наиболее ярко это проявляется в сцене прощания с сыном - князем Андреем Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца, не роняет чести. В отличие от многих адъютантов, он не отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести старинного рода Болконских.

Дочь старого князя Болконского - Марья, человек чистой души, набожный, терпеливый, добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к ним безропотно, так как знает, что отеческая любовь к ней запрятана в глубине его души. Автор подчеркивает в характере княжны Марьи жертвенность собой во имя другого, глубокое понимание дочернего долга. Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья не перечит ему: уменье понять другого человека, войти в его положение - вот одна из главных черт ее характера. Эта черта часто помогает сохранить семью, не дает ей распасться.

Еще одна антитеза клану Курагиных - семья Ростовых, показывая которых, Толстой делает акцент на таких качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи, хлебосольство, нравственная чистота, неиспорченность, приближенность к народной жизни. К Ростовым тянется много людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть, так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел идеализировать открытость, показать ее необходимость между всеми членами семьи. Каждый член семьи Ростовых - индивидуальность.

Николай, старший сын Ростовых, - человек храбрый, бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний, которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, заметно отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье, замкнутой и злобной. Старый граф говорит, что графиня "что-то с ней намудрила". Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и жедает видеть своих детей счастливыми во что бы то яи стало, даже если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей. Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь проглядывает слепой материнский инстинкт.

В конце романа автор показывает нам становление двух семей: Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и благородны. Они обе много страдали и, наконец, обрели свое счастье в семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал Достоевский: "Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием". Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого прощает им некоторые недостатки, свойственные обыкновенным людям.

В итоге мы видим, что "мысль семейная" является одной из основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри одной семьи, так и между семьями.

47. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19)

Вариант 1

60-е годы XIX века в России стали периодом наивысшей актив­ности крестьянских масс, подъёма общественного движения. Цент­ральной темой литературы 60-х годов стала тема народа. Эта тема не оставляет равнодушным и такого великого писателя, как Л. Н. Толс­той. Особенностью раскрытия этой темы у Толстого можно назвать следующее: автор рассматривает проблему народа через призму истории. А само понятие «народ» у Толстого включает и крестьян, и нацию в целом, и купечество, и мещанство, и патриотически настроенное патриархальное дворянство, если все они вместе или каждый по отдельности являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия «народ».

В романе «Война и мир», по замыслу автора, путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом (не разрыв со своим классом, а нравственное единение с народом). Главное испытание, через которое проходят герои романа, чтобы прийти к пониманию истинной народности, это Отечествен­ная война 1812 года. Жизнеспособность каждого героя проверяется «мыслью народной». Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свой лучшие качества. Андрея Болконского солдаты на­зывают «наш князь». Наташа Ростова принимает решение отдать под­воды раненым солдатам. Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти французских войск. Все это и есть представление об истинной народности. Наряду с проявлени­ем такой народности Л. Толстой показывает и псевдонародность, подделку под неё. В салоне Анны Шерер берут штраф за французс­кий язык, все стараются приблизиться к русскому, национальному образу жизни. В кругу московского дворянства читаются манифес­ты, в которых говорится о чувстве долга и патриотизме, но кроме напыщенности в словах этих воззваний нет ничего.

Для Толстого очень важно, чтобы читатель понял, что патрио­тизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении нет разницы между Андреем Болконским и любым солдатом его полка.

Близок к народу и капитан Тушин, в образе которого сочетается «малое и великое», «скромное и героическое». Этого героя сближа­ет с народом его интуитивное начало, которое руководит им в ходе сражения при Шенграбене.

Тема народной войны находит свое выражение в образе Тихона Щербатого. Тихон Щербатый - крестьянин из отряда Денисова, пред­стает пред нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он «одинаково верно, со всего размаха раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки».

Обладающий живой народной сметкой, расторопный и изворотли­вый, он отличается той достаточно хитрой чудаковатостью, которая служит постоянным объектом для шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу.

