Причины уныния православие. Уныние – смертный грех. Почему? Эзотерические причины Уныния

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1783

Как бороться с грехом уныния?

Дмитрий , СПб, Россия
27/01/2005

Здравствуйте, о. Олег!
Подскажите, пожалуйста, как бороться с грехом уныния (жалости к себе)?
Заранее спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Уныние это тяжкая и крайне мучительная страсть. За ней стоит демон-исполин, один из трех демонов исполинов: уныния, забвения и неведения, которые прежде всего препятствуют человеку по-настоящему придти к Богу. Вот почему должно провести брань с этими демонами и победить их.

Сперва преодолевается демон забвения. Преодолевается он непрестанной памятью о Боге, которая производится непрестанной молитвой Иисусовой и богомыслием. По мере преодоления забвения, подвижник покаяния преодолевает неведение: о Боге, о пути спасения, но прежде всего о себе и своем подлинном состоянии. От истинного ви дения себя в свете благодати, человек сбрасывает с себя окутовавшую его до того прелесть самомнения, хорошести, богоугодности, спасаемости и начинает ревностно заботиться о своем спасении и вечной участи. Действием благодати ему открылась страшная картина о нем самом, о его отношении к Богу - что он враг Его, мерзость пред Ним, погибший и очень далек от Него. Через такое самопознание человеку открывается и общее падение человеческой природы, которое он начинает видеть во всех людях. От этого ви дения он перестает осуждать людей, и начинает богоугодно и нелицемерно любить их жалостью, сочувствием, состраданием, посильной молитвой и помощью, в т.ч. и мудрым обличением ради спасения их или других людей.

От такого спасительного ви дения и восчувствования человек приходит в сокрушение и плач о себе и прочих людях, в первую очередь о близких и знаемых им. От этого сокрушения рождается в душе истинное смирение и смиренное о себе мудрствование, которое выливается в первое блаженное состояние нищеты духовной. Это состояние и выводит человека из уныния, иначе именуемого злым разленением. Со стороны демона и воздействия его на душу эта страсть именуется унынием . Со стороны поддавшегося этой страсти человека она именуется злым разленением . Человек, поддавшийся действию уныния, охладевает ко всем спасительным деланиям и духовным действиям. Он впадает в духовную апатию, безразличие и становится неподвижным и ленивым на всякое благое дело. Саможаление, самооправдание, обида на всех и вся за свое мучение, обвинение других, болезненное самолюбие, боль от поверженного временно тщеславия и самомнения, требующих компенсации - все это обуревает поддавшегося унынию человека. Помыслы о ненужности веры, подвига покаяния, борьбы со страстями или невозможности так самоотверженно и напряженно жить во Христе и преуспеть - захлестывают унынника и он приближается к отчаянию .

От уныния один шаг к отчаянию, а от отчаяния один шаг к непоправимой вечной погибели. Он оставляет молитву, как безпомощную, оставляет чтение Писания, как безполезное, оставляет чтение святых отцов и их житий, как обличающее его и якобы несбыточное на нем или недостижимое, а значит, тщетное. Все духовное и спасительное становится ему не в радость, а в тягость. Он начинает тяготиться и раздражаться присутствием других, самых близких и любимых до того людей, а также прочими необходимыми житейскими вещами, обстановкой и обстоятельствами. Человек пытается заглушить уныние развлечениями, греховными деяниями, забавами, но приходит лишь в худшее состояние. Вот почему страсть уныния, как убивающая душу и угрожающая жизни, вообще справедливо названа смертным грехом. Уже при первых признаках ее проявления надо сразу противостать ей и всячески противиться, призывая Бога и Его святых на помощь.

Несмотря на общность проявления страсти уныния, она имеет разные причины для нападения на душу человека. Есть уныние от произвольно греховной жизни, когда все надоедает. На Руси это состояние именовалось хандрой или русской хандрой. Бывает уныние от демонского наскока, по их зависти или другим мотивам. Бывает уныние от высокого подвижничества в уединении, а бывает как попущение за высокоумие, подвижническую гордость или неразумное взятие на себя подвигов сверх силы. Для живущих в послушании бывает уныние за самочиние или унижение (даже в помысле) своего старца. Бывает уныние у подвижников покаяния от научительного и очистительного богооставления.

