Николай Гоголь: Жизнь после смерти и тайна черепа. Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище. Тайна могилы Гоголя Гоголь после смерти перевернутый

Одной из самых таинственных историй, связанных с Николаем Васильевичем Гоголем, до сих пор остается пропажа его головы из гроба. Сразу стоит оговориться, что многое из того, что вы прочитаете ниже, основано на гипотезах и догадках.

Впрочем, большинство из них если и не подтверждены пока документально, это всего лишь дело времени и настойчивости исследователей.

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты в связи с переквалификацией в колонию для несовершеннолетних. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп...

Стоит заметить, что Сталин был давним тайным поклонником Гоголя. И сообщение о пропаже черепа привело диктатора в неописуемое бешенство. Тем более, что Сталин собирался отметить с большой помпой предстоящий через три года юбилей писателя. Он отдал приказ в кратчайший срок провести расследование и выяснить, кто украл череп и где он находится. Виновных наказать. Говорят, виновник был найден, но наказать его не смогли по причине смерти. Да и тайну черепа он унес с собой в могилу.

Засекреченные результаты расследования до сих пор хранятся в архивах ФСБ. Их наличие в неофициальной беседе сотрудники архива нам подтвердили. Попробуем и мы разобраться, что произошло с головой великого писателя.

Смерть

Последние четыре года своей жизни Гоголь провел в Москве в доме на Никитском бульваре.

В ночь с пятницы на субботу (8—9 февраля) после очередного бдения он, совершенно обессиленный, уснул на диване и вдруг увидел себя мертвым и слышал какие-то таинственные голоса. Наутро он вызвал приходского священника, желая собороваться, но тот уговорил его повременить.

В понедельник 17 февраля он лег в постель в халате и сапогах и больше уже не вставал. В Москве прослышали о болезни Гоголя, и 19 февраля, когда доктор Тарасенков приехал в дом, вся передняя комната была заполнена толпой гоголевских почитателей, стоявших молча со скорбными лицами.

Он умер, не приходя в сознание, в 8 часов утра 21 февраля. Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным.

Был ли Гоголь жив при погребении?

До сих пор очень много говорят о том, что Гоголя похоронили живым. Этот миф в очередной раз нужно развеять.

Подтверждением тому, что при погребении Гоголь был мертв, может служить выдержка из письма скульптора Николая Рамазанова: «…Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон».

Поворот черепа, о котором много говорят, объясним. Первыми подгнили боковые доски у гроба, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Памятник и могила

Вскоре после похорон на могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест. Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова привез в Москву с берега Черного моря из Крыма камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень из мрамора в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях. На нем был помещен стих из Священного Писания - цитата из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя. В 1909 году, к 100-летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя.

Сегодня на парадном захоронении писателя установлен помпезный памятник сталинской эпохи работы скульптора Томского с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.

Перезахоронение

В 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие отремонтировали и подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы. К назначенной дате реставраторы успели. В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение. Ни о какой пропаже из могилы ни звука....

Через 20 лет, по решению советской власти кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, а несколько особо ценных могил из акрополя было решено перенести на новом парадном кладбище, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Николая Языкова и философа Алексея Хомякова. Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно. На кладбище по спецпропускам пригласили популярных писателей и общественно-политических деятелей. В их число вошли писатели Валентин Катаев, Александр Малышкин, Владимир Лидин, Юрий Олеша, Всеволод Иванов, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер. Они-то и допустили утечку, а слухи моментально расползлись по столице: при вскрытии гроба обнаружилось - у скелета нет черепа, так и похоронили...

В дневнике бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя Александра Аросева «До жестокости откровенны» есть такая запись: «...26 мая 1934 года. На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н.Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли...»

Но обнародовать данные об этом удалось только в конце ХХ века. Так в числе первых появились воспоминания писателя, профессора Литературного института Владимира Лидина, опубликованные в журнале «Русский архив» (№1, 1990).

«...Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб.

Черепа в гробу не оказалось и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки.

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку... »

Собравшиеся творцы литературы растащили на сувениры, кто что успел. Так сам Лидин вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Всеволод Иванов (по другой версии не он) взял ребро Гоголя, директор кладбища комсомолец Аракчеев присвоил себе башмаки великого писателя... Говорят, писатель Малышкин. как все кинулся что-то выхватить из гроба, принес домой лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика. Пуговицу и часть других вещей родственники вандалов вернули в конце марта 2009 года в только что открывшийся первый музей писателя в Москве. Но как же быть с черепом?

По версии Лидина, череп был извлечен из могилы в 1909 году. Якобы, тогда меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. «В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно», - писал Лидин в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя». Вряд ли эта версия (с хранящимися в музее черепами) имеет серьезное основание. Сталин бы докопался до истины и перенес череп в могилу. Но это не было сделано. Значит, даже предположив, что за этим стоит Бахрушин (запомним эту версию), усомнимся в том, что череп был выставлен на обозрение.

Гораздо больше можно поверить в то, что слухи об украденной голове позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе «Мастер и Маргарита». В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа Берлиоза, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах. Эту параллель заметил писатель Анатолий Королев, который даже написал роман «Голова Гоголя».

О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же - под разными предлогами - проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя - коллекционера и основателя театрального музея в Москве, Алексея Бахрушина. Монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.

Два дня на гонорар гробокопатели гуляли в трактире. А потом проболтались. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии в монастыре решили помалкивать. До Бахрушина чекисты добраться не смогли. На свое счастье, он к этому времени уже умер. Обыски в музее и у наследников ничего не дали.

Более того, по слухам в коллекции миллионера было до 40 черепов. Не было найдено ничего. И где спрятано коллекция — неизвестно.

