Самые знаменитые политологи мира обсуждают тактику и стратегию развития россии. Смотреть что такое "Список российских политологов" в других словарях Политологи известные современные

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало итоговой рейтингполитиков России в январе 2015 года.

Как сообщает «Независимая газета », в рейтинге приняли участие 26 экспертов. Среди них: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, а также представители политических партий. Все им задавался следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих российских политиков?».

Посмотрим, кто из политиков оказался наиболее популярен, а кто, напротив, потерял свои позиции в новом году.

Элитная десятка

Первое место в рейтинге достается российскому президенту Владимиру Путину. Как отмечает АПЭК, его отрыв от других фигурантов рейтинга в январе составляет 2,03 балла. Впрочем, эта информация вряд ли кого сможет удивить. Ранее журнал Forbes назвал президента России самым влиятельным человеком в мире. При этом издание отметило, что за последний год Владимир Путин сумел укрепить свой контроль над Россией.

Следом за президентом закрепился председатель правительства Дмитрий Медведев. На третьем месте разместился руководитель администрации президента Сергей Иванов.

Министр обороны Сергей Шойгу также укрепил свои позиции, он поднялся на две строки и занят тем самым четвертое место.

Пятое место у первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина. Напомним, в декабре 2014 года он также входил в топ-5 ведущих политиков страны. А вот глава «Роснефти» Игорь Сечин скатился на три строчки и занял шестое место.

Между тем глава МИД России Сергей Лавров поднялся на седьмое место. За ним следует министр финансов Антон Силуанов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков занимает девятое место. На десятом месте - первый вице-премьер Игорь Шувалов. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин занимает 12-ое место, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин получает 18-ое место, а генпрокурор Юрий Чайка - на 27-м.

Регионы

Что касается регионов, то здесь места распределились следующим образом. Мэр Москвы Сергей Собянин немного укрепил свои позиции, он занимает 11-е место в рейтинге. Положение губернатора Подмосковья несколько хуже, Андрей Воробьев занимает 49-е место. На 69-м месте разместился глава Крыма Сергей Аксенов. Кстати, он поднялся на 15 строк. А вот губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко досталось 74-е место.

Представители бизнеса

В бизнес среде тоже произошли незначительные изменения. Например, глава «Роснефти» Игорь Сечин потерял две строки и занял шестое место. Председатель правления, заместитель председателя совета директоров ОАО «Газпром» Алексей Миллер теряет сразу 11 строк и опускается на 20-е место.

А вот Роман Абрамович, наоборот, прибавляет две строки и располагается на 24-м месте. Аркадий Ротенберг, несмотря на новости про строительство Керченского моста, теряет две строчки и опускается на 59-е место. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс укрепляет позиции и поднимается на семь строк, на 85-е место.

Средний балл

Очень сильное влияние

Путин Владимир Владимирович

Медведев Дмитрий Анатольевич

Иванов Сергей Борисович

Шойгу Сеpгей Кужугетович

Володин Вячеслав Викторович

Сечин Игорь Иванович

Лавров Сергей Викторович

Силуанов Антон Германович

Песков Дмитрий Сергеевич

Шувалов Игорь Иванович

Собянин Сергей Семенович

Рогозин Дмитрий Олегович

Громов Алексей Алексеевич

Нарышкин Сергей Евгеньевич

Кирилл (патриарх Московский и всея Руси)

