Страстная Пятница: Христос умер на кресте. Страстная пятница перед Пасхой – что можно делать, а что нельзя: приметы. Великий пост — Страстная пятница: что можно есть, печь, какие читать заговоры, обряды и молитвы


Страстная неделя, последняя перед Пасхой неделя Великого поста. С четверга до субботы повсеместно шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова на время праздника и др.

Поминовение предков

Считалось, что в Страстной четверг раскрывается небо и предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы. Поэтому у болгар и сербов на Страстной неделе принято было посещать кладбище и поминать покойников. Женщины раздавали на кладбище обрядовые хлебы (просфорки, лепешки, часто в нечетном количестве и из пресного теста) и устраивали поминальный обед дома; оставляли на могилах коливо и крашеные яйца; пускали специально приготовленные хлебы по воде; жгли на могилах свечи, украшали цветами кресты и памятники. В Болгарии к числу поминальных относили три последние дня Великого поста либо Страстную субботу, когда женщины посещали могилы и совершали там названные действия.

В Страстной четверг предков также «поили», для чего поливали могилы вином и водой, выставляли горшки с водой у домов, раздавали на кладбище кувшины для воды. В этот день, сразу же после первых петухов, женщина шла к источнику, набирала там несколько кувшинов воды и отправлялась с ними на кладбище, где выливала по 1-2 кувшина на каждую принадлежащую семье могилу. Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании (переливании) проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших. Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы.

Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников.

Очистительные обычаи. Страстной четверг

Страстной четверг повсеместно назывался в народе «Чистым», так как у православных славян на него приходились основные очистительные ритуалы Страстной недели (в католическом мире они могли совершаться утром в Страстную пятницу). Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников - для того, чтобы, омывшись ею, избавиться от болезней (главным образом - кожных) и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); мыли и высушивали на солнца предметы домашней утвари (например квашню); приносили домой ветки можжевельника и жгли их дома на листе железа, а затем перешагивали через огонь в апотропеических целях; окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др), оберегая дом и домочадцев от всякого зла, от проникновения в дом змей, лягушек и др.

Другие обычаи Страстного четверга

Страстной четверг был единственным днем в году, когда, как считалось, можно было увидеть домового: для этого брали свечу, принесенную домой с вечерней службы в церкви, и пасхальное яйцо и шли на чердак, где оставляли домовому яйцо, чтобы и он мог «разговеться» на Пасху. Если человеку показывался мохнатый, в шерсти, домовой, то ожидали богатства и удачи, если голый, без шерсти, - нищенства. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот: для этого под угол дома выкладывали для него еду. Ночью ходили в лес, где сняв с себя крест, призывали лешего и расспрашивали его о судьбе.

Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно. Эта нить использовалась потом в народной медицине: ею перевязывали руки, чтобы они не болели при жатве; вплетали ее в рыболовную сеть, чтобы улов был больше, и т. п. Повсеместно известно и приготовление особой «четверговой» соли: ее специально пережигали в печи, завернув в тряпочку, освящали в церкви или выносили на улицу «под звезды», полагая, что от этого соль, оскверненная некогда Иудой во время Тайной вечери, «очистится» и приобретет целительные свойства.

В этот день совершались действия, связанные с домашними животными. В открытую печную трубу хозяева созывали по кличкам всю скотину, чтобы летом, во время выпаса, скот не разбредался и возвращался с пастбища домой. Женщины на огороде вешали на колки забора перевернутые горшки, с тем чтобы коршуны и ястребы не таскали цыплят.

Считалось также, что все, совершенное в Страстной четверг, в итоге обернется удачей и прибылью. Так, соседка стучала в окно своей приятельницы и спрашивала у нее: «Дома ли овечки?», на что хозяйка отвечала: «Дома, дома». Такой диалог продолжается до тех пор, пока они не переберут по очереди весь скот, все огородные и зерновые культуры и весь хозяйственный инвентарь - в надежде на их сохранность и умножение в будущем году. В Страстной четверг также трясли деньгами, будучи уверены в том, что они не будут переводиться в карманах весь год.

День скорби

Страстная пятница повсеместно считалась днем скорби по поводу смерти Иисуса Христа, что отразилось прежде всего в многочисленных запретах, накладываемых на человека и его бытовое и хозяйственное поведение. Даже в быту в этот день люди говорили меньше обычного, чтобы не проронить пустого слова. Как и в течение всего поста, люди избегали громкого уличного пения; петь можно было только в доме: здесь в семейном кругу люди пели «божественное»: духовные стихи, псалмы, читали псалтырь и пр. Подобные формы досуга заменяли обычные бытовые разговоры. Были запрещены уличные игры и хороводы.

В Страстную пятницу, по поверьям, вся природа скорбит вместе с людьми и затихают птицы. Со скота в этот день снимали колокольчики, хозяйки запирали в темных сараях домашнюю птицу, чтобы она не шумела и хоть немного попостилась (по словенским поверьям, это воздержание летом защитит птицу от нападения хищников). Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос. Украинцы не шумели, не разговаривали дома в полный голос и не ссорились. В Страстную пятницу принято было плакать; а если дети не плакали, то их били ветками, вынуждая тем самым проронить несколько слезинок.

Страстная неделя и события христианской истории

Значительная часть ритуалов и обычаев Страстной недели - своеобразное обыгрывание событий христианской истории, связанных прежде всего с бичеванием Христа, а также землетрясением, последовавшим за Его смертью. В момент смерти Христа словенцы со страшным треском валили на землю несколько предварительно подпиленных деревьев, а в течение всех трех дней - со среды до пятницы - с грохотом разбивали и топтали собранные со всего села старые доски, посуду, бочки и другие деревянные предметы, называя это «пугать Бога». В пятницу - в ознаменование смерти Христа и землетрясения, а в ночь с субботы на воскресенье - в знак Его Воскресения - у церквей и костелов принято было стрелять. Поляки Поморья в память об этом землетрясении били в барабан в пасхальную ночь, и при звуках этих ударов люди спешили на службу в костел.

К этому добавлялись обряды, посвященные «изгнанию Иуды» или «Великого поста». «Иудой» могли называть куклу (соломенную, обычно в рост человека, одетую в старую одежду), которую волокли по улице на обозрение всем, били камнями и палками, а после жгли, топили, закапывали, вешали на дереве, сбрасывали с колокольни и т. п. У чехов «Иудой» мог быть и человек: после службы в Страстную среду парень, который бегал лучше других, первым выскакивал из костела и с криком «Я - Иуда» убегал, а остальные преследовали его.

С четверга до субботы Страстной недели по обыкновению замолкали колокола, звон которых заменялся грохотом трещоток и колотушек. За этим занятием молодежь проводила три последних дня Великого поста, оглашая окрестности неимоверным шумом. Таким образом она «творила память» Иисусу Христу. У хорватов в среду, четверг и в пятницу совершался так называемый «барабан», когда по окончании службы парни сильно били длинными прутьями по скамьям в церкви и гремели трещотками.

Великая Суббота

В Великую субботу Христос лежал во гробе. Этот день считался самым строгим днем поста. В Субботу в народе заклинали морозы-утренники, чтобы они не губили льна, конопли и яровых хлебов.

В Великую субботу верующие готовятся к празднованию Пасхи, несут в церковь освещать праздничные куличи, яйца для разговения в день Пасхи. В Великую Субботу в церкви совершается литургия Василия Великого, священники меняют свои темные одежды на светлые.

В Великую субботу предписывалось воздержание от еды.