Незадолго до революции Бахрушин подарил все огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени Бахрушина по декрету самого Ленина. В этой должности он находился до самой смерти в 1929 году.

По слухам, череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки: мало ли что держит в саквояже патологоанатом.

Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье пишет, что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.

Писатель Юрий Алехин, который в середине 80-х годов прошлого века провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь «повернут набок», что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.

Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно «похоронили» похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.

А, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: «Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, - гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей».

Тем не менее, легенда о о том, что череп украл Бахрушин продолжает жить. Рассказывают, что голова Гоголя была украшена Бахрушиным лавровым венцом из серебра и помещена в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Согласно этой же легенде, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя — Яновский, лейтенант российского императорского флота, узнав об этом, пригрозил Бахрушину и отнял голову. Он пришел к нему с оружием и сказал, что если тот не отдаст череп, застрелит Бахрушина и застрелится сам. Но, якобы, это не потребовалось. Тот сам отдал череп.

А молодой офицер решил отвезти череп в Италию. Еще в 1908 году русские моряки помогали итальянцам справиться с последствиями ужасного землетрясения в Мессине. Правительство Италии высоко оценило вклад наших моряков и на очередную годовщину со дня трагедии пригласило русскую черноморскую эскадру к себе. Ожидался торжественный прием в Риме. Этим и решил воспользоваться Яновский, чтобы попасть в Италию. Однако, сам поехать не смог.

Весной 1911 года по договоренности с российской стороной в Севастополь прибыли итальянские крейсера, чтобы забрать прах своих соотечественников, погибших в Крымскую кампанию,. Их тела были захоронены на горе Госфорта.

Яновский решается просить капитана итальянского корабля переправить палисандровый ларец с черепом в Рим и передать его русскому консулу в Италии, чтобы тот захоронил череп по православному обряду. Эта необычная миссия выпала капитану Боргезе. Тот не смог сразу попасть к послу, а потом ушел в дальний поход, оставив голову дома.

Летом 1911 года младший брат капитана, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку. Это был знаменитый тур римского экспресса по сверхдлинному - по тем временам - тоннелю. Решив подшутить над своими друзьями, юноша открыл коробку с черепом в туннеле. Перед въездом экспресса в толщу гор пассажирами вдруг овладела необъяснимая паника, состав окутывало густое молочное облако тумана. Двоим удалось по чистой случайности спрыгнуть с подножки вагона, остальные унеслись на поезде в небытие. Говорят, в момент, когда крышка была открыта - поезд пропал… Одним из спасшихся оказался Боргезе-младший. Именно с его слов репортеры получили первые сведения об исчезновении Римского экспресса в тоннеле... Легенда гласит, что поезд -призрак исчез не навсегда. Якобы, его иногда видят...

Следуя этой версии, голова Николая Васильевича осталась неупокоенной, чего так боялся писатель. Череп странствует в поезде-призраке.

Олег Фочкин
Подробнее.

С историей похорон и перезахоронения праха Николая Васильевича Гоголя связано множество легенд и домыслов. По разным данным, при эксгумации останков автора "Мертвых душ" не обнаружили черепа, а после переноса праха Гоголя в другую могилу - куска сюртука и сапога, а также ребра и берцовой кости.

В прах

Николай Васильевич Гоголь скончался в 1852 году и был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве. Как сообщает сайт "Основы православной культуры ", вскоре после похорон на его могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест и надгробная плита из черного мрамора, на которой был помещен стих из Священного Писания - цитата из пророка Иеремии: "Горьким словом моим посмеюся".

Немного позднее Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова, установил на могиле писателя массивный камень из морского гранита, специально привезенный им из Крыма. Камень использовался как основание для креста и был прозван Голгофой. На нем, по решению друзей писателя, была высечена строка из Евангелия - "Ей, гряди, Господи Иисусе!".

В 1909 году, к 100‑летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя, сообщает "Московский комсомолец" .

Перезахоронение останков Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище произошло 1 июня 1931 года и было связано с постановлением властей города о закрытии монастыря, которое являлось частью масштабного плана реконструкции Москвы. В здании монастыря предполагалось создать приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, а монастырское кладбище уничтожить, предварительно перенеся захороненный там прах ряда значительных общественных и культурных деятелей, в том числе и Гоголя, на Новодевичье кладбище.

Вскрытие могилы Гоголя состоялось 31 мая 1931 года. Параллельно были вскрыты могилы философа-публициста Алексея Хомякова и поэта Николая Языкова. Вскрытие могил происходило в присутствии группы известных советских литераторов. В том числе во время эксгумации Гоголя присутствовали писатели Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Малышкин, Юрий Олеша, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер.

Основным источником, по которому можно судить о произошедших в тот день на Свято-Даниловском кладбище событиях, являются письменные воспоминания свидетеля вскрытия могилы Гоголя - писателя Владимира Лидина.

Согласно этим воспоминаниям, вскрытие могилы Гоголя происходило с большими трудностями. Во-первых, могила писателя оказалась расположена на существенно большей, чем другие захоронения, глубине. Во-вторых, при раскопках обнаружилось, что гроб с телом Гоголя был вставлен в кирпичный склеп "необычайной прочности" через отверстие в стенке склепа. Вскрытие могилы завершилось уже после захода солнца, и в связи с этим Лидин не смог сфотографировать прах писателя.

На "сувениры"

Об останках писателя Лидин сообщает следующее: "Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста".

Далее Лидин пишет: "Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку".

Лидин не скрывает, что "позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания "Мертвых душ". По свидетельству писателя Юрия Алехина, переплетенное фрагментом гоголевского камзола первое издание "Мертвых душ" сейчас находится у дочери Владимира Лидина.