Бортников Александр Васильевич

Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

Бастрыкин Александр Иванович

Колокольцев Владимир Александрович

Миллер Алексей Борисович

Сильное влияние

Дворкович Аркадий Владимирович

Матвиенко Валентина Ивановна

Греф Герман Оскарович

Абрамович Роман Аркадьевич

Чемезов Сергей Викторович

Голодец Ольга Юрьевна

Чайка Юрий Яковлевич

Тимченко Геннадий Николаевич

Дерипаска Олег Владимирович

Костин Андрей Леонидович

Морозов Олег Викторович

Патрушев Николай Платонович

Эрнст Константин Львович

Трутнев Юрий Петрович

Улюкаев Алексей Валентинович

Муров Евгений Алексеевич

Ковальчук Юрий Валентинович

Хлопонин Александр Геннадиевич

Зюганов Геннадий Андpеевич

Приходько Сергей Эдуардович

Артемьев Игорь Юрьевич

Козак Дмитрий Николаевич

Белоусов Андрей Рэмович

Усманов Алишер Бурханович

Добродеев Олег Борисович

Сурков Владислав Юрьевич

Неверов Сергей Иванович

Глазьев Сергей Юрьевич

Воробьев Андрей Юрьевич

Голикова Татьяна Алексеевна

Среднее влияние

Скворцова Вероника Игоревна

Фрадков Михаил Ефимович

Брычева Лариса Игоревна

Жуков Александр Дмитриевич

Якунин Владимир Иванович

Бельянинов Андрей Юрьевич

Жириновский Владимир Вольфович

Федоров Николай Васильевич

Ротенберг Аркадий Романович

Мединский Владимир Ростиславович

Ромодановский Константин Олегович

Иванов Виктор Петрович

Алекперов Вагит Юсуфович

Кадыров Рамзан Ахматович

Тимакова Наталья Александровна

Чуйченко Константин Анатольевич

Васильев Владимир Абдуалиевич

Минниханов Рустам Нургалиевич

Аксенов Сергей Валерьевич

Новак Александр Валентинович

Миронов Сергей Михайлович

Пучков Владимир Андреевич

Мантуров Денис Валентинович

Полтавченко Георгий Сергеевич

Мутко Виталий Леонтьевич

Бречалов Александр Владимирович

Дмитриев Владимир Александрович

Исаев Андрей Константинович

Железняк Сергей Владимирович

Топилин Максим Анатольевич

Яровая Ирина Анатольевна

Донской Сергей Ефимович

Левитин Игорь Евгеньевич

Кудрин Алексей Леонидович

Чубайс Анатолий Боpисович

Кириенко Сергей Владиленович

Ливанов Дмитрий Викторович

Волошин Александр Стальевич

Коновалов Александр Владимирович

Кулистиков Владимир Михайлович

Галушка Александр Анатольевич

Никифоров Николай Анатольевич

Прохоров Михаил Дмитриевич

Герасимов Валерий Васильевич

Чиханчин Юрий Анатольевич

Беглов Александр Дмитриевич

Турчак Андрей Анатольевич

Мень Михаил Александрович

Соколов Максим Юрьевич

Холманских Игорь Рюрикович

Если античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику, то во времена Средневековья апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА-БЛАЖЕННОГО (354-430 гг.) и ФОМУ АКВИНСКОГО (1226 -1274 гг.).

Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Из этой посылки он выводит доктрину «двух мечей», в которой обосновывает единство духовной и политической силы христианской церкви над обществом и государством.

Другой мыслитель - Фома Аквинский - развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство - внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.), в трактатах «Государь», «История Флоренции» и других он разработал концепцию политики, которая получила название «Макиавеллизм». В концепции обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Он обосновал положение о постоянной смене форм государственного правления, которая происходит циклически и связана с объективными законами общественного развития. При этом благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них. Хотя, что касается реально существовавших форм государства, то его симпатии были, скорее, на стороне смешанной формы, сочетающей достоинства монархии, аристократии и демократии. Что касается политического идеала автора, то он выражается в умеренной республике, которой в тот период времени в природе еще не существовало.

Особое место в творчестве Макиавелли занимают наставления государям, которые сформулированы им в правилах политического искусства и поведения сильных правителей. Он рекомендует властителям быть безжалостными, вероломными, жестокими и действовать на подданных на основе насилия и страха. «Страх прочнее и тверже, а любовь - очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности». На любви народа власть не удержать.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588-1679 гг), Джон Локк (1632-1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.).