Другим представителем народа на страницах романа является Платон Каратаев. Образ Каратаева, по замыслу Толстого, должен был воплотить все лучшие черты русского крестьянства. В крестьянстве Л. Н. Толстой видел особый мир, сближение с которым может оздо­ровить человека из привилегированных классов.

Пьер Безухов встречается с Каратаевым в исключительно тяже­лых условиях, в бараке для военнопленных, куда его привели после расстрела французами ни в чем неповинных русских людей. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки и прос­тоты было в певучем голосе, что у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». У Каратаева личное, индивидуальное засло­нено «роевым», слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложность классовых противоречий. Интересен язык и рассуждения героя, в которых слышится народная речь: «не нашим умом, а божьим судом», «рок головы ищет», «наше счастье дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь -ничего нету». В образе Каратаева Толстой пытался воплотить черты идеа­лизируемого им патриархального крестьянства.

В своем романе Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской». Силь­ной могучей волной поднимается партизанское движение. «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною величественной силой». Патриотический подъём в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: «Всем народом навалиться хотят, одно слово -Москва». Толстой показывает партизанские отряды Долохова и Дени­сова, рассказывает о старостихе Василисе, побившей сотни французов. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами по себе сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево».

Подлинным полководцем народной войны, воплотившим дух всего народа. Толстой выводит Кутузова. Писатель показывает нам его и как простого, хорошего человека, презирающего все показное, и как мудрого исторического деятеля, и как полководца.

Как основную черту Кутузова Толстой подчеркивает его связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». «Только признание в нем этого чувства застави­ло народ... выбрать его, против воли царя, в предводители народной войны. И только это чувство поставило его на... высшую человечес­кую высоту» Своим родным чувствуют Кутузова солдаты к офицеры-дворяне.

Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им пра­вильную оценку.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, и нужен был именно такой полководец. Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей и чувств, Толстой ни­где не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление создается у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова.

Нельзя не отметить, что весь ход рассуждений и описания событий войны 1812 года служат для утверждения решающей роли в исто­рии народных масс. Так называемые «великие люди» не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Толстой исходит из стихийности исторического процесса, он отрицает роль личности в истории. Писатель считает, что ход истории решает народная масса. О Кутузове в связи с этим Толстой пишет: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотня­ми тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокоманду­ющего, не место, на котором стоят, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти».

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их.

Таким образом, «народная» мысль в романе прослеживается автором следующим образом: во-первых, это изображение лучших представителей народа (а народом, по мнению Толстого, можно счи­тать представителя любого класса и сословия при условии его пат­риотизма и нравственного начала), во-вторых, это герои-солда­ты, решившие исход Отечественной войны 1812 года, в-третьих, это изображение величайшего народного полководца Кутузова, и нако­нец, это сложный процесс обретения истинной народности «люби­мыми» героями Толстого через приобщение к народной мудрости, постижение инстинктивного «роевого» начала.

Вариант 2

В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея "Война и мир". По словам И. С. Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда не было написано никем".

"Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В "Войне и мире" я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года", - говорил Лев Толстой.

Главный герой романа - народ. Народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.

В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: "Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения".

Война 1812 года не была похожа на другие войны. "Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания", - писал Толстой.

Отечественная война 1812 г. для России была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее центру - Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди - крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие - враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.

Толстой говорит, что "для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов". Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.

Но омерзительны отдельные представители чиновно-арис-тократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: "Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах - иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и "приехали нас учить - славные учителя!" Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: "...наибольших для себя выгод и удовольствий... Трутневое население армии". К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты "в первый раз дрались там за Русскую землю", что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины "два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы".

Еще более полно "мысль народная" ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все те, кого можно назвать "русскими душой".

Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова.

Кутузов - подлинно народный полководец. Таким, выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. "Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат". Кутузов для России - свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. "Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа", - говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористо-на о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.

Кутузов - носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает "необычайная сила проникновения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе". Только признание в нем этого чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении "чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения".