Лидин приводит городскую легенду о том, что череп Гоголя был украден по заказу известного коллекционера и театрального деятеля Алексея Бахрушина монахами Свято-Даниловского монастыря при реставрации могилы Гоголя, которая проводилась в 1909 году в связи со 100‑летним юбилеем писателя. Лидин также пишет, что "в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них по предположению… Гоголя".

Однако Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье сообщает , что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.

Историк, специалист по московскому некрополю Мария Барановская утверждала, что сохранился не только череп, но и светло-каштановые волосы на нем. Однако другой свидетель эксгумации ‑ археолог Алексей Смирнов ‑ опровергал это, подтверждая версию об отсутствовавшем черепе Гоголя. А поэт и переводчик Сергей Соловьев утверждал, что при вскрытии могилы не было найдено не только останков писателя, но и вообще гроба, но якобы обнаружилась система вентиляционных ходов и трубок, устроенных на тот случай, если похороненный окажется жив, сообщается на сайте "Религия и СМИ" .

Бывший член московского Военно-революционного комитета, дипломат и писатель Александр Аросев в своем дневнике приводит свидетельство Всеволода Иванова о том, что при вскрытии могил на кладбище Свято-Даниловского монастыря "у Гоголя головы не нашли".

Однако писатель Юрий Алехин, который в середине 1980‑х годов провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, в интервью, впервые опубликованном в журнале "Русский дом" , утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь "повернут набок", что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.

Кроме того, Алехин сообщает, что Лидин в своих письменных воспоминаниях скрыл факты, упомянув лишь о том, что он взял из гроба писателя фрагмент сюртука. По сообщению Алехина, "из гроба кроме куска материи стащили ребро, берцовую кость и… один сапог".

Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно "похоронили" похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.

Литератор Вячеслав Полонский, хорошо знавший многих присутствовавших на кладбище писателей, в своем дневнике также говорит о фактах мародерства, сопровождавших вскрытие могилы Гоголя: "Один отрезал кусочек сюртука Гоголя (Малышкин…), другой - кусок позумента с гроба, который сохранился. А Стенич украл ребро Гоголя - просто взял и сунул себе в карман".

Позднее, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: "Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, ‑ гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей".

Существует и официальный акт вскрытия могилы Гоголя, но он не проясняет обстоятельств эксгумации, являясь формальным документом.

Вопреки завещанию

После эксгумации ограда и саркофаг были перенесены на Новодевичье кладбище, крест же был утерян, а камень отправлен в кладбищенскую мастерскую. В начале 1950-х годов "Голгофа" была обнаружена вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной, которая установила камень на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя, сообщается на сайте bulgakov.ru . Кстати, Михаил Булгаков мог использовать слухи об украденной голове писателя в романе "Мастер и Маргарита" в истории с пропавшей головой председателя правления MACСОЛИТа Берлиоза.

В 1957 году на могиле Гоголя был установлен бюст писателя работы скульптора Николая Томского. Бюст стоит на мраморном постаменте, на котором выгравирована надпись "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза". Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.

В последнее время в СМИ активно обсуждалась и продолжает обсуждаться возможность демонтажа бюста и замены его на обычный православный крест.

Материал подготовлен Интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ

Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь скорчась лежал на боку.
Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.
А.Вознесенский