Верующие старались к вечеру закончить все свои хлопоты и прийти на службу, чтобы встретить великий праздник Пасхи.

В статье говорится о том, что такое Страстная пятница и какие обычаи и обряды связаны с этим важным днем.

Из статьи вы узнаете, почему пятница накануне Пасхи получила название Страстной, какие существуют обряды, приметы этого важного перед Христовым Воскресеньем дня.

Пасха по отношению к Страстной пятнице

Один из самых строгих постов в году завершается в конце Страстной недели (Страстной седмицы), в течении которой верующие вспоминают о событиях, которые привели Иисуса Христа к смерти: кульминацией телесной жизни Спасителя стали духовные и физические мучения.

Миряне в Великую пятницу читают о Тайной вечере, взятии Христа под стражу, суде над Божественным Узником, бичеванием и исполнением смертного приговора, завершившегося распятием. Последние шесть дней Великого поста именуются «Великий» или «Страстной». В течении Страстной седмицы проходят особые богослужения, а православные придерживаются особо строгого поста.

Страстная седмица проходит для мирян в воспоминаниях о последних днях, проведенных на земле Иисусом.

В Великий понедельник в церквях читают евангельскую притчу о проклятой Господом придорожной смоковнице. Символизм и духовное значение образа бесплодного инжирного дерева раскрывается в деталях:

  • придорожная смоковница олицетворяет гибнущего в непокаянии, душа которого не приносит веры, молитвы и добрых деяний
  • момент, когда дерево от слов Господа засохло показывает Божественное могущество Спасителя, порицание людей, внешне создающих вид исполнителей Божьих заповедей, но от которых невозможно дождаться добрых плодов

В Великий вторник верующие посвящают чтению притч, которые произносил Сын Божий в Храме Иерусалима: о воскрешении, о суде над Спасителем, о десяти девах.

Великую Пятницу верующие проводят в воспоминаниях о спасительных для христиан страстях

Великую среду верующие посвящают чтению притчи о возлитом драгоценном миро на голову Спасителя грешницами. Этим они уготовили его к упокоению. В этот день порицают и проклинают жадность к деньгам и предательство Иуды. Говорится также об уготованной судьбе двух разных людей: предавшего Господа и сгубившего тем самым свою душу Иуды и покаявшейся и принявшей спасение блудницы Марии Магдалины.

В Великий четверг произошло несколько событий: установление Иисусом таинства Евхаристии на Тайной вечере, молитва Спасителя в саду Гефсиманском.

Великую Пятницу верующие посвящают воспоминаниям о спасительных для воцерковленных людей страстях и смерти Иисуса на кресте.

Великую субботу миряне посвящают чтению о погребении Спасителя и о том, как его тело пребывало во гробе. Благодатный огонь, который выносят в этот день из Гроба Господня в Иерусалиме — символ Воскресения Господня.

Страстную неделю верующие посвящают приготовлениям ко встрече Пасхи: проводятся уборки, пекутся куличи, красятся пасхальные яйца.



В Страстную неделю верующие готовятся к празднику Светлого Христова Воскресения

С куличами и крашанками верующие отправляются на Богослужение в Великую субботу, где проводится освящение продуктов.

Страстная неделя завершается празднованием Пасхи — Христова Воскресенья.

Страстная пятница – суть, что это такое, что она означает, что происходит в Страстную пятницу

Страстная Пятница — день, когда был распят Сын Божий. Священнослужители во время Богослужения три раза вспоминают о том событии, зачитывая Евангелие:

  • на Утрене проходит служба 12 Евангелий, отрывки из которых напоминают о спасительных страданиях и распятии Иисуса, которое произошло в пятницу
  • Великие (Царские) Часы проходят в чтении повествований от четырех евангелистов
  • Великая вечерня проходит под чтение составного Евангелия


В Страстную пятницу вспоминают о муках Иисуса Христа и его распятии

Видео: ВЕЛИКИЙ ПОСТ. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Когда выносят Плащаницу в Страстную пятницу?

  • В Страстную Пятницу в храме нет литургии. Однако в тот день, когда Страстная Пятница выпадает на Благовещение, проходит служба Иоанна Златоуста.
  • В Страстную пятницу в храме исполняется канон «О распятии Господа», а также священнослужители выносят Плащаницу — символический погребальный саван с изображенным на нем телом Спасителя в полный рост, который лежит в гробу.


В Страстную пятницу в церкви не звонят колокола. В этот день выносят Плащаницу
  • Иконографическое изображение Спасителя во гробу — обязательный атрибут богослужения двух последних дней Страстной седмицы: Великой пятницы и Великой субботы.


Священнослужители в черных одеждах выносят Плащаницу
  • Плащаницу ставят на специальное возвышение, символизирующее Гроб Господень, — перед Царскими Вратами. При этом Голова Спасителя обращена на север, а ноги — на юг. На Плащаницу наносят благовония, выкладывают цветы. Эти действия символизируют помазание благовониями Тела казненного Спасителя женами-мироносицами.
  • Служба в день особого покаяния начинается в два часа дня. Плащаницу выносят через час после начала службы — в момент смерти Иисуса на кресте.


Что можно делать в Страстную пятницу?

В Страстную Пятницу отстоявшие службу несут домой 12 горящих свечей, которым не дают догореть до конца. Эти свечи приносят достаток и счастье в тот дом, где хранятся. В этот день можно сеять огород, поле. Высеянные в небольшом количестве укроп и горох — залог хорошего урожая.



Все приготовления к празднованию Пасхи совершаются до Чистого четверга

Можно ли печь в Страстную пятницу?

Выпекать куличи в Страстную пятницу разрешено. Выпеченные куличи следует прикрыть священной вербой. Такие вербовые веточки потом используются в качестве оберега от нечистой силы.



Можно ли жениться в Страстную пятницу?

Верующие строгий пост в Великую пятницу проводят в молитвах, обязательно также посещение скорбного богослужения (Плач Богородицы). Если вы решили жениться в апреле, то лучше подождать еще 2 недели после Пасхи. Ходите в церковь, а по окончании поста сможете повенчаться и устроить веселую свадьбу.



В православии разрешается венчаться после Красной горки (Антипасхи)

Что значит свадьба в Страстную пятницу?

На Пасхальной неделе — в самый большой и наказуемый праздник гулять и веселиться нельзя. Потому лучше перенести дату свадьбы. Подумайте, стоит ли начинать семейную жизнь с большого греха и как свадьба в Страстную пятницу потом обернется для вас обоих, ведь это время для подготовки к воскрешению Спасителя.



На Пасхальной неделе в Страстную пятницу не женятся и в церкви никто не повенчает молодых

Что нельзя делать в Страстную пятницу?

Под запретом следующие действия:

  • стирка
  • втыкание железных предметов в землю
  • употребление алкоголя
  • веселье

Если человек проведет этот день в увеселениях, то весь год будет слезы лить.

Женщинам в этот день нельзя:

  • прясть
  • убирать в доме

Мужчинам в этот день нельзя:

  • рубить дрова
  • использовать тесак, рубанок
  • сажать деревья


Женщинам нельзя шить в Страстную пятницу

Что значит сон в Страстную пятницу на субботу: приметы

Сон с четверга на пятницу предсказывает будущее, особое же значение сон приобретает в Великую пятницу. Обычно такой сон наполнен точными предсказаниями. Увидев пророческий сон, ждите его исполнения до полудня (обеда) того же дня.



Сон в Страстную пятницу

Что значит, если родился ребенок в Страстную пятницу?

На судьбе ребенка, родившегося в Страстную пятницу, этот день никак не отразиться.