Т. Гоббс изложил свою теорию в самом значительном произведении его жизни - трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». Причина этой войны состоит в природе человека, который от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими людьми. Каждый в естественном состоянии имеет право на все, а люди пребывают в постоянной вражде друг с другом. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира, во что бы то ни стало. Формой такого мира является общественный договор об учреждении государства, которое кладет конец состоянию всеобщей вражды людей. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти. В результате неорганизованная толпа превращается в организованное государственное сообщество. Правитель этого сообщества становится сувереном, носителем верховной власти в государстве, «а все остальные являются подданными». Государственная власть, следовательно, едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и ни за что не отвечает. Организация государства может быть, по мнению Гоббса, различной. В монархии власть принадлежит одному лицу. В аристократии - власть в руках лучших. Но при этом он не допускал никакого разделения власти между правителем и другими госинститутами.

Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог Великой Английской революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. При этом, по Локку, не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Человек лишь ограничивает свои права и свободы в той мере, в какой это нужно для учреждения и функционирования государства. Поэтому к наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Каждую из них представляет особый государственный институт, но верховной среди них является законодательная власть. Таким образом, Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.

Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, - гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом законодательную власть целесообразно вручать собранию представителей народа. Наилучшей формой такого народовластия Монтескье считал правление народа, осуществляемое опосредованно, т. е. через доверенных знатных людей.

Идеи Монтескье получили широкое распространение еще при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители.

В условиях Нового Времени весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов. Руссо обосновывает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Верховенство народа, по мысли Руссо, должно проявляться в том, что сам народ не связан никакими законами, кроме своей воли. И поэтому он в любой момент может менять законы, сменять правительство, изменять формы государства и так далее.

Философская революция в Германии во второй половине ХVIII -начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Речь идет о теориях гражданского общества и правового государства. Кант считал, что ограничить произвол людей по отношению друг к другу может только право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений - «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства. Первое, по мнению Гегеля, обеспечивает через негосударственные социальные институты осуществление их частных интересов и личных устремлений. А государство выступает как действительность общей воли и нравственной идеи. Государство как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее государственное право и как субъект всемирной истории. Правовое государство является политическим институтом, подпадающим под власть права и правового закона. Оно и есть самодостаточная в себе самой нравственная ценность.

В первой половине XIX века влиятельным общественно политическим течением стал критический утопический социализм. В трудах таких его ярких представителей, как Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн излагалась резкая критика нарождавшегося в Европе капитализма, отрицалась частная собственность, революции, классовая борьба и обосновывались идеи гармонического общественного устройства, при котором утверждаются справедливые распределительные принципы, труд превращается в первую жизненную потребность и становится возможным всестороннее развитие личности. Один из патриархов утопизма - Роберт Оуэн - даже пытался реализовать эти принципы в Англии в местечке Нью-Ленарк, но потерпел банкротство. Критический утопический социализм стал источником теории научного коммунизма, разработанной в середине прошлого века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Середина прошлого века была отмечена появлением первой систематизированной теории демократии, разработанной Алексисом де Токвилем. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”. Чтобы избежать такого развития событий, Токвиль предлагает строго соблюдать права и свободы граждан, децентрализировать государственную власть и ограничивать власть бюрократии, как в центральных институтах власти, так и на местах.

Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники - К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором

политическая концепция занимает основное место. Тезисно существо последней можно отразить в следующих положениях:

  • 1. Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».
  • 2. Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.
  • 3. Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата.

Еще при жизни основоположников марксистского учения начала восходить слава Макса Вебера, разработавшего на основе постулатов «понимающей социологии» теорию государственной бюрократии и концепцию легитимности власти. Он считал бюрократическую организацию государственной власти концентрированным выражением рациональности, обладающей необходимым запасом прочности, устойчивости и стабильности. Для такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная иерархия властных полномочий, корпоративная ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах популярного в народе политического лидера. Наконец, последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно.