Такое мучительное адское состояние должно пережить. Оно попускается Богом по силам и мерно ради великой душевной пользы. В остальных случаях, когда мы сами виноваты в нападении на нас демона уныния, должно противопоставлять ему имеющиеся средства. Такими средствами являются: взбадривание себя пением укрепляющих и ободряющих церковных молитв и песнопений; настроем себя даже на смерть ради Бога и даже одной Его заповеди; раскаяние в грехах, приведших к унынию; повторение подходящих изречений из Псалтири, Писания или святых отцов, укрепляющих душу.

Например, хорошо, сидя с закрытыми глазами, тихо вслух, со вниманием к словам молитвы или изречения Писания повторять несколько десятков раз эту молитву или изречение, пока душа через это повторение не войдет в поле истины. Истина освободит душу от гнета действующей страсти или скорби.

Например, можно повторять слова Господа из Евангелия от Иоанна:
Ин.14,1:"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте" .

Можно повторять и слова из Псалтири:
Пс.41:" 6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
7 с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
9 Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей .
10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: "где Бог твой?"
12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего"
.

Можно повторять любую из подчеркнутых мною фраз. Можно и самому искать и найти себе нечто похожее на эти изречения, которое наиболее воздействует на данное конкретное состояние.

Должно также противопоставлять унынию самоотвержение, самоукорение (по образцам у святых отцов или самим сочиненное), память смертную, память о наградах праведников и прочие утешающие душу помышления и слова.
Иногда можно выпить немного сухого вина, ибо вино веселит душу человека.
Иногда пройтись на природе, созерцая Божье созданье. Иногда можно послушать хорошую музыку, ибо и святой Давид отгонял демона уныния от царя Саула игрой на музыкальном инструменте. Можно дать место уместному юмору и безобидной шутке. Так преподобный Серафим шутил иногда на клиросе, веселя тем братию и отводя от них духа уныния. Иногда должно просто поспать.

Принципиально же более всего побеждает уныние память Божия:
Пс.41, 7: "Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе ". Вот почему более всего должно позаботиться о насаждении в себе памяти Божией через делание Иисусовой молитвы!

Окончательная победа над духом уныния является в наше время великим преуспеянием в духовной жизни. Она переводит человека на новый уровень духовной жизни - жительство в мире душевном, когда благодать Божия черпается ложками. На этом уровне может быть лишь легкая грусть о прежних оплаканных уже и прощенных грехах, сокрушение о все еще проявляющихся немощах, скорбь о погибели и заблуждении других людей, скорбь о состоянии современного мира, о вселенском массовом отступлении. Есть место и обличению отступников, восстающих на Бога, на Церковь Его, на моление именем Его, на сосудов Духа Святого и на путь спасения - путь святоотеческого покаяния. Но все это не нарушает внутреннего мира, не ослепляет, не омрачает душу, но держит ее в смирении и стремлении к Богу и богоугождению. Душа неунывная преуспевает в познании Бога и в стяжании мудрости и благодати.


Как говорится в старом анекдоте, у меня один смертный грех - уныние, на остальные денег не хватает. Шутки шутками, а в чем вина унывающего человека, понятно не всем.

Кто-то утверждает, что это всё западная «кафолическая ересь», а у нас такого нет. Другой спрашивает с недоумением, почему же грехи «смертные». Третий отстаивает своё право на гнев, четвёртый… Одним словом, разброд и шатание, океан мнений. И где-то в глубине кроется ответ на вопрос, почему уныние – смертный грех.

Самый таинственный из всех смертных грехов

Представление о «смертных грехах» рождается на заре христианства, в III веке, когда о разделении церкви на католическую и православную ещё и речи не было. Но относились смертные грехи в то время исключительно к списку монашеских обетов, а в мирскую жизнь это понятие еще не вошло. Всё поменял Григорий Великий, «последний хороший папа», который ввёл термин «смертные грехи» в жизнь всех христиан. И уже тогда грех уныния стоял в этом списке выше, чем грехи плотские.

Что смертного в унынии?

Так что же такого «смертного» в унынии? Ведь печаль и скорбь – обычные переживания, знакомые каждому.