Что значит, если родился ребенок в Страстную пятницу

Что значит День рождения в Страстную пятницу?

  • В старину считалось, что родившегося в Страстную пятницу малыша нужно отнести к бабке, чтобы она его отчитала от будущих бед, и чтобы дитя не постигла тяжелая судьба.
  • Но у священнослужителей на этот счет иное мнение: все неприятности, которые будут случаться в жизни такого ребенка, в конечном итоге обратятся в большую радость. Потому не стоит считать плохим знаком рождение младенца в скорбный день.


Что значит День рождения в Страстную пятницу

Что значит хлеб, выпекаемый в Страстную пятницу?

Считается, что если испечь хлеб в Великую Пятницу, то он долго будет свежим и не покроется плесенью. Такой хлеб используется в качестве средства, избавляющего от недуг. Выпеченную в Страстную Пятницу булочку моряки брали с собой в далекий путь, используя его как талисман. Если же хранить такую булочку дома, то она станет оберегом от пожаров.



Можно ли печь хлеб в Страстную пятницу

Что значит умереть в Страстную пятницу?

Тот, кто покидает этот мир в Страстную Пятницу, со Спасителем испытает жизненные мучения и вместе с ним воскреснет.



Что значит умереть в Страстную пятницу

Великий пост — Страстная пятница: что можно есть?

Пищу не употребляют в Страстную пятницу до момента выноса Плащаницы. Но и после этого разрешается только хлеб и вода.



Страстная пятница: какие читать заговоры, обряды и молитвы?

Заговор от алкоголизма, пьянства и избавления от сметной тоски

  • Из печи в Страстную пятницу берется печная зола.
  • Сыпется на перекрестке, где нет машин.

Читается заговор трижды:

Как эта зола не даст ростки, а ростки лепестки, из лепестков плод, так раб (имя) вина не возьмет в рот: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, и ни в понедельник. Аминь. Как эта зола ключом не забьет, соловьем не запоет, так и раб (имя) вина зелена не запьет. Аминь. Как эта зола не опоросится, не ощенится, так и раб (имя) навсегда с вином простится. Не будет пить: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, ни в понедельник, ни по будням, ни по праздникам Святым. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

  • Повторить обряд две пятницы кряду.
  • Остатки золы спрятать и использовать в моменты, когда велико искушение выпить.

Заговор в Страстную пятницу от стресса, депрессии

  • Для проведения обряда понадобится три пасхальных яйца, которые нужно опустить в емкость с водой, над которой читают следующий магический текст:

Укрепи мои верные слова, Господь, Укрепи, Христос, рабу Божью (имя). Как люди радуются светлой Пасхе, Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

  • Этой водой страдающий от депрессии должен умыться.


  • В Страстную пятницу нужно испечь небольшой хлебный колобок.
  • Одна половинка съедается тем, кто проводит обряд, а другая храниться весь год за иконами. Но перед тем, как поставить хлеб за иконы, нужно сказать:

«Господи, спаси, сохрани, оборони. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».



Молитвы на Страстную пятницу:

Молитва для других

О Иисус, помилуй вашей святой Церкви; заботиться о нем.
О Иисус, помилуй бедных грешников и спасти их от ада.
О Иисус, благослови моего отца, мою мать, моих братьев и сестер, и все, что я должен молиться.
О Иисус, пожалейте души в чистилище и довести их до вашего небесного покоя.

Молитва, чтобы выразить скорбь за грехи

Бог Отец Мой,
Мне очень жаль за то, что отвернулась от вашей дружбы.
Вы показали только любовь ко мне.
Я иногда показано немного любви в ответ.
Из-за твоего, единственного твоего, Иисуса, Который умер и воскрес для меня, прости меня все мои грехи.
Отец, не только я обидел вас на мои грехи, но я также оскорбил ваше сообщество здесь, на земле.
Я обещаю, чтобы показать большую любовь к соседу, с тем чтобы восполнить мои грехи.
Я ничего не можем сделать, если ваш Святой Дух не помогает мне вести жизнь, такая как Иисус, жизнь провел забыв о себе в служении другим.
Молитва за Святейшества на Страстную пятницу
Господи, на завтра и его потребностей Я не молюсь,










Молитва за единство

Отец Небесный,
вы Отец всех мужчин.
Мы просим вас, чтобы отправить Святого Духа,
Дух, который объединяет людей,
так что все люди
забудут прошлые неприятности,
отложить в сторону несправедливые мнения,
и работать вместе на благо всех,
независимо от их религии,
независимо от того, каковы их расы,
так что в конце концов,
этот мир,
сделал добро мужчин, работающих вместе,
в духе Иисуса и работать с вами,
могут быть переданы вам вашим Сына,
Объединяйтесь особенно всех христиан
так что скоро они могут быть снова вместе,
как одно стадо вокруг стола Вечери Господней.
Мы просим вас более тесно объединить тех нашей Церкви,
так что под руководством Духа к Царствие Твое,
мы можем работать, молиться и жить счастливо вместе
в любви и мире. (Аминь)



Молитвы на Страстную пятницу

Молитва за Святейшества на Страстную пятницу

Господи, на завтра и его потребностей Я не молюсь,
Держите меня, Боже мой, от пятна грехов,
Позвольте мне оба работают старательно и надлежащим образом молиться,
Позвольте мне быть добрым словом и делом для других,
Позвольте мне не сделать ничего плохого или простаивает на словах, бездумное сказать,
Установите вам замок на моих губах
Позвольте мне в сезон, Господи, быть честны, в сезоне геев,
Позвольте мне быть верным вашей милости только сегодня,
И если сегодня, мой прилив жизни должно угасать,
О ставку быть, если сегодня я умру, приходите домой сегодня,
Так, на завтра и его потребностей, я не молюсь,
Но держать меня, направлять и любить меня, Господи, я молю тебя.



Заговор на весь год от всех врагов

«Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Царь Ирод бьется, дерется,
Кровь проливает, никого
Не жалеет,
Никому не спускает.
Против злого человека есть
Великий Стрелец –
Бог Отец!
У Господа нашего
Иисуса Христа
Солнце – лук, месяц – стрела:
Есть чем стрелять.
Никому не даст Господь
Меня обижать.
Господь Бог у меня впереди,
Богородица позади,
С Ними я никого не боюсь,
С Ними я никого не страшусь.
А вы, мои лиходеи-враги,
Вам спица в языки,
Каленые клещи в клыки
И в поганые очи пески.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь».

Заговор чтобы попросить прощения у покойного

Читают вечером в Страстную пятницу.

«Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Нет начала без конца.
Именем Творца.
Именем Иисуса Христа.
Встану я, перекрестясь.
Выйду я за порог,
Благословлясь,
Пойду я к святой церкви,
К золотому кресту,
К Божьей Матери
И ее сыну Иисусу Христу.
Вымолю поклонами
И крестами,
Выплачу покаянными Слезами.
В мертвом царстве,
Покойничьем государстве,
Среди тьмы
Тьма мертвых людей.
Царей, палачей,
Судей и государей,
Лихих и добрых людей,
Есть одна мертвая душа.
Перед этой душой
Есть моя вина.
Ради Господа Иисуса Христа.
Ради Его тернового венца
Прошу и молю меня (имя) простить
И моей живой душе
Грех отпустить.
Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Ныне и присно
И во веки веков. Аминь.»

Видео: Страстная пятница. Наша Пасха — Христос!