В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу незыблемо. Это обусловлено, прежде всего, биопсихологическими различиями. В современном обществе власть принадлежит политическим элитам - избранным малочисленным группам людей, профессионально приспособленным к исполнению государственных функций, которые управляют остальным обществом. Он подразделил их на правящую и не правящую элиты, которые борются между собой и меняют друг друга у власти в результате постоянной циркуляции - круговорота политических элит. Среди основных причин смены политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска.

В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии». Эти и многие другие теоретические концепты в той или иной степени будут рассматриваться ниже при освещении основных тем данного методического пособия. По этой причине здесь можно ограничится только упоминанием вышеназванных теорий.

В Калуге проходит ежегодное заседание дискуссионного клуба "Валдай". В конференции принимают участие общественные деятели и ученые из десятков стран. К тому, что скажут эксперты, приковано пристальное внимание. Ведь им предстоит дать прогноз на будущее - что изменится в нашей стране в ближайшие годы.

Эта площадка для диалога существует с 2004 года. Своим названием она обязана самой первой такой встрече, которая состоялась в Новгородской области, недалеко от озера Валдай. С тех пор они проводятся ежегодно, каждый раз в различных российских регионах. Нынешняя - уже 8-я по счету. Она проходит в Калуге. На заседании действует особые правила - четхэмхаус рул - по названию известного британского Института международных отношений.

Снимать выступающих во время заседания запрещено, как и раскрывать авторство любых точек зрения. И журналистов просят в своих репортажах чаще использовать безличные формы – такие, как "на заседании говорили", "было отмечено, что". Такая свобода слова лишь подогревает дискуссию.

Здесь звучат самые разные мнения и больше говорят о том, что необходимо исправить в российском обществе. А среди гостей клуба немало тех, кого можно назвать оппозиционерами, и это особенно ценят и российские и зарубежные эксперты.

"Я уже много лет участвую в дискуссиях клуба. Это уникальная возможность пообщаться с моими русскими коллегам - учеными, экспертами, политиками, что называется "не для протокола". Здесь те, кто уже сейчас может донести до власти насущные проблемы", - считает старший научный сотрудник Брукингского университета (США) Клиффорд Гэдди.

"За 20 лет для такого государства, как Россия, выразить свои национальные интересы, сформулировать их до конца - это очень трудно, одного поколения мало, и поэтому вот эта сценарность, этот тон, по-моему, это единственная возможность для такого нормального, взвешенного обсуждения того, что сейчас происходит в стране", - уверен член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Тема нынешней конференции - предстоящие парламентские и президентские выборы в России и возможные сценарии развития страны на ближайшие 5-8 лет.

"Россия будет самостоятельным центром сил мира, наряду с ЕС, США, Китаем. В прошлом году была дискуссия, куда идти Россия - назад в Европу или вперед в Азию. Я думаю, что не надо ни назад, ни вперед, останется великая Россия", - считает главный научный сотрудник центра по изучению мировых проблем агентства "Синьхуа", руководитель русского сектора института социального развития евразии центра изучения развития про госсовете КНР Шэн Шилян.

За несколько дней, что проходят заседания клуба, его гости знакомятся с российскими реалиями. Сегодня участники форума побывали на одном из новых автомобильных заводов в Калужской области и в его учебном политехническом центре. Среди преподавателей - много иностранцев, они готовят специалистов для российских предприятий. Заключительная часть заседания клуба "Валдай" пройдет в Москве.


Коллега-экономист попросил меня назвать имена TOP-5 российских ученых-политологов. Выполнить эту просьбу оказалось не так легко по ряду причин. Прежде всего, политическая наука как дисциплина довольно фрагментирована - к ней относятся и наука о международных отношениях (International Relations) и такая междисциплинарная область знаний, как политическая философия. Об этих субдисциплинах я мало что знаю, да и они мне не очень интересны. Поэтому я решил заведомо сузить свою задачу, и ограничиться лишь теми российскими учеными-политологами, которые изучают российскую политику. В конце концов, если российские ученые-политологи и вносят вклад в политическую науку, то по большей части это вклад в знания о "своей" стране (то же самое относится, например, и к латиноамериканским политологам, Россия тут отнюдь не исключение).