Суть именно в различении скорби и уныния. Со скорбью или ощущением утраты человек сталкивается постоянно, начиная с раннего детства: упало на асфальт мороженое - утрата. Мама не разрешила играть в луже - скорбь от нереализованного желания. Психология называет такое состояние фрустрацией и обычно считает его очень важным элементом роста и развития человеческой личности. Через столкновение с фрустрацией и скорбью мы учимся решать житейские задачи, находить решения проблем и становимся устойчивее как личность.

Однако бывает, что эти переживания оказываются столь сильными, что человек попадает в ловушку: куда ни глянь, везде боль, печаль и потери. Человек не видит, как выйти из этой ситуации, и у него опускаются руки: к чему стараться, если любое действие только усугубляет страдания?

Депрессия = Уныние

Именно это состояние современная медицина и называет депрессией, а христианство - унынием. Врачи и психологи считают, что в состоянии депрессии человеку требуется поддержка как извне – человеческая, так и изнутри – биохимическая.

Когда в христианском мире формировалось понятие об унынии как о смертном грехе, никаких действенных способов помочь людям в подавленном состоянии, какие дает современная психо- и фармакотерапия, не было. Единственным способом вытащить человека из депрессии было активизировать его внутренние ресурсы, вдохновить на продолжение жизни и преодоление трудностей. А это задача непростая, как тогда, так и сейчас. Если же оставить человека без помощи, то может случиться ужасное: долго ли протянет тот, кто не желает жить?

Уныние есть неверие в Господа

Так что же, уныние - смертный грех, потому что ведёт к смерти? Лучше всего об этом пороке говорят сами творцы христианской этики. Почитаемый и в западной и в восточной церкви святой и философ Иоанн Лествичник пишет об унынии так:

«Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2)».

Обращаясь к унывающему, Иоанн упрекает его в недостаточной вере в Господа: неужели ты считаешь, что Всевышний оставил бы тебя? Что он не любит тебя и отвернулся от тебя? Конечно, нет, ведь всякое испытание, случающееся с человеком, посылается ему для роста и для развития, и Господу, конечно, ведома мера сил, которая у человека есть.

Или обратимся к самому первому из всех источников: Евангелию.

«Не продаются ли два воробья за мелкую монету; но ни один из них не падает на землю без воли Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев» [Матфей ст.29 - 33].

А Иоанн Златоуст трактует:

«...Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться».

На заре зарождения христианства греческим монахом Евагрием Понтийским была сформулирована целая система смертных грехов, на то время включавшая в себя гордыню, зависть, лень, злобу, похоть, жадность и чревоугодие. Всего их было семь. С самого детства христианину внушалось, что он должен работать с утра и до позднего вечера, так как лень - это смертный грех. Христиане скудно питались потому, что чревоугодие было тоже смертным грехом. Им также нельзя было быть гордыми, завистливыми, жадными, злыми и похотливыми. Но по истечении некоторого времени этот список сделали более гуманным, если можно так выразиться.

Уныние - грех

Люди, несмотря на боязнь оказаться в вечных муках в аду, все равно не хотели лишать себя мирских развлечений и удовольствий. Как не побаловать себя плотской утехой или застольем со своими друзьями? Таким образом, некоторые запреты были отредактированы и смягчены в списке смертных грехов. Вот, например, Папа Григорий Великий удалил из блуд, а изъяли из него лень и обжорство. Некоторые грехи вообще перешли в разряд людских «слабостей».

Однако интересно другое, Папа Григорий Великий, разрешая своей пастве раскаянием и молитвой сглаживать грех прелюбодеяния, вдруг вносит в список смертных грехов уныние - казалось бы, абсолютно невинное свойство для души человеческой. Хочется отметить, что уныние оставалось в списке неизменно, и более того, многие богословы и по сей день считают его из всех смертных грехов самым тяжким.

Смертный грех - уныние

Так почему уныние считается Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он становится мало на что годным, у него проявляется равнодушие абсолютно ко всему, и особенно - к людям. Он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен творить, дружба и любовь тоже не радуют его. Поэтому справедливо было отнести уныние к смертным грехам, но совершено зря из этого списка удалили похоть и блуд.

Тоска, уныние, депрессия, печаль, грусть... Попадая под власть этих мы даже не задумываемся над тем, какую они имеют негативную и сокрушительную силу. Многие считают, что это некие тонкости состояния загадочной русской души, в этом, думается, есть доля правды. Однако психотерапевты считают все это очень опасным явлением, и что долгое пребывание в таком состоянии приводит к депрессии, а иногда и к самому непоправимому - суициду. Поэтому Церковь считает уныние грехом смертным.

