Материал для учителей литературы "Использование экспрессивно – выразительных языковых средств в поэзии и. Бунина (на примере стихотворения «Листопад»)". Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной вырази-тельности. Сравнения, эпит

  • формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
  • развивающие : развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
  • воспитательные : воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения И.С.Никитина "В синем небе плывут над полями:".

Какие эпитеты выписали из стихотворения?

1. Введение в тему урока.

Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).

Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

4. Знакомство с биографией поэта.

Сообщение ученицы:

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.

Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.

5. Работа над стихотворением.

а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

б ). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.

в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками (с.795).

  • Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый (с.327).
  • Багряный - красный густого, тёмного оттенка (с.33).
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева (с.318). Слайд 2.

г) Выборочное чтение.

Анализ стихотворения.

1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса. Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.

На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.

2. Анализ первой части отрывка. Слайд 3.

Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса. Что напомнил осенний лес Бунину? Что же особенно его удивило? Почему он сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?

Кто в природной тишине является одушевлённым? Как называется этот приём в художественной литературе?

Что называется олицетворением ? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).

Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). (Повторить в парах).

Работа в группах . Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"

Физкультминутка "В лесу". Слайд 4. 3.

Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.

Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? (на башни терема). Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон). Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение). Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

Как называет автор окна? (оконца). О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса .

Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

6. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?

7. Физкультминутка для глаз.

8. Анализ 2 части отрывка. Слайд 5-7.

А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. Какова здесь осень? (грустная) Как вы догадались? (и осень тихою вдовой). О чём грустит осень? Найдите слово, которое повторяется несколько раз. Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?

Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.

Как он пишет о тишине? Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). Слайд 8. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю:)

В каком образе выступает осень в этой части?

9. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

Что изобразил художник? О чём эта картина?

Какие деревья здесь занимают центральное место?

Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?

Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?

Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?

Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.

Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?

10. Работа над выразительностью. - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения.

2.Тон чтения.

3. Логические ударения.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.

11. Итог урока. - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?Что вы запомнили о И.Бунине? Слайд 9.

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).

скажите пожалуйста

стихотворение листопад иван алексеевич бунин
что напомнил осений лес бунину?
как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса терема?
а какие эпитеты использует для этого автор?
почему слово Осень пишэться с большой буквы?
чего он достигает необычным изоображэнием осени?
какие согласные звуки повторяются?
как можно догодаться что красота недолговечна?
почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня?
что хотел сказать бунин своим читателям?
помогите пожалуйста

Что напомнил осенний лес Бунину? А какие эпитеты использует для этого автор?

Вот стих:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы» ).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь ), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья ) и направленное движение (гуси держат перелет ).

«Листопад» отличает обилие тропов . Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина помогает лучше узнать и понять этого автора, одного из отечественных классиков. Бунин больше известен, как прозаик, автор лирических рассказов и романов, например, "Жизнь Арсеньева", за который он был удостоен Нобелевской премии. Но это был еще и замечательный поэт, создавший десятки превосходных поэтических текстов.

Об авторе

Прежде чем начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина, расскажем о самом авторе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Он происходил из семьи обедневших дворян. Рано пошел работать, начал карьеру в журналистике. Будущий поэт признается, что вырос на Пушкине, стихи которого постоянно звучали в доме.

В детстве у мальчика был гувернер - студент Московского университета Николай Ромашков. Именно он пристрастил его к чтению. Бунин получил полноценное домашнее образование, которое включало в себя, помимо основных предметов, латынь и рисование.

Сам Бунин признавался, что среди первых книг, которые он прочитал самостоятельно, были сборники британской поэзии и "Одиссея" Гомера.

Первые неудачи

В молодости начинающий поэт сильно переживал из-за того, что критики и читатели обращали на него немного внимания. Сложности были связаны с тем, что у него не было литературных агентов, которые могли бы организовать рецензии в прессе. Он самостоятельно отправлял произведения всем своим знакомым с просьбой писать отзывы.

Дебютный сборник его стихов, который вышел в Орле, остался практически никем не замеченным. В 1897 году была напечатана его вторая книга под названием "На край света и другие рассказы". На нее поступило около 20 отзывов от критиков. Все они были снисходительно-благодушными, но не более. К тому же в то время такое небольшое количество отзывов выглядело мизерным по сравнению с оценкой работ Горького или Леонида, которыми восторгались критики.

Сборник "Листопад"

Составляя анализ стихотворения Бунина "Листопад", нужно обязательно учитывать, что оно входило в состав сборника, который стал первым успехом писателя.

Сборник "Листопад" был издан в издательстве "Скорпион" в 1901 году. Ходасевич отмечал, что именно ей Бунин обязан своей популярности. Тогда же поэт обратился к Чехову с просьбой выдвинуть "Листопад" и вышедший несколькими годами ранее перевод "Песни о Гайавате" на Пушкинскую премию. Чехов согласился, но для начала проконсультировался с известным юристом Анатолием Кони. Чехов признавался, что сам уже неоднократно получал премии, но сам своих книг никогда не посылал. Поэтому просто не знал, как действовать, кому писать, куда отправлять произведения. Кони он просил помочь советом, подсказать, как действовать в такой ситуации.

В феврале 1903 году стало известно, что рецензентом Бунина по присуждению Пушкинской премии назначен известный отечественный поэт, прозаик и публицист Арсений Голенищев-Кутузов, потомок легендарного полководца. Вскоре отзыв на сборник появился и в "Литературных вечерах "Нового мира". В нем Платон Краснов отмечал, что стихи весьма однообразны, сравнив с Фетом и Тютчевым, отметил, что Бунину не удается писать о природе настолько увлекательно.