Следующий вопрос: а кого можно считать российским ученым-политологом? Во-первых, здесь ограничением выступает дисциплинарная самоидентификация. Российскую политику изучают и экономисты, и социологи, но если, скажем, опубликовавший ряд значимых научных статей в ведущих политологических журналах (таких, как American Journal of Political Science) ksonin сам считает себя экономистом, то записывать его в политологи я не стал. Во-вторых, в список не попали ученые-политологи, указывающие в качестве первой (основной) аффилиации зарубежные научные учреждения. По этому критерию в список не попали не только работающие во ВШЭ известные американские политологи Тим Фрай и Том Ремингтон, но и "генетические" россияне Антон Соболев (UCLA) и Егор Лазарев (Columbia University) - даром, что они публиковались в World Politics, и по своим профессиональным credentials безусловно заслуживают включения в TOP-5. В-третьих, критерием включения в список являются научные публикации, а не публицистика, колумнистика, policy analysis, научно-популярные публикации и т.д. - даром, что многие ученые-политологи также занимаются и этой деятельностью. В-четвертых, автор рейтинга в свой собственный рейтинг, понятное дело, не включается.

Итак, с учетом всех этих ограничений - список TOP-5 российских ученых-политологов от

1. Григорий Голосов (ЕУСПб) g_golosov Пожалуй, единственный российский политолог, работы которого внесли значимый вклад в научное знание о политике не только в России - исследования закономерностей развития партийных систем в мире, альтернативный индекс эффективного числа партий ("индекс Голосова"), etc. Его многолетние усилия по изучению партий и выборов в России и ее регионах получили признание в виде премий APSA и журнала Choice и являются must read для любого, кто изучает российские политические процессы. Горжусь тем, что еще в далеком 1998 году опубликовал статью в соавторстве с Григорием.

2. Николай Петров (ВШЭ). У Николая тоже есть свой "именной" индекс - индекс Петрова-Титкова, характеризующий политическое развитие российских регионов (для не-специалистов по теме - это аналог Freedom House для регионов России). Но Николай известен не только этим "долгоиграющим" проектом, но и многочисленными книгами и статьями, а также многочисленными коллективными проектами, которые он осуществлял, много лет работая в Московском центре Карнеги (и продолжает теперь). Далеко не со всеми его подходами и идеями я согласен, мы много спорили и продолжаем спорить, но вклад Николая в научное знание о российской политике неоспорим. Опыт участия в двух коллективных монографиях под редакцией Николая для меня - важные строки в CV.

3. Александр Кынев (ВШЭ) alexander_kynev Едва ли кто-то знает о политической жизни современной России и ее регионов и в особенности - о партиях и выборах в России - больше, чем Александр. В известной мере, Александр сегодня выполняет ту неоценимую функцию историографа, хронографа и летописца российской политики, которая была присуща несправедливо рано ушедшему из жизни Владимиру Прибыловскому. Александр - не совсем (а возможно, и совсем не) академический исследователь, и это отчасти объясняет более чем скромный список его международных публикаций. Но если через много лет кто-то станет анализировать многочисленные детали современной российской политической жизни, то материалы Александра окажутся среди наиболее востребованных.

4. Петр Панов (Пермский ГУ). Не уверен, что его имя знакомо многим читателям этого блога: Петр не столь заметен как публичная фигура. Между тем, Петр опубликовал (в том числе и за рубежом) немало значимых и востребованных научных работ, посвященных современной российской политике, в том числе - выборам, партиям, и легислатурам (например, здесь http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1879366510000175 здесь http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09668136.2013.767581#.VsrHFhZf1dg и здесь http://www.gwu.edu/~ieresgwu/assets/docs/demokratizatsiya%20archive/GWASHU_DEMO_21_3/T40673272276L723/T40673272276L723.pdf). Делать науку на высоком уровне за пределами столиц в России не так легко, но у Петра (и многих его коллег по Пермскому ГУ) получается вполне убедительно.