Уныние или печаль?

Уныние - это смертный грех, который в православном богословии трактуется как отдельный грех, в то время как в католицизме среди смертных грехов есть печаль. Многие не могут разглядеть какой-то особенной разницы между этими эмоциональными состояниями. Однако печаль рассматривается как какое-то временное душевное расстройство, связанное с каким-нибудь неприятным событием или происшествием. А вот уныние может наступить без всякой причины, когда человек страдает и не может объяснить такое свое состояние даже при полном внешнем благополучии.

Несмотря на все это, Церковь считает, что всякие испытания надо уметь воспринимать с бодрым состоянием духа, настоящей верой, надеждой и любовью. Иначе получается, что человек не признает единого целого учения о Боге, о мире и о человеке. Такая разновидность неверия предоставляет душу самой себе, тем самым обрекая человека на душевные болезни.

Унылый - значит неверующий

Такой смертный грех (уныние), именуется как злое разленение, под воздействием этого человек начинает лениться и не может принудить себя к необходимым спасительным действиям, так как его уже ничто не утешает и не радует, он ни во что не верит и даже не надеется. В конечном итоге все это напрямую воздействует на душу человека, разрушая ее, а затем и его тело. Уныние - это изнеможение ума, расслабление души и обвинение Бога в нечеловеколюбии и немилосердии.

Симптомы уныния

Важно вовремя определять симптомы, по которым можно заметить, что начались разрушительные процессы. Это нарушение сна (сонливость или бессонница), сбои в работе кишечника (запоры), изменения аппетита (переедание или отсутствие аппетита), снижение сексуальной активности, быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках, а также бессилие, слабость, болезненные ощущения в области желудка, в мышцах и сердце.

Конфликт с самим собой и с Богом

Конфликт, прежде всего с собой, постепенно начинает перерастать в органическую болезнь. Уныние - это плохое настроение и духа, сопровождающееся Таким образом, грех прорастает в природу человека и приобретается медицинский аспект. Православная Церковь в таком случае предлагает только один путь к выздоровлению - это примирение с собой и с Богом. А для этого надо заниматься нравственным самоусовершенствованием и при этом использовать духовные и религиозные психотерапевтические приемы и способы.

Человеку, страдающему депрессией, можно посоветовать найти для себя опытного духовника из монастыря, чтобы тот помог ему выбраться из этого жуткого состояния. Беседа с ним может продлиться до нескольких часов, пока он не разберется, в чем источник такой глубокой душевной скорби, возможно, придется некоторое время побыть в монастыре. И только потом можно будет приступать к лечению души. Ведь уныние - это тяжелая болезнь, которая все же поддается лечению.

Православная медицина

Человеку, который решил бороться с такого рода телесным и духовным недугом, срочно потребуется изменить свой образ жизни и начать активное воцерковление. Многих людей именно тяжелое заболевание и приводит к пониманию своей греховной жизни, поэтому они начинают искать выход на евангельский путь. Главное в православной медицине - помочь больному человеку освободиться от собственных страстей и мыслей, которые подключаются к общему процессу разрушения тела и души. При этом верующий человек, столкнувшись с болезнью, не должен отказываться и от профессиональной медицинской помощи. Ведь она - тоже от Бога, и отказываться от нее - значит укорять Создателя.

Здравствуйте!
У меня очень мало воли к жизни. Я понимаю, что это грех, но меня часто посещает нежелание жить, иногда очень сильное и навязчивое. Я стараюсь каяться и исправляться. Но пока это все повторяется. Я ничего не умею делать хорошо, у меня нет друзей. А сейчас мозг плохо работает и я плохо справляюсь со своими обязанностями по работе. Как выбраться из этого?
Елена.
Что такое депрессия с точки зрения Православия? Как можно избавиться от этого, если врачи не могут помочь?
Валентин.