Слухи о том, что Николая Васильевича Гоголя похоронили в летаргическом сне, живут уже больше чем полвека после переноса праха писателя с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье. При этом был вскрыт гроб… или, как говорится в акте хранящемся в ЦГАЛИ, «произведена эксгумация писателя Николая Васильевича Гоголя». За страшную версию свидетельствует и неопределенность врачебного заключения, и «Завещание» автора «Мертвых душ», написанное за семь лет до смерти, где он предупреждал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
Исследованием этого вопроса занимался ст. научный сотрудник Государственного литературного музея Юрий Владимирович Алехин (1946-2003), который в бытность свою студентом литинститута слышал рассказ писателя В.Г.Лидина (1894-1979), присутствовавшего при перезахоронении Гоголя. Вот эта история. Однажды Владимиру Германовичу позвонил директор Новодевичьего кладбища: «Завтра состоится перезахоронение праха Гоголя. Не хотите ли присутствовать?» Лидин, понятно, не отказался, и на следующий день 31 мая 1931 г. пришел на кладбище Даниловского монастыря к могиле Гоголя. (Прах переносили в связи с ликвидацией некрополя). У могилы он встретил собратьев по перу Вс. Иванова, В.Луговского, М.Светлова, Ю.Олешу. Их также оповестили накануне. Не обошлось и без людей из богемы, Бог весть как прознавших о перенесении праха. В большем числе явились комсомольцы из Хамовников (директор Новодевичьего кладбища был выдвинут от комсомола). Было несколько милиционеров. Священников и убеленных сединой профессоров, что приличествовало бы событию, Лидин не увидел. Всего собралось 20-30 человек. Гроб понесли не сразу, вспоминал Лидин, он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль в стороне. А когда его извлекли из-под земли, с виду крепкий, из дубовых досок, и вскрыли, то к сердечному трепету примешалось еще… недоумение. В гробу лежал скелет с повернутой набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь при жизни будто не живой и после смерти не мертвый, этот странный великий человек».
Прах Гоголя перевозили на подводе. За ней, хлюпая по лужам, молча шли люди. День был серый. У некоторых из сопровождавших подводу в глазах светились слезы. А особенно горько плакала молодая сотрудница исторического музея Мария Юрьевна Барановская, жена известного архитектора. Увидев это, один из стражей порядка сказал другому: «Гляди, вдова-то как убивается!»
Святая для россиян могила, наспех выровненная могильщиками, осталась позади в прошлом. А стоявший над ней тяжелый камень, напоминающий очертаниями Голгофу днем-другим раньше куда-то увезли. Позже, в начале 50-х годов, Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя М.А.Булгакова, нашла его среди обломков в сарае гранильщиков Новодевичьего кладбища. Камень Гоголя лег на могилу его достойного преемника, автора «Мастера и Маргариты», воскликнувшего в одном из писем: «Учитель, укрой меня своею чугунною шинелью».
Перезахоранивали прах Гоголя, в основном, люди, которые не верили в Бога; равнодушные к прошлому, к чужой смерти. По дороге на Новодевичье прах Гоголя был разорен: сначала куски материи, потом сапоги, ребра, даже берцовая кость, все это потихоньку исчезло. Растаскивали прах комсомольцы. Примкнул к ним, в какой-то мере, и Лидин. Он не скрывал того, что взял кусочек жилета. Эта реликвия, вставленная им в окантованный металлом переплет прижизненного издания Гоголя сохранилась в библиотеке писателя.
Однако те, кто взял останки Гоголя, через несколько дней, договорившись с собой, изъятое за малым исключением вернули… прикопали на могиле землею. Рассказывали, что одному из них Гоголь снился три ночи подряд требовал вернуть свое ребро. И второй себе места не находил. Он оставил в кармане плаща, повешенного в прихожей, берцовую кость, а на следующее утро там ее не нашел. Опросил других никто не брал. А третий, может быть, ради любопытства, прочитал в то время «Завещание» Гоголя, где помимо прочего сказано: «…стыдно тому, что привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя…» И устыдился своего поступка.
Но несмотря на все мистические совпадения и знамения, думается, Гоголь все-таки не был похоронен в летаргическом сне. Скульптор Н.Рамазанов, снявший с писателя посмертную маску, например, писал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб … наконец беспрестанно пребывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником, заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения поспешить…»
А тому, что Гоголь так необычно лежал в гробу, как говорят патологоанатомы, есть очень простое объяснение: первыми подгнивают боковые, самые узкие доски гроба, крышка под тяжестью грунта начинает опускаться, давит на голову мертвеца и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке». Явление, кстати, нередкое.
Впрочем, не хочется мыслить такими сугубо материалистическими категориями, ведь вера в чудо, трепет перед мистическими совпадениями, загробным, таинственным, они всегда живы в национальном характере, который не смогли перековать никакие идеологи недавнего прошлого.

Одной из самых таинственных историй, связанных с Николаем Гоголем, до сих пор остается пропажа его головы из гроба. Сразу стоит оговорится, что многое из того, что вы прочитаете ниже, основано на гипотезах и догадках. Впрочем, большинство из них если и не подтверждены пока документально, это всего лишь дело времени и настойчивости исследователей.
Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты в связи с переквалификацией в колонию для несовершеннолетних. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп...
Сразу стоит заметить, что Сталин был давним тайным поклонником Гоголя. И сообщение о пропаже черепа привело диктатора в неописуемое бешенство. Тем более, что Сталин собирался отметить с большой помпой предстоящий через три года юбилей писателя. И тут такая неожиданность. Он отдал приказ в кратчайший срок провести расследование и выяснить, кто украл череп и где он находится. Виновных соответственно наказать. Как это делалось в те годы, рассказывать не надо... Говорят, виновник был найден, но наказать его не смогли по причине смерти. Да и тайну черепа он унес с собой в могилу.
Засекреченные результаты расследования до сих пор хранятся в архивах ФСБ. К сожалению, нам пока не удалось ознакомится с ними. Но их наличие в неофициальной беседе сотрудники архива нам подтвердили. Попробуем и мы разобраться, что произошло с головой великого писателя.