Великий вторник Страстной седмицы

Распятие Иисуса

Казнь Иисуса назначили на вторник, 17 апреля 29 г. Поскольку Ирод Антипа и Понтий Пилат отказались признать Иисуса виновным, то они разрешили Каиафе самому наказать Иисуса. Для экзекуции было отведено место в центре города. Для исполнения приговора назначены два палача: один высокого роста, другой немного ниже. Плети, которыми били Иисуса, имели по пять хвостов неравной длины. На конце каждого хвоста были прикреплены железные грузила, чтобы плети крепче обхватывали тело и, сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Перед тем как отправить Иисуса в путь, его долго и много били. Сначала Иисуса за вздёрнутые руки привязали к столбу и стали хлестать плетьми вначале по спине, затем по груди и по животу. Двое из толпы палками били Иисуса по голове, сломав ему при этом переносицу. Иисус молча вынес все побои, не проронив ни звука. Зато все палачи просто выбились из сил.

Когда после этого наказания Иисуса облачили в белую рубаху, она тут же превратилась в багряницу. На голову Иисусу надели терновый венок, а на шею повесили табличку: «Я-Бог». Надпись была сделана на четырёх языках – на арамейском, на иврите, на греческом и на латыни. Иудейские священники, увидев эту надпись, стали возмущаться. Иисуса хотели казнить как богохульника, как царя-самозванца, но не как Бога. В том, что в Иисусе присутствует некая божественность, никто не сомневался. Любой человек, увидев Христа, начинал ощущать невероятную силу и энергию, исходившую от него, мистический трепет охватывал каждого, кто чувствовал это.
Иисус молча сносил все побои и издевательства, подтверждая своё учение – Бог любит всех, Он не может никому причинить боль и страдание, даже своим палачам. Бог никого не наказывает!

Иудеи кинулись к Пилату, требуя изменить эту надпись на другую: «Я – Царь Иудейский». Пилат отказал им в этой просьбе, заявив: «Что написал, то написал. Вы же его обвинили, что он Бог. Если он считает себя царём иудейским, то это не грех. Царей у Иудеи может быть много. Вы его в этом обвиняете. Я его в этом не обвиняю. Я не хочу, чтобы на мне была кровь этого праведника». В Библии же говорится, что на табличке было написано: «Иисус Назорей – Царь Иудейскиий». Это слишком большая надпись и она просто не могла уместиться на небольшой дощечке на четырёх языках. Первыми это поняли живописцы, которые пытались на полотнах уместить эту надпись, эта надпись просто не умещалась. Тогда был найден выход – на небольшой табличке на кресте просто изображались четыре латинские буквы – JNRJ, которые расшифровывались: Jesus Nazarenus Rex Judaeorum (Иисус Назорей – Царь Иудейский). Писать на табличке непонятные никому четыре буквы было просто бессмысленно. На самом деле была короткая надпись: «Я-Бог», без всяких сокращений. Римские священники, переделывая Библию в 325 году, пытались умолчать этот факт .

Иисус должен сам нести свой крест, на котором предстояло ему принять мучения. Крест, сделанный из дуба, был очень тяжёлый. Высота креста была 2.5 метра, ширина – 1.5 метра. Вместе с Иисусом к распятию приготовили двух преступников, издевательски сказав при этом: «Ты же Бог, а это два твоих ангела, пусть они тебе помогут».

Когда измученный и физически обессиленный Христос падал под тяжестью своей ноши, тогда палачи, идущие рядом, вновь били его плетьми, пока он не поднимался на ноги. Симеон, идущий с поля, увидел, как упал Иисус, разбив себе колено в кровь, и тяжёлая балка креста ударила его по спине и ногам. Тогда Симеон, не думая о том, что с ним будет, бросился на помощь Иисусу. Солдаты, сопровождающие процессию, уже порядком устали, и им надоело вместе с Иисусом тащиться по пыльным и грязным улицам Иерусалима. Поэтому никто Симеона не остановил, а Иисус пошёл рядом, иногда слегка придерживаясь за крест. Иисуса на Голгофу во время крестного пути сопровождала большая толпа. В подавляющем большинстве своём это были люди, которые в него не верили и не признали его учения, но шли посмотреть на казнь из любопытства. Среди них было много тех, кто раньше хотел ходить вместе с Иисусом и кого он отправил от себя, видя их жадность, хитрость, завистливость и алчность. Таких людей Иисус возле себя не держал, и они были обижены и озлоблены за то, что он их отверг. Простые евреи – земледельцы и скотоводы, наоборот, сильно горевали и переживали за Иисуса, но сделать ничего не могли. Они боялись за свои жизни, за своих детей, страх буквально парализовал их волю. Эти люди ещё не созрели для решительных действий, не были готовы ни к восстание, ни к защите кого бы то ни было.

Во время крестного пути одна женщина по имени Вероника вытерла измученному Иисусу лицо платком. И на этом куске материи неожиданно проявился лик Спасителя.


Лик Христа

Голгофа – это холм, имеющий форму черепа, в окрестностях Иерусалима. На еврейском языке «Голгофа» означает «череп».

Сначала был закопан в землю крест. Рядом с крестом была поставлена тумба, похожая на скамейку. Чтобы крест под тяжестью тела не раскачивался в разные стороны, он был крепко прибит к этой тумбе. Распятый человек не висел на кресте, а опирался ногами на деревянную тумбу. При этом ноги его были прибиты к тумбе, чтобы он не мог даже пошевелиться. Это было сделано для того, чтобы казнённый, мучаясь подольше, сохранял силы и не умирал слишком рано. Не все распятые люди были приговорены к смертной казни. Некоторых из них после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали на волю. Руки казнённого были прибиты к поперечной перекладине креста.


Икона «Распятие»
Тема Распятия столь значительна, что русские иконописцы создали несколько ее вариантов. Самый древний и краткий принят от византийцев и воплощен во фресках храма Святой Софии в Киеве XI века. На фресках представлен распятый на Голгофе Христос, ему предстоят Богоматерь и юный Иоанн Богослов. Голгофа представлена в виде горок, внутри которых белеет череп Адама, погребенного по преданию на месте распятия Иисуса Христа.
Самый сложный и многолюдные композиции Распятия появились в XVII в., они наглядно представляли мотивы Апокалипсиса: встающих из гроба метвецов и солнечное затмение в виде скручивающегося небесного свитка. Зримыми стали и страдания Христа.

Икона «Распятие»


Воинов иконописцы располагали по сторонам креста; один из воинов пронзал тело страдальца копьем, другой подносил ему губку, чтобы разжечь раны и возбудить жажду; здесь же были воины, по жребию делившие одежды Христа. Перед распятым Христом кроме Марии и Иоанна появляются плачущие жены, а также Лонгин-сотник – он был первым, кто, глядя на муки Христа, воскликнул: «Воистину, он был сын Божий».
Был еще один вариант Распятия – с разбойниками. Одновременно с Иисусом Христом, по Евангелию, распяли еще двух разбойников; один из них, раскаявшись в содеянном зле, уверовал в Христа как в Бога, и за веру после смерти своей был принят в рай. Иногда русские иконописцы изображали его отдельно, икона так и называлась «Благородный разбойник Рах».

Икона «Благоразумный разбойник»

Икона «Благородный разбойник Рах»

В тело Иисуса Христа было вбито четыре гвоздя. Два гвоздя проткнули ему запястья рук, ещё два гвоздя пронзили ноги. Пока крест закапывали в землю, Иисус обратился с речью к иерусалимцам:
- Дочери иерусалимские, берегите своих детей. Не дайте в их душах поселиться злобе, зависти, жестокости. Будьте милосердны друг к другу, прощайте друг друга, любите друг друга, и тогда Бог поселится в душе каждого из вас. Простите за всё, что я когда-то для вас сделал.