5. Кирилл Рогов (до 2015 - Институт Гайдара, где работает сейчас - не знаю) k_p Кирилл - совсем-совсем не академический исследователь, его заслуженная известность связана с деятельностью в качестве обозревателя и публициста, а по образованию он и вовсе филолог. Но именно Кирилл ведет и продолжает вести важную работу по анализу данных российских массовых опросов, http://carnegie.ru/proetcontra/?fa=50655 динамики политической поддержки http://carnegie.ru/proetcontra/?fa=53086 и т.д. - то, чего в России не делает почти никто. Его тексты полны интересных и оригинальных попыток объяснить политические процессы в России, исходя из знаний о логике политического развития в мире, а не из мистической российской "специфики" - хотя не все эти попытки оказываются убедительны, но, как говорил Макмерфи, "я хотя бы попытался".

Безусловно, мой рейтинг субъективен и пристрастен: чьи-то имена и работы мне недостаточно известны, кого-то я мог забыть, кого-то недооцениваю (а кого-то, наоборот, переоцениваю). Но для меня интересно иное: как будет выглядеть аналогичный рейтинг через 10 лет? Появятся ли в нем новые имена и, если да, то чьи именно? Ответ на этот вопрос будет зависеть не только от политической науки как таковой, но и от состояния предмета исследований. Будущее покажет...

Наш рейтинг, как и раньше, посвящен политтехнологам и политическим консультантам – людям, которые «делают» политиков такими, какими мы их видим, а также являются идеологами и организаторами политических процессов и избирательных кампаний. В 2017 году, за год с небольшим до дня выборов президента России, мы продолжаем наш проект.

Работа над рейтингом продолжалась в конце 2016 – начале 2017 года и проводилась силами наших аналитиков, журналистов, экспертов и региональных корреспондентов. Выход рейтинга мы решили, как и в прошлом году, приурочить к началу нового политического сезона. Сегодня мы представляем результат нашего исследования. Исходя из него, можно понять, кто именно и насколько эффективно управляет в России выборами и политическими кампаниями.

Методика исследования существенно изменилась. В основной части опроса традиционно участвовали 100 действующих политиков, депутатов, политтехнологов, политологов, журналистов. Участникам опроса было предложено самим назвать «ведущую двадцатку политтехнологов». Опрашиваемые были предупреждены, что они могут называть только носителей «политтехнологической компетентности», то есть людей, которые являются специалистами в области формирования общественного мнения, реальными организаторами избирательных и политических кампаний. Кроме того, 150 экспертам была разослана анкета со списком из 50 кандидатов, которые, по мнению аналитиков «Общей газеты», могли войти в топ-20 политтехнологов. Анкетируемые участники исследования могли отметить в нем любое количество фигурантов, а также добавить в него не более 10 фигурантов, которых не было в анкете. В зависимости от частоты упоминания тех или иных фамилий в ходе опроса и в полученных анкетах и был составлен рейтинг.

Из рейтинга исключены: 1) президент и премьер-министр России; 2) политики, не связанные с политтехнологиями (например, А. Вайно, И. Шувалов, Д. Рогозин, В. Матвиенко); 3) политики и чиновники, имеющие отношение к развитию рынка политического консультирования, но не являющиеся собственно политтехнологами (например, В. Володин, С. Кириенко, Д. Песков, Н. Тимакова); 4) партийные лидеры (например, Г. Зюганов, С. Неверов, В. Жириновский, С. Миронов); 5) политологи-эксперты, не работающие в сфере политтехнологий (например, С. Марков, М. Ремизов, Б. Межуев); 6) социологи (например, В. Федоров, А. Ослон); 7) журналисты и руководители СМИ (например, К. Эрнст, А. Габрелянов, П. Гусев).

1. Константин Костин

174 упоминания. Председатель правления «Фонда развития гражданского общества». Как ожидается, будет одним из операторов Кремля в работе с регионами и партиями на выборах-2018. Советник С. Кириенко, был советником В. Володина, ранее заместителем начальника, начальником управления внутренней политики Администрации президента. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. Координировал составление докладов в интересах Кремля. Оказывает влияние на редакционную политику нескольких «политических» интернет-порталов. Составитель «Рейтинга эффективности губернаторов».