Отзыв Голенищева-Кутузова, наоборот, оказался восторженным. Он отметил, что Бунину свойственен уникальный, ни на что не похожий свой язык.

В октябре 1903 года в результате голосования Бунину была присуждена Пушкинская премия. В денежном выражении она равнялась 500 рублям. После этого к поэту стали относиться, как общепризнанному литератору, но коммерческого успеха его книгам она не добавила.

Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал, что в издательстве "Скорпион" еще несколько лет лежали нераспечатанные коробки с "Листопадом". Посетители использовали их вместо мебели. В результате издательство пошло на снижение цены. Вместо одного рубля "Листопад" стали продавать по 60 копеек.

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина

Стоит отметить, что это стихотворение было создано в ранний период творческого пути автора. Оно было написано в 1900 году, когда поэту исполнилось 30 лет. Впервые его напечатали в питерском журнале жизнь. Оно было сопровождено подзаголовком "Осенняя поэма". Интересно, что текст был конкретно посвящен Максиму Горькому.

Именно это произведение дано название сборнику, напечатанному в 1901 году, который в итоге был удостоен Пушкинской премии. Сам Бунин дорожил им до конца жизни.

При анализе стихотворения "Листопад" Бунина нужно отметить, что это так называемое произведение пейзажной лирики. Оно посвящено исключительно теме описания осенней природы. Автор наблюдает за неспешно меняющей картиной окружающей его природы, при этом начинает размышлять о человеческой судьбе и жизни, в стихотворении появляются философские мотивы.

Структура стихотворения

В анализ стихотворения Бунина "Листопад" по плану необходимо включить оценку рифмовки текста. Его отличает весьма своеобразное построение. Произведение поэта состоит из семи четверостиший и двух двустиший. Они имеют одинаковый и строгий размер - это четырехстопный ямб.

При этом строфы существенно отличаются одна от другой. Если первая, третья и пятая написаны с перекрестной рифмовкой, в них попеременно чередуются женская и мужская рифмы, то шестая, восьмая и девятая строфы имеют кольцевую рифмовку. По-своему написаны вторая, четвертая и седьмая строфы - у них смежные рифмы. Одна из главных особенностей этого стихотворения - его напевность, которая приближает текст к фольклору, народному творчеству.

На протяжении всего стихотворения Бунин пытается всеми силами раздвинуть границы пространства и времени. В самом начале он пишет только об одном дне, ограничивая действия исключительно одной поляной. Все это позволяет читателю насладиться последними мгновениями счастья от уходящего лета - последнего мотылька, пение улетающего дрозда, почувствовать последнее солнечное тепло.

Ближе к середине время расширяется до целого месяца - речь уже идет о целом месяце - сентябре, увеличивается и описываемое пространство. Это уже и лес, и все небо.

При анализе стихотворения "Листопад" Ивана Бунина нужно обязательно отметить, что к концу текста пространство и время принимают уже межпланетарные масштабы Вселенной.

Образ Осени

Важную роль в тексте играет образ Осени. Интересно, что это уникальное произведение, понятное и интересное как младшим школьникам, так и старшеклассника. Например, анализ стихотворения Бунина "Листопад" в 3 классе посвящен в основном тому, что описывает автор. Тому, как он относится к природе, окружающей его среде.

При этом анализ стихотворения "Листопад" Бунина в 11 классе уже более глубокий. Он включает в себя оценку образа Осени.

Осень в тексте включает в себя множество понятий. Это не только время года, но и самостоятельное существо. Своеобразная тихая вдова, владычица леса и всей увядающей природы.

Изображая Осень, поэт использует прием очеловечивания. Так он приоткрывает внутреннюю жизнь природы, наполненную своими печалями и радостями, болью, страданиями и открытиями.

Художественные приемы и средства

План анализа стихотворения "Листопад" И. Бунина включает в себя описание используемых автором художественных приемов. С их помощью поэту удается передать, как меняется настроение лирического героя, не отделяя при этом человека от природы.

Бунин в тексте приводит идею цикличности всех процессов, существующих в мироздании, а значит, вечной жизни всего сущего. В своем стихотворении он создает закольцованное повествование, проводит линию от прекрасной золотой осени через увядание и красоту к новой красоте. Теперь уже холодной и зимней.

Части стихотворения

Первая часть этот текста особенно запоминается образ осеннего леса. Бунин не жалеет ярких красок, описывая "лиловый терем", "янтарный отблеск листвы", "серебро паутины". Он как будто рисует на бумаге настоящую осеннюю сказку.

Затем бодрый ритм повествования сменяется грустным и упадническим настроением. Он связан с появлением образа Осени, которая приносит за собой мотив смерти.

Третья часть этого стихотворения передает картину умирания при помощи звуков, ярких красок, которые пропадают в небытие. Наступает зима, а осень отправляется дальше - на юг.

Использование тропов

Одно из главных отличий стихотворения "Листопад" - большое количество тропов. Бунин активно использует ассонанс, анафору, которые придают тексту мелодичность. А аллитерация звуков "с" и "ш" создает образ шуршащей листвы и гнетущей тишины.

В стихотворении много сравнений. Например, мотылек уподобляется белому лепестку, много метафор и олицетворений. В тексте большое количество эпитетов ("тихая вдова", "морозное серебро", "мертвое молчание").

В этом стихотворении Бунин сумел передать все величие и красоту окружающей нас природы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!