После распятия адская боль пронзала всё его тело. Иисус стискивал зубы от напряжения, стараясь при этом отключить своё сознание, как он этому научился в далёкой Индии и у тибетских монахов. Ему удалось ввести себя в состояние, подобное сну, и хоть немного облегчить свои мучения. Когда стражники предложили ему специальный обезболивающий напиток из уксуса и желчи, который давали всем осуждённым, чтобы облегчить страдания казнённым, он просто молча отвернул в сторону голову. На Иисусе, распятом на кресте, осталась лишь одна набедренная повязка.
«Один из них подбежал, смочил губку в винном уксусе, надел на палку и подал Иисусу, чтобы тот пил». Евангелие Марка.
Из толпы наблюдающих за казнью раздавались крики: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя сам! Если ты Сын Божий, то сойди с креста!»

Первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
«Других спасал, а себя самого не может спасти. Если он Божий Сын, пусть теперь сойдёт с креста, и мы уверуем в него. Пусть теперь Бог избавит его, если он угоден Ему. Он сам сказал: я Божий Сын».

Разбойники, распятые вместе с ним, вели себя по-разному. Один из повешенных злодеев ругал Иисуса и говорил: «Если ты Христос, спаси себя и нас. Нас из-за тебя распяли, как твоих ангелов. Мы из-за тебя страдаем».
Другой унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал».
Напоминанием об этих двух распятых с Иисусом служит косая нижняя перекладина на кресте у православных христиан. Поднятый вверх конец как бы указывает на того разбойника, который восхвалял Иисуса, а опущенный конец – на того, который его ругал.

Рано утром на второй день разбойников сняли с креста и отпустили на волю. Они своё наказание отбыли. Иисус же остался висеть на кресте. Солдаты, сжалившись над Иисусом, тронутые его мужеством, сняли с его головы терновый венок. И позволили пришедшим женщинам дать вина казнённому. Иисус провёл на кресте почти неделю.
Иисус своему любимому ученику Иоанну поручил заботиться о своей матери ещё задолго до распятия. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус – он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает её видеть в Иерусалиме в субботу. Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.

Когда достигаешь свободы,
То можно ступать по воде,
По воздуху плыть, как по водам.
За это – страдать на суде,
На рабском суде всенародном…
Но страшен ли пыточный крест,
Когда наступает свобода,
Когда ты навечно воскрес!

Великая среда Страстной седмицы

Среда на Страстной неделе – это день, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Искариотом своего учителя Христа за 30 сребреников.
Кроме того, в этот день вспоминается Евангельская история о грешнице, омывшей миром голову Иисуса.

Страстная седмица – седьмая неделя Великого поста – целиком посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Матфея, ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф. 26, 6–17). Здесь в одном из домов некая женщина, которую Евангелист называет грешницей, возлила на голову Иисуса драгоценное миро (смесь растительных масел, душистых трав и смол).

Исторически помазание миром на Востоке употреблялось как при помазании царей и первосвященников, так и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду и даже ноги. Зная нелюбовь Христа к роскоши, его ученики разозлились на женщину за своего рода «растрату», так как миро можно было продать за большие деньги, которые затем раздать бедным. При этом сам Христос не только принял её дар, но и сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала». Христос оправдал поступок кающейся грешницы, потому что посчитал, что он продиктован верой и сердечным сокрушением. Эта женщина пришла к Иисусу не затем, чтобы получить телесное исцеление – это было стремление воздать ему честь и получить исцеление душевное.

Кроме того, как посчитал сам Христос, через возлияние мира кающаяся грешница как бы уготовала Его на смерть и погребение: «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори».

Итак, Церковь прославляет поступок женщины, одновременно противопоставляя его на контрасте предательству Иуды, которое было совершено в тот же день.

Итак, в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
В среду, равно как и в понедельник и вторник на Страстной, совершается Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в течение Великого поста. Кроме того, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. С этого момента земные поклоны прекращаются до праздника Троицы (исключение – поклоны перед Плащаницей).

Также Великая среда обычно является для верующих днём исповеди накануне Великого четверга. Дело в том, что в четверг на Страстной православные стараются причаститься – но не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам этот день, поэтому в храмах накануне идёт большая исповедь. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды – это уникальная возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великий (Чистый) Четверг

В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого (Евхаристии).

За два дня до прихода Христа в Иерусалим собрались враги Иисуса, с ними один из двенадцати учеников его – Иуда; за тридцать серебренников он пообещал выдать учителя. Случилось это накануне ветхозаветной Пасхи – древнего праздника в честь счастливого исхода иудеев из Египта. Иисус, как свидетельствуют евангелисты, знал о предательстве Иуды и пасхальную трапезу, последнюю в своей земной жизни, решил разделить с учениками. Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни.


Икона "Омовение ног"
Тема «Омовение ног» в иконописи иногда изображалась отдельно. Христос, в трактовке иконописцев, свершал омовение или стоял с полотенцем в задумчивости перед Петром; Петр с оголенным д околен ногами сидел в позе размышления.

Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног апостолам. «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: «Явил делом, что возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». См. .
Апостолы, как и было принято в Пасху, за праздничным столом пробовали мясо пасхального агнца, пресный хлеб, горький салат и вино. Неожиданно для всех Иисус Христос сказал: «Один из Вас предаст меня,- а на вопрос, кто именно, ответил: … тот, кому я, обмакнув, кусов хлеба подам»,- и дал хлеб Иуде. Апостолы не сразу поняли, что случилось, но Иуда под покровом ночи покинул дом.
После бегства Иуды, Христос, оставшись с учениками, преломил хлеб, благословил его и раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело мое,- потом взял чашу, благословил и подал ученикам: - Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, на многих изливаемая во оставление грехов». Так, по преданию, сам Христос показал, каким должно быть христианское богослужение, дал начало христианской Пасхе словами: «Сие творите в мое воспоминание»,- превратил праздничную трапезу в прощальную вечерю, напоминающую о смерти Иисуса Христа.


Икона «Тайная Вечеря».
Сюжет Тайной вечери был широко распространен в древнерусской стенописи, а с XV века – в иконописи.


В соответствии с евангельским текстом, участников трапезы иконописцы компоновали вокруг стола, но Христа всегда можно узнать: правой рукой он благословляет апостолов, левой – держит свернутый свиток. Также безошибочно узнаем Иуду, он тянет руку к чаше.
В XVII веке «Тайную вечерю» помещали над входом в алтарь, такие композиции имеют вытянутую форму. На иконах того времени можно видеть интересные детали, касающиеся русского быта. Так, например, известно, что в старой руси за столом пользовались ножами, тарелки для мяса заменяли большие ломти хлеба. Именно такую «сервировку» можно видеть на иконах XV-XVII веков. Совсем иначе выглядит стол трапезы XVIII столетия, заполненный чашами, кубками и даже вилками, котоыре еще в XVII веке были на пиру лишь привилегией царя и царицы.

События, совершившиеся во время тайной вечери после ухода Иуды, нашли воплощение в теме Евхаристии. Слово «Евхаристия» дословно в переводе с греческого означает «благодать». Так называли обряд , свершаемый во время литургии – главнейшей части христианского богослужения.


Икона «Евхаристия»
Иконография Евхаристии широко распространилась на Руси еще в домонгольское время главным образом в стенописи. Обычно изображали две повторяющиеся сцены: в одной Христос, стоящий у престола, причащает хлебом, в другой – вином. Хлеб и вино символизировали тело и кровь Христа, воплощали идею жертвенности во имя спасения человечества.