Здравствуйте, Елена и Валентин. По той причине, что ваши вопросы касаются одного и того же предмета, позвольте ответить на них в одной статье.
Депрессия, как ее называет психиатрия, болезнь души, которая поражает человечество по мере его отпадения от Бога. Однако современная психиатрическая наука не насчитывает и двух столетий в своей истории. Между тем с глубокой древности функцию попечения о душевнобольных выполняла Церковь. В святоотеческой литературе для обозначения этой болезни используется термин «уныние».
Недавно мне пришлось прочитать статью одного, по-видимому, малоцерковного человека, который возмущенно пишет, мол, как это так, такая страшная болезнь, а Церковь называет ее грехом? Чтобы разрешить это недоумение, напомним, что в традиции Восточной Церкви последствием всякого сильно укоренившегося греха является болезнь (страсть), поэтому мы вовсе не погрешаем, называя ее грехом.
По учению Отцов Церкви уныние есть потеря той духовной радости о Боге, которая питается надеждой на Его милосердное промышление о нас.
Опечаленный монах (и всякий человек - И.С.) не знает духовного наслаждения. (Преп. Нил Синайский). Это болезненное состояние, при котором у людей, занимающихся спасением своей души, отнимается любовь к молитве, в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Иногда эта душевная болезнь выражается в озлобленности, раздражительности.
Святые отцы, перечисляя по мере их возрастающей опасности восемь губительных страстей, ведущих к духовной смерти, отвели унынию шестое место. Началом уныния является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, и человек приходит в отчаяние. Уныние - вид тяжелой духовной болезни. Грусть же и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на нашем земном пути. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»,- говорит Господь своим ученикам (Ин. 16, 33).
Почему же это состояние - «унылый сон души» - считается греховным? Потому, говорят Святые отцы, что уныние часто бывает последствием забытого грехопадения или скрытой, незаметной другой страсти: зависти, блудного разжжения, честолюбия, сребролюбия, желания отмщения обидчику. Причиной уныния бывает и переутомление от гнетущих забот. Часто уныние происходит от чрезмерных и самочинных подвигов у особо ревностных Христиан.
Для избавления от этой греховной болезни Церковь предлагает нам в первую очередь покаяние, молитву и другие подвиги в исполнении Евангельских заповедей. Преподобный Илия Екдик увещевает нас: «Не падай духом, взирая на трудность душевной болезни своей; но употребляя действеннейшие против нее врачевства претрудных подвигов, удаляй себя от нее, если искреннее имеешь попечение о здравии души своей». Преподобный Нил Синайский говорит о том же: «Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем окончишь; также - молись разумно и усиленно, и дух уныния бежит от тебя».
Оскудевший в молитве и предающийся унынию Христианин должен прежде всего постараться найти причину гнетущей его страсти, то греховное желание, которое было ее причиной, и вступить с ним в борьбу. И еще прежде, - говорят св. Отцы, - чем он поразит это греховное желание, дух молитвы, даже сугубо горячей, возвратится к нему за одну решимость побороть в себе зло.
Бывает уныние вследствие земных причин - нахлынувших бед и скорбей, от нас не зависящих. Но бывает и уныние от неверия в Промысл Божий, непокорства ему, гнева, ропота. Надо бояться такого состояния и просить у Бога прощения и помощи, и тогда отойдет от нас дух уныния, и в скорби непременно придет и будет принято душой утешение Божие, превосходящее все утешения земные.

В чём грех унылых?

На душе моей гадостно,
И живу я безрадостно.
В. С. Высоцкий.

1.Церковь о грехе уныния.

1.1. Место греха уныния в церковной классификации грехов.
1.2. Религиозные рецепты от греха уныния.
1.3. Подход к греху уныния в современном православии.

2. Депрессия - синоним уныния.

2.1. Медицинское значение термина депрессия.
2.2. Депрессия - болезнь миллионов.
2.3. Основные симптомы депрессии.
2.4. Механизмы возникновения депрессии.
2.5. Депрессия не пожизненный приговор, она излечима.
2.6. Современные представления о депрессии (кратко).

3. Три следствия.

3.1. Догмат греха уныния опасен для здоровье верующих.
3.2. Богословская противоречивость греха уныния.
3.3. Грех уныния - негодный нравственный критерий добра и зла в обществе.

1-

Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: "многи скорби праведным", и "многи раны грешным". Такова жизнь наша здесь,- все скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное.

Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).

При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености, очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние.

Святитель Игнатий Брянчанинов. (1807-1867).