2. Дмитрий Бадовский

165 упоминаний. Председатель совета директоров «Института социально-экономических и политических исследований». Крупный оператор по работе с экспертным сообществом и гуманитарными проектами. Советник В. Володина, в прошлом заместитель начальника управления внутренней политики Администрации президента, ранее советник мэра Москвы Ю. Лужкова. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Автор аналитического проекта «Тетради по консерватизму». Издатель журнала «Историк». Составитель «Рейтинга-2016» и «Рейтинга законотворцев». Составитель «Индекса политологических и аналитических центров», влияющего в том числе на развитие рынка политтехнологий.

3. Игорь Бунин

142 упоминания. Президент «Центра политических технологий». Политконсультант, политический аналитик, один из основателей рынка политического консультирования в России. Традиционный консультант С. Собянина и партии «Единая Россия» в Москве, ранее длительное время консультировал и Ю.Лужкова. Скорее всего, будет вести часть кампании «Единой России» и ее кандидатов на муниципальных выборах в Москве. Консультант А. Кудрина. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Владелец портала «Политком.ру». В конце 2016 г. награжден орденом Дружбы.

4. Дмитрий Орлов

128 упоминаний. Директор «Агентства политических и экономических коммуникаций», член Высшего совета «Единой России». Политконсультант, политический аналитик, специализируется на создании экспертных сетей. Работает во многих регионах России. Координатор клуба «Регион», объединяющего российских экспертов по региональной политике. Контролирует проведение премии «Региональная политика». Редактор сборника «Региональная политика-2016». Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. В 2016 г. обнародовал доклады о праймериз, о выборах в Государственную думу, о ситуации в нескольких регионах. Составитель «Рейтинга 100 ведущих политиков», «Рейтинга влияния глав субъектов», «Рейтинга эффективности управления в субъектах РФ», нескольких региональных рейтингов. Владелец портала «Региональные комментарии». В конце 2016 г. с юбилеем его поздравил Д. Медведев.

5. Андрей Парфенов

125 упоминаний. Заместитель руководителя ЦИК партии «Единая Россия». Политтехнолог, курирует в партии региональную и технологическую работу. В 2016 г. курировал технологическую работу в «Единой России» во время парламентской избирательной кампании. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами.

6. Евгений Минченко

122 упоминания. Президент холдинга «Минченко консалтинг», глава Международного института политической экспертизы. Глава Комитета по политическим технологиям РАСО. Политконсультант, политический аналитик, детально следит за развитием политической системы США и американского рынка политического консалтинга, в том числе в ходе длительного пребывания в Соединенных Штатах. В начале 2016 года награжден премией «Серебряный лучник» за книгу, изданную по итогам этой работы. Ведущий российский коуч в сфере политтехнологий, регулярно проводит обучающие семинары. Контролирует проведение премии РАСО «Гамбургский счет». В 2016 г. обнародовал исследования о выборах в США, новую версию доклада «Политбюро 2.0», прогнозы итогов думских выборов, другие исследования. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. Составитель «Рейтинга политической выживаемости губернаторов» (с М. Виноградовым).

7. Игорь Минтусов

118 упоминаний. Президент Агентства стратегических коммуникаций «Никколо М». Политконсультант, один из основателей рынка политического консультирования в России. Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Контролирует (совместно с А. Куртовым) проведение премии РАПК. Работает на российском рынке, рынках СНГ и дальнего зарубежья. Издатель профессиональной и политической литературы.

8. Олег Смолкин

102 упоминания. Руководитель исполкома московского отделения партии «Единая Россия». Политтехнолог, руководитель группы «Новые коммуникационные системы». Координировал кампанию по выборам в Государственную думу в Москве. Скорее всего, будет координировать кампанию «Единой России» и ее кандидатов на муниципальных выборах в Москве. Ранее работал в ряде сибирских регионов.