В четверг в доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты...
В Чистый Четверг крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет»...
После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя...
В этот день устраивалась большая стирка - перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи - невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется»...

Эту икону Богоматери иногда называют «Симеоново проречение» (так же, как и икону «Умягчение злых сердец») – от слов Симеона Богоприимца, когда он, предрекая судьбу Иисуса Христа, обратился к Богородице со словами: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Это оружие (меч) часто изображается на иконе Богоматери направленным в сердце Пресвятой Богородицы. Кроме креста на иконе Богоматери подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, плеть, гвозди, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Изображённый на иконе Богоматери столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе Богоматери «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

В одном из древних сочинений рассказывается о том, как самка пеликана в порыве любви задушила своего детёныша, и вернувшийся самец, чтобы оживить умирающего птенца, пропоров свой бок клювом, дал детёнышу напиться своей крови. В эпоху Возрождения сюжет был иллюстрацией концепции, по которой Кровь Христова излилась во спасение человечества. Лестница тоже является одним из инструментов Страстей Христовых – её использовали в поднятии на Христа Крест и снятии Его с Креста.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Страстная Пятница

В Великую – Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В пятницу Иисус Христос "умер" на Кресте.

"Смерть Иисуса"

Когда Иисус перестал дышать, неожиданно началось сильное землетрясение. Многие дома были разрушены, поднялась песчаная буря. Солнца не было видно, наступила тьма. Люди, увидев это, ужаснулись. Сама природа оплакивала смерть Божьего Сына.
«В тот же момент завеса в храме разорвалась на две части сверху донизу. Затряслась земля и раскололись скалы. Раскрылись могилы, и многие умершие праведники воскресли. Они вышли из могил и после воскресения Иисуса пошли в святой город, где их видело много людей». Евангелие Матфея.
«Было около шестого часа, и по всей земле вдруг стало темно, и так продолжалось до девятого часа. Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части». Евангелие Луки.
Священники, испугавшись, что сейчас народ поднимется на восстание, тут же усилили возле его тела охрану. После того как Иисус безжизненно поник головой, к нему приблизился солдат и сделал то, что предписывалось правилами,- ткнул копьём ему под ребро. У мёртвых людей из раны появляется чёрная свернувшаяся кровь. У Иисуса из раны стала сочиться свежая алая кровь, это указывало на то, что он на самом деле ещё жив. Поэтому Христа оставили висеть на кресте ещё до пятницы, ожидая полной его смерти.

Погребение Иисуса

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.


Икона "Снятие со Креста Иисуса Христа"
В центре иконописной композиции «Снятие с креста» - обнаженное мертвое тело Христа, перед ним – Мария и Иоанн, Никодим и Иосиф вынимают гвозди из ног Христа. На поземе иконописцы иногда писали корзину, символ того, что Никодим и Иосиф Аримафейский не побоялись открыто отдать Христу последний земной долг – принесли благовония для помазания тела его, как того требовал обычай.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.


Икона "Положение во гроб"
На первом плане иконописцы писали гроб с телом Христа, у изголовья гроба – приникшую к мертвому Сыну Марию, а рядом с ней – Иоанна; здесь же стояли Иосиф Аримафейский и Никодим, пришедшие на Голгофу женщины. «Положение во гроб» в западном искусстве называется «Оплакивание». В русской живописи этот сюжет известен с середины XII века в фресках Спасо-Преображенского монастыря Мирожского собора в Пскове. В иконописи тема распространяется, очевидно, с XV века, когда сформировался иконостас.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В Страстную Пятницу нельзя, шить, стирать, заниматься домашними и полевыми работами. Хотя в некоторых регионах в Страстную Пятницу пекут куличи и садят капусту.
А в ряде католических стран страстная пятница даже выходной день.

Страстная пятница у православных и грекокатоликов - самый скорбный день в году.
В храмах трижды читают Двенадцать Евангелий - отрывки о событиях страстной пятницы две тысячи лет назад - прощальная беседа Христа с учениками, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода.
В этот день верующие ничего не едят до выноса плащаницы - момента, когда из-за алтаря на середину храма выносят плат с изображением Христа во гробе в полный рост. Это обычно происходит во второй половине дня.
Но даже после этого есть можно только хлеб и пить воду. Исключения делают только для детей и больных.

Приметы страстной пятницы

В народе сохранилось множество суеверий и примет, связанных со страстной пятницей. Некоторые из них удивляют.
Например, в страстную пятницу никакой домашней работы делать нельзя: ни шить, ни стирать, ни даже резать. Интересно, что при этом во многих регионах Украины есть обычай печь пасхальные куличи - паски - именно в пятницу.

Великая суббота

В этот день: время умиротворения и гармонии, вспоминают пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад, освящают куличи и яйца.


Икона «Сошествие в ад»
В древнерусской живописи «Воскресение Христово» изображали в виде «Сошествия в ад». Центр композиции – изображение Христа в светлой лучистом ореоле славы над черной бездной ада. По сторонам от Христа – поднявшиеся из гробов ветхозаветные праведники, Иисус Христос протягивает руку Адаму и Еве.
Иногда картину ада художники конкретизировали: писали разрушенные створки адских врат, сорванные с них ключи и замки; сам ад олицетворял бывший там сатана, которого связывали ангелы.

Последний день страстной недели. Великая Суббота - день безмолвной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеча» у гроба Господня. Время умиротворения и гармонии, внутреннего ожидания воскрешения Спасителя. В этот день вспоминаются пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад для возвещения там победы над смертью.

Покой дня субботнего не тоже самое, что безделие. Покой лишь внешнее проявление, т.к основная духовная работа в этот день уходит внутрь человека.

Еще на Утрене народ с зажженными свечами, как принято на отпевании, повторяя «Трисвятую песнь», обходит храм. Великая Суббота для верующих – миг прикосновения к тайне, когда сердце наполняется предпасхальной радостью. Когда свершается великое чудо в Иерусалимском храме Воскресения – схождение Благодатного огня .

Как лучше провести день Великой Субботы православным верующим?
В этот день:
посещаем богослужения;
освящаем яйца, куличи, творожную Пасху;
стремимся сердцем почувствовать схождение Благодатного огня Божественной любви к нам;
готовимся достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
В Великую Субботу в продолжение всего дня в храмах совершается освящение куличей, пасок и яиц. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и длятся до ночи, так что последние песни субботней пасхальной полунощницы сливаются с голосами пасхальной заутрени.

Древний обычай христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение апостольских деяний. И, ввиду того, что предыдущий день прошел в строгом посте и предстояло долгое бдение, в Великую Субботу Церковь разрешает православным подкрепить свои силы благословенными хлебом и вином.


Сошествие во ад. Икона.

Икона «Сошествие во ад».