Смерть
Последние четыре года своей жизни Гоголь провел в Москве в доме на Никитском бульваре. Сохранились две комнаты на первом этаже, которые занимал Николай Васильевич; сохранился, хотя и в измененном виде камин, в котором писатель, по преданию, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ»...
С хозяевами дома - графом Александром Петровичем и графиней Анной Георгиевной Толстыми - Гоголь познакомился в конце 30-х годов, знакомство переросло в близкую дружбу. За Гоголем ухаживали как за ребенком. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек из Малороссии Семен, парень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину. Тишина во флигеле была необыкновенная. Гоголь либо ходил по комнате из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач.
26 января 1852 года неожиданно скончалась жена гоголевского друга, известного славянофила Хомякова. Кончина Екатерины Михайловны, которую Гоголь очень любил и считал достойнейшей из женщин, встреченных им в жизни, потрясла писателя. «На меня нашел страх смерти»,- сказал он своему духовнику.
У Николая Васильевича Гоголя с 1839 года начинается прогрессирующее душевное и физическое расстройство здоровья. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, болезнь нанесла поражение мозгу писателя. Начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. В 1845 году Гоголь пишет: «Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были ничем не согреваемый лед, так что прикосновение их ко мне пугало меня самого».
Было много слухов и о «религиозном помешательстве» Гоголя. Но он не был глубоко верующим человеком, да и аскетом его нельзя назвать. Религиозные размышления поддерживались окружением и болезнью.
Нельзя не вспомнить и влияние матери. Именно она внушила будущему писателю страх перед адом и страшным судом, и уж тем более перед «загробной жизнью» (все это ярко отражено в «Вие»). Мать Гоголя, Мария Ивановна, была очень набожной женщиной с мистическим характером. Она рано осталась сиротой и вышла замуж в 14 лет за 27-летнего Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Из шести их сыновей выжил только один Николай. Он был первенцем, и мать обожала своего Никошу, названного ею в честь святого Николая Диканьского, старалась дать ему религиозное воспитание. Однако Гоголь позднее писал: «...Я крестился потому, что видел, что все крестятся».
Даже побывав в Иерусалиме в феврале 1848 года, Гоголь не почувствовал ни покоя, ни радости, ни бодрости чувств, а только, по его словам, «бесчувственность, черствость и деревянность». Он становится замкнутым, капризным и неопрятным.
Душевный кризис привел Гоголя к публикации в 1847 году книги «Выбранные места из переписки с друзьями», которая идеями религиозного покаяния вызвала резкий отпор передового русского общества и даже славянофилов и церковников (за крамольную гордыню автора). Фанатик-священник Матвей Константиновский, под влиянием которого оказывается Гоголь до самой своей смерти, призывает его отказаться от литературного труда без которого Гоголь себя не мыслит. Это тоже добавляет смятение в его и без того рвущуюся во все стороны душу..
За несколько дней до кончины Гоголя хозяин дома, где он находился, граф Толстой, радостно сообщил писателю, лежавшему в постели, что затерявшаяся в доме икона Божьей матери неожиданно нашлась. А Гоголь раздраженно ответил: "Можно ли рассуждать об этих вещах, когда я готовлюсь к такой страшной минуте!"
После смерти Хомяковой Николай Васильевич бросил литературную работу, стал мало есть, хотя не потерял аппетита и страдал от лишения пищи, молился по ночам, мало спал.
В ночь с пятницы на субботу (8-9 февраля) после очередного бдения он, совершенно обессиленный, уснул на диване и вдруг увидел себя мертвым и слышал какие-то таинственные голоса. Наутро он вызвал приходского священника, желая собороваться, но тот уговорил его повременить.
В понедельник 11 февраля Гоголь изнемог до такой степени, что не мог ходить и слег в постель. Приезжавших друзей принимал неохотно. Но нашел в себе сил отстоять службу в домовой церкви. В 3 часа ночи с 11 на 12 февраля он после горячей молитвы призвал к себе Семена, велел ему подняться на второй этаж, открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и зажег свечой. Сидя на стуле, он дождался, когда все сгорело, встал, перекрестился, поцеловал Семена, вернулся в комнату, лег на диван и заплакал. Так прекратил существование второй том «Мертвых душ».
Литературоведы утверждают, что второй том состоял из 11-ти глав и был в литературном отношении куда совершеннее первого. Сожжение рукописей было привычно для Николая Васильевича. Сначала он сжег рукопись «Ганса Кюхельгартена», а в 1844 году в Риме бросил в топку первую версию второго тома «Мертвых душ». Известно, что «Мертвые души» задумывались как «книга, прочитав которую, мир засияет красотой совершенства, и вечное, безгрешное племя воцарится на обновленной земле». В замысле это была трилогия, построенная по классической Дантовой схеме: ад-чистилище-рай. Именно «адский» отрывок трилогии мы изучали в школе.«Вот, что я сделал! - сказал он наутро Толстому,- Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен - вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало».

Гоголь перестал следить за собой, не умывался, не причесывался. Питался хлебом, просфорами, кашей, черносливом. Пил воду с красным вином, липовый чай. В понедельник 17 февраля он лег в постель в халате и сапогах и больше уже не вставал. В Москве уже прослышали о болезни Гоголя, и 19 февраля, когда доктор Тарасенков приехал в дом, вся передняя комната была заполнена толпой гоголевских почитателей, стоявших молча со скорбными лицами.
Через три дня собрался врачебный консилиум: Овер, Клименков, Сокологорский, Тарасенков и московское медицинское светило Эвениус. Решено было поставить Гоголю две пиявки к носу, сделать холодное обливание головы в теплой ванне. Исполнить все эти процедуры взялся Клименков, и Тарасенков поспешил уйти, «чтобы не быть свидетелем мучений страдальца».
Гоголь кричал, но эскулапы относились к нему, как к умолишенному. Потом он уже не мог сам поворачиваться, лежал тихо, когда его не лечили. Просил пить. К вечеру начал терять память, бормотал невнятно: «Давай, давай! Ну, что же?» В одиннадцатом часу вдруг громко крикнул: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Сделал попытку встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. Но он даже не мог сам держать голову. Гоголь впал в глубокий обморок, около полуночи у него начали холодеть ноги... Все это видел вновь приехавший Тарасенков.
Он уехал, чтобы, как потом писал, не столкнуться с медиком-палачом Клименковым, который, всю ночь мучил умиравшего Гоголя, давая ему каломель, обкладывая тело горячим хлебом, отчего Гоголь стонал и пронзительно кричал. Он умер не приходя в сознание в 8 часов утра 21 февраля в четверг.
Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным.
Скульптор Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб... наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить...»
В 1902 году доктор Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.
Описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью - главным компонентом каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения лишь ускорило смерть...


Был ли Гоголь жив при погребении?
До сих пор очень много говорят о том, что Гоголя похоронили живым. Этот миф в очередной раз нужно развеять.
Подтверждением тому, что при погребении Гоголь был мертв, может служить выдержка из письма Николая Рамазанова Нестору Кукольнику.: «…Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон».
Поворот черепа, о котором много говорят, объясним. Первыми подгнили боковые доски у гроба, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».
Раздел судебной медицины - танатология (наука о смерти) объясняет подобные явления. С научной точки зрения, изменение положения тела возможно в результате разрешения трупного окоченения. После смерти мышечное окоченение развивается в нисходящем порядке (от головы к ногам) и через 10-15 часов наступает во всех группах мышц. На третьи сутки начинается расслабление мышц в том же порядке, и тело слегка вытягивается. Поскольку расслабление мышц шеи произошло в последнюю очередь, и в гробу вытягивание было невозможно, голова писателя повернулась в сторону. Это не исключает и того, что под давлением грунта крышка гроба начинает смещаться вниз и касается черепа, лежащего на самой верхней точке, в результате чего голова поворачивается вбок.