С большим знанием дела описывает Толстой славные действия русских партизан и их командиров - Денисова и До-лохова. В центре повествования о партизанской войне - образы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего "все русское, народное, круглое, доброе". Толстой пишет: "...благо тому народу, который в минуту испытания... с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью".

Кульминационным моментом Отечественной войны явилась Бородинская битва. Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенграбенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колонны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. "Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага.и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином".

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, влияют на исход военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны русского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о великих событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та "мысль народная", которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила немеркнущим светом его гениальное творение.

48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4)

Вариант 1

На этот вопрос можно дать короткий ответ. Полководец Кутузов понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из преды­дущих войн. Но такой ответ требует дополнительных пояснений.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой поднимает проблему роли личности в истории. Выразителем своих взглядов писатель делает Кутузова.

Кутузов изображен в романе как человек, который обладает боль­шим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием. полководца скрывается громадное волевое напряжение.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, ну­жен был именно такой полководец. При этом, изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства, Толстой создает образ живого человека. Мы видим порт­рет героя, его фигуру, походку, жесты, мимику, его глаз, светящийся приятной ласковой улыбкой, слышим его речь, разнообразную лек­сически, всегда грамотную и уместную.

Толстой пишет о Кутузове: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующе­го, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и уби­тых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти».

Эту характеристику можно дополнить словами князя Андрея: «.. .он все выслушает, запомнит. Все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбеж­ный ход событий, - и он умеет видеть их, умеет понимать их значе­ние и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих собы­тиях, от своей личной воли, направленной на другое...».

Основу взглядов автора составляет сознание, что творцом исто­рии, исторических событий является народ, а не отдельные личнос­ти (герои) и что всякие рационалистически построенные теории и планы, как бы хороши они ни казались, - ничто пред той силой, ко­торой является настроение, дух масс. Народ в изображении Толсто­го - решающая сила истории. Поэтому победа над Наполеоном рас­сматривается автором как результат патриотических усилий народ­ных масс. По мнению Толстого, а его мысли выражает в романе Кутузов, руководить этим процессом невозможно. Вот почему Куту­зов пассивен во время Бородинского сражения.

Вариант 2

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев - Андрея и Пьера.

Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает "вид сверху", а затем - "изнутри". Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а "живую местность", В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает "в ряды пехотных солдат", он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ - основная сила русской армии в Бородинской битве. Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой, видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении. Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство - народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!". И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это "не такой день".

В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости" Простые люди - солдаты и ополченцы - и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека.

Наташа Ростова.

Одной из главных героинь в романе была Наташа Ростова. Писатель уделяет ей немало внимания и это неудивительно, ведь душа Наташи – это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках.

В романе слова «Наташа» и «любовь» неразделимы. Любовь – это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне... Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей...любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».

Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи намного позже. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Этим человеком был Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.

Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой должна быть женщина-мать. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни.

Пьер Безухов.

Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя, как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц.

Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России, но, в то же время, выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину. И в тот, казалось бы, самый «романтический» момент, когда Пьер «просит» руки Элен, он все время в мыслях опирается на слово «кажется»: «кажется» люблю, «кажется» счастлив.

Он ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований и ошибок.

Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.

Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Наташа и Пьер – это два «полюса», абсолютно разных человека, разделённых пропастью мировоззрений. Но их любовь стала мостом через эту пропасть, сблизила и соединила их.

Лев Толстой «Война и мир»

Объяснение Пьера с Наташей Ростовой.

В этот вечер Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение.
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер), стояла посередине гостиной.
Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно, в нерешительности подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтобы петь, но совсем с другим выражением.
- Петр Кирилыч,- начала она быстро говорить,- князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг,- поправилась она (ей казалось, что все только было и что теперь все другое).
- Он говорил мне тогда, чтоб обратиться к вам...

Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
- Он теперь здесь, скажите ему... чтоб он прост... простил меня.
- Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.

- Да... я скажу ему,- говорил Пьер,- но... - Он не знал, что сказать.
Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру.
- Нет, я знаю, что все кончено,- сказала она поспешно.
- Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все... -
Она затряслась всем телом и села на стул.

Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
- Я скажу ему, я все еще раз скажу ему,- сказал Пьер,- но... я бы желал знать одно...
′Что знать?′ - спросил взгляд Наташи.
- Я бы желал знать, любили ли вы...
- Пьер не знал, как назвать Анатоля, и покраснел при мысли о нем,- любили ли вы этого дурного человека?

- Не называйте его дурным,- сказала Наташа.
- Но я ничего, ничего не знаю... - Она опять заплакала.

И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал, как под очками его текли слезы, и надеялся, что их не заметят.
- Не будем больше говорить, мой друг,- сказал Пьер.

Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
- Не будем говорить, мой друг, я все скажу ему; но об одном прошу вас - считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь - не теперь, а когда у вас ясно будет в душе,- вспомните обо мне.
- Он взял и поцеловал ее руку.
- Я счастлив буду, ежели в состоянии буду... - Пьер смутился.

- Не говорите со мной так: я не стою этого! - вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что-то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
- Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас,- сказал он ей.
- Для меня? Нет! Для меня все пропало,- сказала она со стыдом и самоунижением.
- Все пропало? - повторил он. - Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава, надел шубу и сел в сани.

- Теперь куда прикажете? - спросил кучер.
′Куда? - спросил себя Пьер. - Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или в гости?′
Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слез взглянула на него.

- Домой,- сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.

= = = = = = = = =
Музыка Баха
Читает Виктор Астраханцев

Пьер Безухов, Наташа Ростова, Князь Андрей Болконский - положительные герои
Романа «Война и мир»

Отличительными чертами положительных героез Толстого являются настойчивые поиски правды, честность, преодоление эгоизма и индивидуализма, сближение с народом. Отечественная война дала возможность героям романа проявить свои лучшие качества и принять участие во всенародном подвиге. Личные интересы были подчинены задачам, стоящим перед страной.

Пьер Безухов

Пьер Безухов - центральный образ романа. Некоторые черты декабриста в нем проступают еще на вечере Анны Павловны Шерер в 1805 году, когда Пьер называет французскую революцию «великим делом» (т. 1, ч. 1, гл. 4). В 1809 году у Пьера была попытка преобразования масонства. Пьер наметил программу деятельности ордена: воспитание юношества, преодоление суеверий, захват власти (т. 2, ч. 3, гл. 7).

Основное внимание в романе отводится Отечественной войне. Поэтому и эволюция героев романа связана с изменением во времени исторической обстановки. В начале романа Безухов является бонапартистом. Затем он вступает в борьбу с французским вторжением и остается в занятой неприятелем Москве с целью убить Наполеона. Чтобы принять такое решение
И приступить к его выполнению, надо быть нравственно сильным и волевым человеком.

Толстой противопоставляет Пьера окружающей дворянской среде. Поэтому он представлен незаконным сыном Безухова. Его манеры не соответствуют этикету гостиной. У него умный, наблюдательный взгляд. На вечере у Анны Павловны умные рассуждения Пьера о Наполеоне особенно впечатляют на фоне болтовни Ипполита (т. 1, ч. 1, гл. 4).

Пьер Безухов никогда не думает о личных интересах. При встрече Пьера и Бориса в доме умирающего старика Безухова, когда Борис интересуется наследством, Пьер стыдится за Бориса. В повседневной жизни Пьер может прояврсть и безволие. Например, он дал слово Андрею Болконскому порвать с кругом Курагина, а сам поехал на развлечения к Анатолю прямо от Болконского.

Мировоззрение Пьера Безухова менялось с течением времени. Масонство не оправдало его надежд на совершенствование жизни. Попытка освободить крестьян от крепостной зависимости в своих имениях встретила противодействие управляющего (т. 2, ч. 2, гл. 10).

События войны 1812 года полностью захватили Пьера Безухова На его средства формируется полк. Пьер осознал свою связь с народом и народный характер войны. «Ему стало понятно то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят» (т. 3, ч. 2, гл. 20).