"Слово «чистилище» взято из католичества, но с католическими представлениями панорама того, о чем пойдет речь, совпадает далеко не во всем. Можно было бы применить к этим слоям также термин «шеолы», но иудаистические картины этих теневых стран умерших тоже отнюдь не будут повторены в моем изложении.
Чистилища различных метакультур несколько отличаются друг от друга; даже отдельно взятое, каждое из них претерпевает значительные изменения на протяжении веков. Сформировались они тоже в различные эпохи. В метакультурах древности, включая Византию, их не было вообще. Точнее – на их месте были миры безысходного страдания; отголосок мистического знания о безвыходности страдалищ явственно слышен в большинстве древних религий.
Позднее в чистилища были превращены некоторые слои метакультур еврейства, христианства и ислама: здесь решающее значение имело воскресение Иисуса Христа, Его схождение в демонические миры и последовавшая затем, в течение ряда веков, борьба христианских синклитов с демонами за смягчение Закона возмездия".
© Даниил Андреев - «Роза Мира»


Икона четырех страстей Христовых
«Страсти» значит «страдания», под этим словом объединяют композиции на евангельские легенды, повествующие о предательстве Иуды, суде над Иисусом Христом, заключении его в темницу, бичевании и распятии. Заканчивается цикл воскресением Иисуса Христа.
Страсти Христовы изображали еще древние христиане, их иконографическую традицию восприняла Византия, тему страданий Христа широко трактовала западно-европейская живопись. В иконописи наиболее полное воплощение она нашла в композиции клейм житийных икон. С XV века страстные иконы: «Распятие», «Сошествие во ад», «Снятие с креста», «Положение во гроб» - вошли в иконостас. В XVI-XVII веках появился сборник иконописных рисунков «Лицевые страсти», круг иконописных сюжетов расширился, в него вошли: «Суд Пилата», «Поцелуй Иуды», «Несение Креста» и другие. В XVII веке появляется дополнительный ряд иконостаса «страстной».

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Страстная пятница в православной вере считается самым скорбным днем в течение всего церковного года. Согласно священным писаниям, именно в этот день Иисус Христос в муках был распят на кресте. Каждый год дата, когда Страстная пятница, разная. Ведь этот день напрямую зависит от того, когда именно наступает Пасха.

Страстная пятница 2018 году, какого числа будет у православных, зависит от даты Пасхи. В текущем году Пасха будет достаточно ранней, она приходится 8 апреля. Соответственно, если заглянуть в календарь , то не сложно понять, что Великая пятница будет 6 апреля. В этот день нужно воздерживаться от любой работы, обязательно сходить в храм. Еще раз подчеркнем тот факт, что этой самый скорбный день в году.

Также Великая пятница является предпоследним днем Великого поста. В этот день в церквях на службах, да и в домашних молитвах, вспоминаются страсти Христовы, его мучительная смерть на кресте. Также в этот день тело было снято с креста и погребено в пещере. 6 апреля – это точная дата, когда будет Страстная пятница в 2018 году.

Подготовка к Страстной пятнице

В Чистый четверг, день, который предшествует описываемой пятнице, нужно завершить дома генеральную уборку. Это важно сделать именно в четверг, потому что, в Страстную пятницу все хозяйственные дела уже будут находиться под строгим запретом. Более того, убираться со Страстной пятницы и до второй недели после Пасхи уже нельзя.

Также в Страстную пятницу нужно остановить подготовку праздничного пасхального стола . Если в четверг хозяйки могут спокойно красить яйца, ставить тесто на куличе, ставить творожные пасхи, холодец и заливное, то в пятницу от любой работы по кухне нужно отказаться.

  • Выполнять любую домашнюю работу. Уже было отмечено, что нельзя в этот день убираться и готовить, также нельзя шить, стирать. Церковь считает все эти действия в праздник большим грехом.
  • Нельзя в Страстную пятницу работать с землей: капать, сажать и даже поливать. Считается, что все, посеянное в этот день, не даст совершенно никакого урожая.
  • Отказаться от употребления алкоголя полностью. Вообще, идет Великий пост, когда алкоголь уже давно находится под запретом. Но даже если человек не поститься, то в страстную пятницу нужно обязательно отказаться от употребления алкогольных напитков, чтобы не стать алкоголиком.
  • Любые плотские утехи запрещены. Если дети будут зачаты в этот день, то в народе говорили, они родятся больными, могут стать преступниками в своем будущем.
  • Следует также отказаться от стрижки и окраски волос. Вообще, в Страстную пятницу не стоит идти в салон красоты по любому делу.
  • Конечно, нужно воздерживаться от развлекательных мероприятий: даже просмотра телевизора.

Что делают в Великую пятницу

Уже точно отметили, чего в этот важный и скорбный день перед Пасхой делать не стоит. Теперь, конечно, нужно отметит те дела, которые в этот день приветствуются.

Этот день нужно стараться проводить в тишине и спокойствие , много молиться, вспоминать о мучениях Иисуса Христа, которые он принял во имя всего человечества. Обязательно в этот день стоит сходить в храм, идеально, на утреннюю и вечернюю службу. Важной является вечерняя служба, на которой в центр храма выносится Плащаница. Это отрезок ткани, на котором изображен Иисус Христос в полный рост. Плащаница располагается в центре храма на возвышенности, украшается цветами, сверху на нее кладется Евангелие. Вечерняя служба заканчивается перед Плащаницей.

Важно! На службе в храме перед Плащаницей важно стоять с поникшей головой и низко кланяться во время крестного замени. Также следует приложиться к Плащанице по окончанию службы.

Что кушать в Страстную пятницу?

6 апреля – это дата, какого числа Страстная пятница 2018 году. Следует также отметить тот факт, что это один из самых строгих дней Великого поста. В этот день церковные каноны предписывают полное воздержание от еды в течение всего дня. С появлением на небе первой звезды можно скушать немного хлеба, попить воды.

Важно! Такие строгие предписания по питанию обязательны для исполнения священнослужителям. Что касается мирян, то можно соблюдать обычный строгий пост. К примеру, кушать два раза в день, а не три.

Приметы и обычаи Страстной пятницы:

  • В народе верили, что если три года подряд в Страстную пятницу придерживаться строго поста и воздерживаться от пищи и еды, то человек сможет за трое суток до смерти увидеть свой смертный час. Многие хотели этого, чтобы как следует к своей смерти подготовиться
  • Также в народе говорили, что если в Страстную пятницу полностью воздерживаться от еды, то бог простит все грехи (начиная с последней исповеди).
  • После службы в храме нужно купить и зажечь свету. Не тушить свечу и вместе с ней идти домой, поставить в красный угол. Теперь, проводя время в молитвах, дождаться, пока свечка полностью догорит. Считается, что такой ритуал обеспечивает дому счастье и благополучие на целый год.
  • Можно с зажженной свечой, которая принесена из храма, обойти дом. Если где-то свеча начнет дымиться или трещать, там имеется вещь с плохой энергетикой: от нее рекомендуется избавиться.
  • Несмотря на то, что церковная традиция только отрицательно относится к магическим действиям и ритуалам, считается, что заговоры, которые читаются в Страстную пятницу, имеют сильное действие и защищают на целый год.

Если знать, как именно проводятся вычисления и что это за день, то не составит труда в последующие годы самостоятельно определять дату этого дня. Нужно просто от даты Пасхи отсчитать два дня назад, в этом году это выпадает на 6 апреля при условии, что Пасху православные верующие отмечают 8 апреля.

О символах Страстной пятницы

Если говорить об образных символах, то тут, конечно, в первую очередь речь ведется о переходе из жизни земной в жизнь вечную, которая существует вне тела. Вещественный символ этого дня – Плащаница. О том, как много ей уделяется внимания, мы уже рассматривали в рамках данного материала. Считается, что в Турине выносят в храм именно ту Плащаницу, которой обернули тело Христа после того, как оно было снято с креста. Поэтому, многие паломники отправляются в Страстную пятницу именно.

В заключение этого материала хочется напомнить о том, что Страстная пятница является самым скорбным днем в году. Это последний день жизни Сына Божия, Спасителя человечества Иисуса Христа на земле. Миряне знают о том, что случилось далее, что именно отмечают в Светлое Пасхальное Воскресенье. Но в Страстную пятницу внимание уделяется именно тем событиям, которые исторически происходили именно в этот день.