Памятник и могила
Вскоре после похорон на могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест. Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова привез в Москву с берега Черного моря из Крыма камень, по форме напоминающий Голгофу - холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень из мрамора в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях. На нем был помещен стих из Священного Писания - цитата из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».
Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя.
В 1909 году, к 100-летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя.
Не менее мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину. Через 29 лет, к столетию Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки.
Сталину требовался другой Гоголь - ясный, светлый, спокойный. В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве. Помешала война. Но в 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Томским и архитектором Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре.
Сегодня на парадном захоронении писателя установлен помпезный памятник сталинской эпохи работы скульптора Томского с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.
Перезахоронение
100 лет назад, в 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие установили новую чугунную решетчатую ограду, подправили мраморную плиту с цитатой из Библии, крест и камень в основании креста и отремонтировали подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы. К назначенной дате реставраторы успели. В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение. Ни о какой пропаже из могилы ни звука....
Через 20 лет, по решению советской власти кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, а несколько особо ценных могил из акрополя было решено перенести на новом парадном кладбище, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Николая Языкова и философа Алексея Хомякова. Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно. На кладбище по спецпропускам пригласили популярных писателей и общественно-политических деятелей. В их число вошли писатели Валентин Катаев, Александр Малышкин, Владимир Лидин, Юрий Олеша, Всеволод Иванов, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер. Они-то и допустили утечку, а слухи моментально расползлись по столице: при вскрытии гроба обнаружилось – у скелета нет черепа, так и похоронили...
В дневнике бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя Александра Аросева «До жестокости откровенны» есть такая запись: «...26 мая 1934 года. На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н.Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли...»
Но обнародовать данные об этом удалось только в конце ХХ века. Так в числе первых появились воспоминания писателя, профессора Литературного института Владимира Лидина, опубликованные в журнале «Русский архив» (№1, 1990).
"...Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб.
Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки... Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста.
Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку... Останков Гоголя я, к сожалению, снять не мог, так как были уже сумерки, а на следующее утро они были перевезены на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле...»
Собравшиеся творцы литературы растащили на сувениры, кто что успел. Так сам Лидин вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Всеволод Иванов (по другой версии не он) взял ребро Гоголя, директор кладбища комсомолец Аракчеев присвоил себе башмаки великого писателя... Говорят, писатель Малышкин. как все кинулся что-то выхватить из гроба, принес домой лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика. Пуговицу и часть других вещей родственники вандалов вернули в конце марта 2009 года в только что открывшийся первый музей писателя в Москве. Но как же быть с черепом? Когда пропал он?
По версии Лидина, череп был извлечен из могилы в 1909 году. Якобы, тогда меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. «В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, – череп артиста Щепкина, другой – Гоголя, о третьем – ничего не известно», – писал Лидин в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя». Вряд ли эта версия (с хранящимися в музее черепами) имеет серьезное основание. Сталин бы докопался до истины и перенес череп в могилу. Но это не было сделано. Значит, даже предположив, что за этим стоит Бахрушин (запомним эту версию), усомнимся в том, что череп был выставлен на всеобщее обозрение.
Гораздо больше можно поверить в то, что слухи об украденной голове позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе «Мастер и Маргарита». В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа Берлиоза, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах. Эту параллель заметил писатель Анатолий Королев, который даже написал роман «Голова Гоголя», по которому был снят фильм. Но и это ни на шаг не придвинуло нас к тайне.
О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же – под разными предлогами – проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя - коллекционера и основателя театрального музея в Москве, Алексея Бахрушина. Монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.
Два дня на гонорар гробокопатели гуляли в трактире. А потом проболтались. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии в монастыре решили помалкивать. До Бахрушина чекисты добраться не смогли. На свое счастье, он к этому времени уже умер. Обыски в музее и у наследников ничего не дали.
Более того, по слухам в коллекции миллионера было до 40 черепов. Не было найдено ничего. И где спрятано коллекция - неизвестно. А собирать он умел и делал это очень азартно. Сначала театральная коллекция купца и мецената заполнила подвал его особняка, затем первый этаж, второй, детскую и буфетную комнаты, вылезла в коридор и вырвалась в конюшню и каретный сарай во дворе. Больше всего собирателя интересовали личные вещи известных людей. Покупая их, Бахрушин любил приговаривать: доброму вору все впору.

Театральный музей имени Бахрушина, готический дворец напротив Павелецкого вокзала - самое грандиозное специализированное собрание Москвы. В музее насчитывается 1 миллион экспонатов. Библиотека музея насчитывает 60 тысяч томов.
Незадолго до революции Бахрушин подарил все огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени Бахрушина по декрету самого Ленина. В этой должности он находился до самой смерти в 1929 году.
По слухам, череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки: мало ли что держит в саквояже патологоанатом.
Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье пишет, что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.
Историк, специалист по московскому некрополю Мария Барановская утверждала, что сохранился не только череп, но и светло-каштановые волосы на нем. Однако другой свидетель эксгумации - археолог Алексей Смирнов - опровергал это, подтверждая версию об отсутствовавшем черепе Гоголя. А поэт и переводчик Сергей Соловьев утверждал, что при вскрытии могилы не было найдено не только останков писателя, но и вообще гроба, но якобы обнаружилась система вентиляционных ходов и трубок, устроенных на тот случай, если похороненный окажется жив.
Писатель Юрий Алехин, который в середине 80-х годов прошлого века провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь «повернут набок», что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.
Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно «похоронили» похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.
А, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: «Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, - гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей».