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: "Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи..." Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение.

Игумен Никон (Воробьев). (1894-1963).

Эмоциональные проявления

  • тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние
  • тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды
  • раздражительность
  • чувство вины, частые самообвинения
  • недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки
  • снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий
  • снижение интереса к окружающему
  • утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий)
  • депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах

Физиологические проявления

  • нарушения сна (бессонница, сонливость)
  • изменения аппетита (его утрата или переедание)
  • нарушение функции кишечника (запоры)
  • снижение сексуальных потребностей
  • снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость
  • боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах)

Поведенческие проявления

  • пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность
  • избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям)
  • отказ от развлечений
  • алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение

Мыслительные проявления

  • трудности сосредоточения, концентрации внимания
  • трудности принятия решений
  • преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом
  • мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни
  • мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии)
  • наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности
  • замедленность мышления

Для постановки диагноза "депрессия" необходимо, чтобы часть перечисленных симптомов сохранялась не менее двух недель.

2.4. Уровень развития современной науки и техники позволяет определять истинные причины депрессии. Разнообразные проявления внешних симптомов (2.3) вызваны внутренними перестройками организма. Это подтверждается биохимическими анализами. Так, обнаружен целый ряд веществ, которые вырабатываются в организме и непосредственно влияют на настроение человека. Установлено, что снижение уровня концентрации этих веществ, нарушения в их синтезе и обмене приводят к депрессии (унынию ). В ряде случаев эти изменения могут иметь генетическую обусловленность. Например, исследователям удалось выделить и изучить серотонин , который напрямую управляет настроением человека. Его концентрация в организме не зависит от конфессиональной принадлежности или религиозного стажа. Расстройство физиологических функций в организме заболевшего депрессией человека сопровождается снижением уровня серотонина, что приводит к унынию. Действие многих антидепрессивных лекарств состоит в нормализации нарушенных нейрохимических процессов выработки и обмена серотонина.

2.5. Депрессия поддаётся лечению. На основании научных данных о депрессии и её механизмах, разработан, опробован и успешно применяется целый ряд антидепрессантов, которые помогают в борьбе с заболеванием. Препараты позволяют достичь как существенного снижения, так и полного излечения депрессии у пациентов. Эти фармакологические средства приносят действительное облегчение страданий, а не мнимое. Подробнее об этом можно прочитать на многочисленных специализированных медицинских сайтах.

2.6. Подытоживая сказанное (2.1-2.5) можно отметить, что современная медицина совершенно обоснованно считает депрессию (уныние ) не просто затянувшимся плохим настроением, а чётко диагностируемым заболеванием, которое требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению. Даже самая слабая депрессия (уныние ), которая как наивно полагают верующие пройдет сама или с божьей помощью, может очень далеко зайти при таком беспечном отношении. Ещё меньше способствуют выздоровлению многочисленные церковно-мистические сочинения на тему избавления от уныния . О вреде и пагубности самолечения, каковым является православный подход к вопросу, известно всем. Следует помнить, что чем раньше поставлен правильный диагноз и начато правильное лечение, тем больше шансов на быстрое выздоровление, на то, что депрессия (уныние ) не повторится вновь и не примет тяжелой формы, сопровождающейся навязчивым желанием верующего покончить с собой !

На бога надейся, а сам не плошай!
Пословица.

3.1. Верующие, столкнувшись с унынием, начинают по церковным наущениям неадекватно объяснять причины плохого состояния собственного здоровья, предпринимают действия, противоположные требуемым. Причины такого поведения становятся понятными, если ознакомиться с предысторией. Так, ещё в глубокой древности Иоанн Кассиан (360 - 435) изложил в книге "О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ" следующие взгляды на уныние :

":Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние , тщеславие и гордость:.эти восемь страстей хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, т.е. чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние , соединены между собою каким-то сродством или связью, так что излишество первой страсти дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия обязательно происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние ; и потому против них необходимо сражаться подобным же образом, тем же порядком, и в борьбе всегда нам следует переходить от предыдущих к последующим. ... Поэтому, чтобы победить уныние , сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, необходимо попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надобно укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, следует обуздать страсть чревоугодия: Итак, все страсти как от усиления предыдущих рождаются, так уменьшением их подавляются...Поэтому нам следует вести борьбу с этими страстями так, чтобы всякий, испытывая какую-либо страсть, особенно против нее и направлял оружие, употребляя всякое старание и заботу духа для наблюдения за нею и подавления ее, направляя против нее копья ежедневных постов, ежеминутно бросая в нее стрелы сердечных стенаний и воздыханий, непрестанно проливая слезы в молитве к Богу, постоянно прося Господа прекратить борьбу его."