9. Олег Матвейчев

97 упоминаний. Политконсультант, один из основателей Bakster Group. Профессор Высшей школы экономики. В прошлом заместитель губернаторов Вологодской и Волгоградской областей, экс-сотрудник Администрации президента. Ведет активную консультационную деятельность в регионах. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. Известный блогер.

10. Константин Калачев

92 упоминания. Руководитель «Политической экспертной группы». Политконсультант, один из основателей рынка политического консультирования в России. Создатель «Партии любителей пива», экс-вице-мэр Волгограда. Был одним из главных технологов партии «Единая Россия». Консультирует кампании в регионах России.

11. Андрей Гнатюк

88 упоминаний. Президент холдинга «Группа ИМА». Подрядчик большинства PR-проектов бывшего столичного мэра Ю. Лужкова, частично сохраняет эту роль и при С. Собянине. Скорее всего, будет вести часть кампании «Единой России» и ее кандидатов на муниципальных выборах в Москве. Контролирует (совместно с И. Писарским) главную общероссийскую премию в области PR – «Серебряный Лучник».

12. Андрей Богданов

85 упоминаний. Политконсультант, глава «Центра Андрея Богданова». В прошлом лидер ДПР, кандидат-спойлер на президентских выборах. Создатель «инкубатора» малых партий и партий-спойлеров. Возглавляет одну из масонских лож, использует международные и региональные ложи как экспертные сети и каналы лоббирования.

13. Андрей Максимов

83 упоминания. Политконсультант, глава компании «Максимов Консалтинг». Вице-президент РАПК. Ведет кампании в регионах России. Владелец обширной базы данных агитационно-пропагандистских материалов.

14. Дмитрий Гусев

80 упоминаний. Председатель наблюдательного совета Bakster Group. Работал в Уральском регионе, известен агрессивным стилем ведения кампаний. Был заместителем руководителя департамента территориальных органов власти мэрии Москвы. Ведет кампании в регионах России.

15. Андрей Полосин

76 упоминаний. Политтехнолог, политконсультант, ранее был одним из наиболее известных кураторов регионов в Администрации президента. Заместитель начальника Управления по работе с регионами ГК «Росатом». Близок к С. Кириенко и А. Харичеву. Курировал избирательные кампании в регионах присутствия корпорации. Вероятно, будет влиять на ход избирательных кампаний в регионах.

16. Григорий Казанков

72 упоминания. Политтехнолог. Выходец из команды Ю. Русовой. Работает в регионах, в том числе в интересах «Единой России».

17. Алексей Чеснаков

67 упоминаний. Политконсультант, генеральный директор «Центра политической конъюнктуры». Близок к В. Суркову. Ранее длительное время был заместителем начальника управления внутренней политики Администрации президента. Оказывает влияние на «украинское» направление политики российских властей.

18. Евгений Сучков

63 упоминания. Политтехнолог, директор Института избирательных технологий. Один из основателей рынка политического консультирования в России. Работает в ряде регионов России. В 2016 г. издал книгу «Политические технологии: работа над ошибками».

19. Андрей Колядин

58 упоминаний. Политтехнолог, работает в регионах России. Близок к ГК «Росатом». Ранее был заместителем полпреда президента в Уральском ФО.

20. Глеб Павловский

52 упоминания. Политконсультант, работает с российской оппозицией. В прошлом советник руководителя Администрации президента и самый влиятельный гуманитарный технолог России. Владелец интернет-порталов «Русский журнал» и «Гефтер». Известный блогер.

Более 40 упоминаний набрали также следующие политтехнологи и политконсультанты: П. Быстров, В. Потуремский, С. Белковский, В. Бианки, А. Куртов, В. Сергеев, А. Пирогов, Е. Островский, И. Митькин (Спокойнов), С. Маркелов, А. Трубецкой (Кошмаров), А. Ситников, В. Смирнов, С. Михеев, М. Минчева, А. Баков, А. Высоцкий, Ю. Русов, М. Сергеева.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!