Тем не менее, легенда о о том, что череп украл Бахрушин продолжает жить. Существуют даже удивительные подробности. Рассказывают, что голова Гоголя была украшена Бахрушиным лавровым венцом из серебра и помещена в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Согласно этой же легенде, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя - Яновский, лейтенант российского императорского флота, узнав об этом, пригрозил Бахрушину и отнял голову. Он пришел к нему с оружием и сказал, что если тот не отдаст череп, застрелит Бахрушина и застрелится сам. Но, якобы, это не потребовалось. Тот сам отдал череп.
А молодой офицер решил отвезти череп в Италию (в страну, которую Гоголь считал своей второй родиной). Еще в 1908 году русские моряки помогали итальянцам справиться с последствиями ужасного землетрясения в Мессине: спасали людей из-под завалов, оказывали медицинскую помощь увечным, кормили обездоленных. Правительство Италии высоко оценило вклад наших моряков в спасение мессинцев и на очередную годовщину со дня трагедии пригласило русскую черноморскую эскадру к себе. Ожидался торжественный прием в Риме. Этим и решил воспользоваться Яновский, чтобы попасть в Италию. Однако, сам поехать не смог.
Весной 1911 года по договоренности с российской стороной в Севастополь прибыли итальянские крейсера, чтобы забрать прах своих соотечественников, погибших в Крымскую кампанию,. Их тела были захоронены на горе Госфорта.
Яновский решается просить капитана итальянского корабля переправить палисандровый ларец с черепом в Рим и передать его русскому консулу в Италии, чтобы тот захоронил череп по православному обряду. Эта необычная миссия выпала капитану Боргезе. Тот не смог сразу попасть к послу, а потом ушел в дальний поход, оставив голову дома.
Летом 1911 года младший брат капитана, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку. Это был знаменитый тур римского экспресса по сверхдлинному - по тем временам - тоннелю, пробитому в Апеннинах. Решив подшутить над своими друзьями, юноша открыл коробку с черепом в туннеле под Ла-Маншем. Перед въездом экспресса в толщу гор пассажирами вдруг овладела необъяснимая паника, состав окутывало густое молочное облако тумана. Двоим удалось по чистой случайности спрыгнуть с подножки вагона, остальные унеслись на поезде в небытие. Говорят, в момент, когда крышка была открыта – поезд пропал… Одним из спасшихся оказался Боргезе-младший. Именно с его слов репортеры получили первые сведения об исчезновении Римского экспресса в тоннеле... Легенда гласит, что поезд –призрак исчез не навсегда. Якобы, его иногда видят...
Следуя этой версии, голова Николая Васильевича осталась неупокоенной - неприкаянной, чего так боялся писатель. Череп странствует в поезде-призраке.
Олег ФОЧКИН.
P.S. Нос
Детективная история произошла с памятником «носу майора Ковалёва»… Его история началась в Питере на Вознесенском проспекте. Спустя 160 лет описанное классиком «странное происшествие» решили увековечить в мраморе. Так в центре Питера появился барельеф в виде двух мясистых ноздрей. Семь лет спустя, Нос отправился «прогуляться». Барельеф нашли в подъезде одного из домов по Средней Подьяческой улице, где он стоял, небрежно опершись о перила. Где он провёл почти год, так и останется тайной.


Николай Гоголь: боялся быть похороненным заживо

Как известно, с именем Николая Васильевича Гоголя (20 марта 1809 - 21 февраля 1852) как при жизни, так и после его смерти связано много мистики и небылиц. Одной из самых ярких является легенда, согласно которой всю жизнь писатель боялся быть похороненным заживо, и появление «Вия» будто бы является косвенным подтверждением его опасений.

Опасения писателя не были придуманы потомками - они имеют документальное подтверждение. Дело все в том, что примерно с 1839 года у него начинается прогрессирующее расстройство здоровья. Находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: «Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого. Я боюсь, что в один момент я остыну полностью, и меня похоронят заживо, не заметив, что сердце еще бьется».

Ходило много слухов, впрочем, не лишенных оснований, и о «религиозном помешательстве» писателя, хотя в общепринятом понимании он не был глубоко верующим человеком. И не был аскетом. Болезнь, а с ней и общее «головное расстройство», подтолкнули писателя к «непрограммируемым» религиозным размышлениям. А новое окружение, в котором он оказался, усиливало и поддерживало их (согласно историческим документам, Гоголь вступил в секту «Мученики ада» и отдавал сектантам все заработанные деньги).

Несмотря на признаки депрессии и умопомрачения, он нашел в себе силы, чтобы отправиться в феврале 1848 года в Иерусалим к Гробу Господню. Однако поездка не принесла душевного облегчения. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде. В то же время он создает самое странное свое произведение «Выбранные места», которое начинается зловеще-мистическими словами: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения… Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…». Эти строки в сочетании со страшными рассказами, последовавшими после вскрытия могилы писателя при перезахоронении его останков (о якобы поврежденной, исцарапанной обшивке крышки гроба, о неестественном, на боку и как бы скрюченном положении скелета писателя), и породили ужасные слухи о том, что Гоголя похоронили живым. Что он очнулся в гробу, под землей, и в отчаянии пытаясь выбраться, погиб от смертельного страха и удушья. Эта жуткая мистическая легенда, не имеет в своей основе никаких исторических доказательств. Но кто знает, как оно было на самом деле…

В июне 1931 года кладбище Свято-Данилова монастыря, где в 1852 году и был похоронен писатель, упразднили. Прах Гоголя и ряда других известных исторических персоналий по личному распоряжению Лазаря Кагановича перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря. При перезахоронении праха Гоголя была выявлена еще одна мистическая особенность. На бок труп не перевернулся и обшивку гроба не исцарапал, но, как пишет профессор Владимир Лидину, который присутствовал на вскрытии могилы в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя»: «…Могилу вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения, как будто ее кто-то нарочно пытался утащить в недра земли - глубина была такой, что лебедки и лестниц не хватало, чтобы дотянутся до гроба… Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Черепа в гробу не оказалось! Останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки… Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4–5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста».