Этой точке зрения Кассиана на причины возникновения уныния и способах его обуздания - больше тысячи лет. Подобные рассуждения могут свидетельствовать о чём угодно, кроме претензии на истину. Современная наука ушла далеко вперёд, такие наивные высказывания не могут вызвать ничего, кроме улыбки. Однако и в наши дни на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры продолжают развивать церковную традицию и на полном серьёзе пишут об унынии , словно о бесовских искушениях:

Для справки (санаторий "Барвиха", декабрь 2002г.) - полный срок путевки составляет 24 дня. Стоимость путевки на полный срок составляет: Одноместный люкс - 132000 руб. Однокомнатный двухместный люкс - 120000 руб. (с каждого). В стоимость путевки входит большинство услуг санатория. Имеется ряд дополнительных платных услуг .

Слова Иисуса " У вас же и волосы на голове все сочтены" (Мтф.10.30) касаются в первую очередь тех, кто несёт божье слово людям - священников. Главный церковный иерарх - Алексий II наглядно показал насколько он доверяет библейским обещаниям спасителя. Ради поддержания собственного здоровья он не пожалел ни средств ни времени на качественную медицинскую помощь, а в перерывах между лечебными процедурами с удовольствием рассуждал перед журналистами о пении под гитару и творчестве таких писателей, как Л. Толстой, М. Булгаков и А. Солженицын. Понятно, что для совершения молитвы о своем здравии, поклонения чудотоворным (исцеляющим) мощам и прочих усердий в служении Господу - вовсе не обязательно длительное пребывание в дорогостоящих больнично-санаторных палатах класса люкс, да и задумываться крещёному во время болезни (согласно церковному учению) требуется несколько в другом направлении - не о светских писателях и мирских развлечениях. Рядовым православным не мешает расстаться с иллюзиями о библейских чудесах исцеления и последовать за своим духовным лидером - лечиться не молитвами у икон, а в кабинетах у врачей, которые действительно лечат. Это несомненно требуется в случае заболевания депрессией (унынием).

Виновен тот, чьи слова или поступки заведомо лживы,
а не тот, кто честно и искренне в эту ложь поверил.
Честерфилд.

3.2. Во вторых, понятие греха уныния настолько внутренне противоречиво, что его религиозное осмысление становится невозможным, заводит в логические тупики.

Выше (2.1-2.6) было выяснено, что депрессия (уныние) является заболеванием. Болезни в библейской трактовке насылаются на верующих ради наказания за ранее совершенные грехи:

14. Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих,

15. И если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,

16. То и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;

15. Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.

21. Пошлёт Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит он тебя с земли, в которую ты идешь чтобы владеть ею.

22. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.

27. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростью и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться;

28. Поразит тебя Господь сумашествием, слепотою и оцепенением сердца.

35. Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени головы твоей.

59. То Господь поразит тебя и потомство твоё необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;

60. И наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе;

61. И всякую болезнь, и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;

Абсурдно, когда в наказание за прошлые, уже совершенные грехи, присуждается новый, на 100% неотвратимый грех, за который опять потребуется наказание. Именно так и получается, когда происходит заболевание депрессией (унынием ). В принципе, ничто не мешает богу наказывать конкретного верующего за грехи каждый раз одним и тем же - депрессивным заболеванием. Пути господни неисповедимы! В результате церковного словоблудия о грехе уныния , рождается образ вечного грешника. По божьей воле такой верующий никогда не выберется из заколдованного круга, в котором старый грех наказывается принудительным совершением очередного греха. Пропадает всякий смысл религии, т.к. смертный грех уныния (см. выше) означает духовную смерть. Спасение души для беспробудных грешников становится недосягаемой вершиной. Кроме того, вынуждаемый непрерывно грешить, человек будет ежедневно изменяться не в лучшую, а в худшую сторону.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!