Именно на поле Бородинского сражения Пьер в большом масштабе соприкоснулся с подвигом народа.. Это еще больше раскрыло к действию его положительную натуру порядочного человека. Пьер разыскал в Москве около горящего дома оставленного ребенка, вступился за. честь простой женщины, выброшенной на улицу (т. 3, ч. 3, гл. 33). Период плена еще больше сблизил Пьера с народом.

Наташа Ростова

Образ Наташи Ростовой производит очень сильное впечатление. Могучий талант Л. Н. Толстого раскрыл читателю формирующуюся душу юной девушки. Простота, правдивость, ум сочетаются в ней с большой внутренней энергией. Моральная сила помогает ей преодолеть заблуждения. Образ Наташи Ростовой раскрывается окончательно в 1812 году.

С помощью Наташи автор объясняет читателю, как женщина из передовой дворянской семьи откликается на всенародный подъем эпохи Отечественной войны. Личная трагедия в жизни Наташи состояла в разрыве с Андреем Болконским, бегстве с Анатолем Курагиным, покушении на самоубийство. Именно в это время общая мысль «о спасении России от вражеского нашествия» вернула ей волю. Это ярко проявляется в эпизоде вывоза раненых из Москвы, когда Наташа Ростова настояла на том, чтобы освободить телеги от богатого имущества семьи и вывезти на них солдат (т. 3, ч. 3, гл. 16).

Мобилизацию ее душевных сил мы видим в самоотдаче при уходе за Андреем Болконским после тяжелого ранения (т. 4, ч. 1, гл. 14). Наташа Ростова не говорила громких фраз, не думала о своем патриотизме, а делала дело, которого требовали обстоятельства. Облик Наташи в черной одежде символизирует горе тысяч русских женщин, перенесших французское нашествие.

Мы встречаемся с Наташей Ростовой в эпилоге романа. Прошло семь лет после главных событий. Ее сфера деятельности - семья. Наташа Ростова - жена и мать. Мы наблюдаем духовную близость супругов, Толстой обращает внимание на уважение, которым должно пользоваться материнство..

Князь Андрей Болконский

В самом начале романа помыслы Андрея Болконского состоят в достижении власти через воинский подвиг. В лице Бонапарта он видит образец героя. Слава геройского подвига стала его единственной мечтой. Аустерлицкое сражение в 1805 году завершает этот этап эволюции его характера.

В Шенграбинеком деле Андрей Болконский проявил мужество и храбрость. В бою на батарее Тушина Андрей Болконский сумел оценить роль простых людей в сражении.

После сражения под Аустерлицем Андрей Болконский решил не возвращаться на воинскую службу. Неудачи в попытках улучшения жизни крестьян, участие в реформах Сперанского настроили его скептически. Измена Наташи Ростовой также была потрясением для Андрея.

До начала войны 1812 года жизненная концепция Болконского не оформилась. Но при отступлении русской армии он относится с ненавистью не только к французам, но и к царскому генералитету, безразличному к судьбе страны. Он заботится о людях своего полка. Накануне Бородина Андрей Болконский осознает, что цели, которые ранее его волновали, стали ему безразличны.

Л. Н. Толстой понимал, что именно в войне 1812 года находятся истоки событий 1825 года. Андрей Болконский вполне мог стать одним из дворян, выступивших против царя в 1825 году. В романе он еще далек от идеи декабристов. Но это так и было с будущими дворянами-декабристами в этот период.

В образе Андрея Балконского мы находим пример высокой чести и доблести, верности воинскому долгу, верности людям, с которыми связывает его судьба.

Заключение

Положительные герои в романе «Война и мир » показаны всесторонне и в развитии. Каждый положительный герой отмечен сложным сочетанием особенностей характера и восприятия мира. К положительным героям относятся и Николай Ростов, и княжна Марья, и некоторые другие второстепенные персонажи. Для большинства из них озарение патриотическим чувством привело в действие их лучшие качества. Читатель, прослеживая судьбы положительных героев, получает представление об истоках движения декабристов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!