Неделю, предшествующую Пасхе, именуют Страстной и она считается самой строгой во всем посте. У каждого дня свое значение, не исключением является и Страстная пятница, что это такое можно узнать не только из Священного Писания.

День этот имеет особое значение, так как православные вспоминают последние моменты жизни Христа на земле, молятся о своем спасении и стараются осознать ту жертву, что он принес во благо жизни человеческой.

В ночь с четверга на пятницу Иуда Искариот предал Христа за ничтожную сумму и тот был заключен под стражу. А в пятницу фарисеи вынесли ему приговор и он был распят. Подобный способ казни был выбран не зря. Считалось, что она не только наиболее тяжелая и унизительная, но и влекущая проклятие на того, кто будет умерщвлен подобным способом.

Также читайте интересные материалы по теме:

Вместе с Христом на Голгофе были распяты двое разбойников, один из которых, глядя на кротость Христа, признал в нем Бога и покаялся. В ответ на это Христос сообщил тому, что он будет с ним в раю. Этим сын Божий подтвердил, что шанс попасть в рай есть у всех, независимо от образа жизни. Важно лишь искренне раскаяться и в этом смысл понимания Страстной пятницы что это такое подробно описано в Евангелиях.

Интересно! Подобный тип казни рассчитан на длительное время и повышенные мучения для приговоренных, но так как следом за Страстной пятницей наступал праздник Песах, значимый для всех иудеев, священники уговорили Пилата разрешить сломать ноги осужденным, дабы смерть наступила быстрее. Однако Христос умер на кресте, не дожидаясь умерщвления. В ходе последнего приговоренных к казни обычно закалывали копьем, что и было сделано с разбойниками.

Чудеса на Страстную пятницу

События этого дня были слишком давно для того чтобы можно было бы гарантировать их достоверность, но в Писании указано, что все то время, пока Христос в Великую пятницу был на кресте, тьма спустилась на землю. И свет появился лишь после его смерти.

Одновременно с этим моментом в Иерусалимском храме сама собой разорвалась пополам завеса, отделявшая место проведения служб от того места, где раз в году первосвященником приносились жертвы Богу. Считается, что таким образом Христос разрушил завесу между людьми и Богом.


Снят с креста Спаситель и помещен в пещеру, в которой и свершилось чудо воскрешения, был близкими учениками. Но эти события произошли уже после окончания Страстной пятницы. К одним из чудес этого дня относится сохранившаяся с тех времен Плащаница, в которую жены-мироносицы обернули тело Христа. На фрагменте ткани сохранился контур его тела. Плащаница хранится в Иерусалиме и выставляется на всеобщее обозрение ежегодно именно в Страстную пятницу.

Посещение служб

Они считаются обязательными для любого верующего человека. Именно в пятницу выносится Плащаница, коснуться которой необходимо для того чтобы прочувствовать всю тяжесть жертвы Христовой.

Всего за день посещаются три службы, т.е. почти весь день человек проводит в церкви. Важность посещений связана с тем, что на службах читаются разные части Евангелий, потому именно за весь день раскрывается вся суть Страстной пятницы и последние часы жизни Спасителя.

Традиции Страстной пятницы

  • В Великую пятницу православные молились о спасении души, посещая специальную службу. Из храма приносились 12 свечей, догореть которые были должны в доме. Считалось, что таким образом помещение очищается, а на его жильцов сходит благодать.
  • Проверяли этими свечами то, насколько чист дом духовно. Если свечи сильно коптили, а дым был черным, это значило, что на дом наведена порча.
  • Из-за запрета на работу существовало суеверие, что не в коем случае нельзя стирать. На таком белье ожидали появление пятен крови
  • Пятничную золу из печей старались запасти, считалось, что она лечит практически от всех заболеваний, а также защищает от сглаза.

На Страстную пятницу: что нельзя делать

Главный запрет дня заключается на любой вид деятельности. Считалось, что все приготовления к Пасхе надо было закончить в Чистый четверг. В этот день убирали дом, справлялись со всей домашней работой, а также пекли куличи и окрашивали яйца. Предполагалось, что в пятницу ничто не должно отвлекать от молитв и скорби по распятому Спасителю. После Пасхи идет .

Запрет распространялся на все виды работ, не важно, требовались и они в доме на огороде. Единственным исключением была кормежка домашнего скота, хотя пчел в ульи пересаживать, почему то, тоже было нельзя. Верили, что если осуществлять посадку в этот день, то вырасти из такого урожая ничего не вырастет.


Строжайший пост на Страстную пятницу

По этой же причине не разрешалось плевать на землю. Это могло привести к потере всего урожая. Взаимосвязь между отсутствием воспитания, Страстной пятницей и религией в целом просматривается с трудом, однако верили во все это люди не столь давно и старались соблюдать самими же придуманные ритуалы.

Недопустимы любые развлечения или плотские утехи. Даже смех и тот был под запретом. Считалось, что если засмеяться в этот трагический день, то весь следующий год будут ожидать неудачи.

Важно! Глубоко верующие стараются в этот день не умываться и не принимать душ, а также ничего не есть, дабы ничего не отвлекало от духовной пищи. Хотя в ритме современной жизни представить себе такую организацию процесса несколько затруднительно, так как от решения бытовых вопросов никуда не деться, равно как и от посещения работы.

Приметы на Страстную пятницу

Выясняя о Страстной пятнице, что это такое одним словом охарактеризовать нелегко, следует упомянуть о приметах. В православии тесно сплетаются религия и языческие пережитки, благодаря которым характерные предсказания будущего искали во многих вещах. Для того чтобы узнать, что готовить грядущий год, надо было встать утром, и ни с кем не разговаривая подойти к окну.

В зависимости от того, что было видно за окном, ожидали:

  • новых знакомств, если на ветке сидела птица;
  • неприятных известий при взгляде на пробегающую собаку;
  • материального благополучия, если мимо дома проходила кошка;
  • здоровья, когда по улице шел молодой человек;
  • болезни или смерти при взгляде на инвалида или калеку.

Наиболее интересной идеей была мысль о том, что если в течение трех лет ничего не есть в Страстную пятницу, что это такое видео инсценировку можно найти во многих программах и даже художественных фильмах, то на человека сойдет откровение. И после этого он, якобы, должен увидеть момент своей смерти.

И это еще один пример того, насколько тесно может переплетаться религия и предрассудки. Хотя большинство данных примет и традиций все-таки остались в прошлом, упоминают их и сейчас, однако, информацию о них можно найти противоречивую.

К примеру, в большинстве источников написано, что все приготовления к Пасхе заканчивают именно в четверг, также именуемый Чистым, но в то же время иногда можно увидеть, что единственным исключением из правил о запрете работы касается как раз приготовления куличей. Но если учесть, что занятие это долгое и хлопотное, предполагается, что оно оторвет хозяйку от посещения служб, а это не правильно. Потому большинство запретов имеют вполне логичное объяснение.

Потому для верующего человека Страстная пятница - это все-таки не традиции или приметы, равно как и не запреты. Содержание последних и так очевидно, так как заканчивается Страстная неделя. В первую очередь пятница - это покаяние, молитвы и ожидание торжества веры, которое происходит в тот момент, когда в главном храме Иерусалима сходит благодатный огонь и становится очевидным, что человечеству в очередной раз простили все грехи и жизнь продолжается.

Обсуждение (1)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!