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. Одну из версий высказывает тот же Владимир Лидин: в 1909 году, когда при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве производилась реставрация могилы Гоголя, один из известнейших коллекционеров Москвы и России Бахрушин, он же основатель Театрального музея, подговорил будто бы монахов Свято-Данилова монастыря за большие деньги добыть для него череп Гоголя, поскольку, по поверьям, он обладает магической силой. Так это или нет - история умалчивает.

Из книги Сатанисты XX века автора Шабельская-Борк Елизавета Александровна

ВОСКРЕСШИЙ ИЗ ЗАЖИВО ПОГРЕБЁННЫХ (Предисловие к рижскому изданию 1934 года)Пресса создавала и создаёт или гул славы вокруг избранного имени, или засасывающую тину бесславия, или, наконец, окружает писателя непроницаемой стеной молчания. Последнее подобно погребению

Из книги Агхора. По левую руку Бога автора Свобода Роберт Е.

Умереть заживо Умереть заживо - значит устранить любые непроизвольные реакции своих чувств. У вас не могут «течь слюнки», когда вы видите вкусный кусок жареного мяса: разве мертвый испытывает голод? У вас не может возникнуть возбуждение, даже мысленное, когда мимо

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 18 автора Степанова Наталья Ивановна

Как помочь заживо отпетым Из письма: «Мою маму отпели как покойницу, а виной всему мой любвеобильный отец. За двадцать пять лет мама родила от него девятерых детей, и в селе у него еще семь ребятишек от разных женщин. Последняя его любовница оказалась самой настойчивой.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 28 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж боялся жену потерять Если муж не дорожит своей женой, нужно дотронуться до его век правой рукой и про себя (мысленно) сказать: Как раб (такой-то) боится своих глаз потерять, Так пусть он обо мне (такой-то) Будет день и ночь страдать. Ключ, замок, язык. Аминь.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 30 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтоб не быть заживо погребенным Когда во время моего обучения бабушка перешла к теме летаргического сна, я очень удивилась, ведь до этого я не знала, что бывают случаи, когда человека заживо закапывают в могилу. Как всегда, когда дело касалось новой темы, бабушка начала мне

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 16 автора Степанова Наталья Ивановна

Заживо отпетые

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 06 автора Степанова Наталья Ивановна

Как исцелить отпетого заживо В трех церквах заказывают службы о здравии для себя. Потом покупают живую рыбу, а затем ее закапывают – хоронят, – отводя от себя беду. Заговор читают возле рыбьей «могилы» один раз и уходят не оглядываясь. Дома съедают три блина, запивая их

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж боялся близости с другой Мне хочется рассказать один случай, который отпечатался в моей памяти так крепко, как будто это было только вчера. В ту пору я уже обучалась ремеслу у своей бабушки. Была тогда очень вьюжная и холодная зима. Нынешнее поколение вряд ли

Из книги Величайшие загадки аномальных явлений автора Непомнящий Николай Николаевич

Не тревожьте дух заживо погребенного Много лет назад в Новосибирске планировали построить областную больницу. Администрация города решила выделить под строительство место, где было расположено кладбище. Кладбище решили снести. Со стороны общественности пошли

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 36 автора Степанова Наталья Ивановна

ПОХОРОНЕННЫЕ ЗАЖИВО Жизнь и смерть. Два загадочных, неразрывно связанных друг с другом понятия. Они только на первый взгляд противоположны друг другу. Ибо грань, отделяющая одно состояние от другого, может быть очень тонкой.Многие знают о мучительной, болезненной тревоге

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж боялся потерять жену Для того чтобы супруг дорожил своей женой и больше всего в жизни боялся ее потерять, нужно взять новорожденного котенка от кошки-матери на свои руки и потихоньку от нее отходить. Встревоженная кошка будет следовать за вами по пятам и жалобно

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги 100 пророчеств о судьбе русского народа автора Клыковская Тина Николаевна

Александр Пушкин: всю жизнь боялся предсказания гадалки Как-то считающийся «солнцем русской поэзии» великий Александр Сергеевич Пушкин (26 мая 1799 - 29 января 1837) беседовал со своим приятелем графом Ланским. Речь зашла о религии, и оба наперебой принялись подвергать ее

Из книги автора

Зигмунд Фрейд: боялся стать жертвой растений В это сложно поверить, но легендарный австрийский психолог, психиатр и невролог, автор многочисленных книг, являющихся сегодня учебными пособиями по психологии, Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 - 23 сентября 1939, Лондон) не смог победить

Из книги автора

Иннокентий Смоктуновский: панически боялся порождения ада Неизвестно, что Зигмунд Фрейд посоветовал бы для избавления от страха известному советскому и российскому актеру Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому (28 марта 1925 - 3 августа 1994), но известно, что любимец

Из книги автора

7. Николай ГОГОЛЬ Без любви к Богу никому не спастись, а любви к Богу у вас нет. В монастыре ее не найдете; в монастырь идут одни, которых уже позвал туда сам Бог. Без воли Бога нельзя и полюбить Его. Да и как полюбить Того, Которого никто не видал? Какими молитвами и усильями

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!