Сальгадо фотографии. Себастьян Сальгадо: «Не все фотографы понимают общество, в котором живут. Диалог с вечностью

Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии, один из 30 самых влиятельных фотографов десятилетия по версии журнала "PDN Magazine" . За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.

Себастьян Сальгадо (Родился в 1944 году, Айморес, Бразилия)- известный фотограф-пейзажист, анималист . Главными темами его работ являются красивейшие виды природы, безумные ландшафты, жизнь диких животных в естественно среде обитания. В этом деле он добился потрясающих результатов.

Путешествуя по всему миру со своей камерой, он регулярно радует поклонников своего творчества всё новыми и новыми снимками живой природы. При этом бразильский фотограф Себастьян Сальгадо считается одним из самых лучших фотожурналистов мира.




Себастьян Сальгадо. (Sebastiao Salgado)

«Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие». Именно так написал о рождении известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) … он сам. Да-да… Ведь, как говорил известный фотограф из Венгрии Брассай, практически у каждого творческого человека два дня рождения, две даты. Первая - когда он младенцем появился на свет, и вторая - когда к человеку приходит понимание того, в чем заключается его истинное призвание. Примерно так же говорил о себе и Роберт Капа, тоже прославленный фотограф.

Второе, главное рождение Себастио Сальгадо как фотографа произошло намного позже рождения упомянутых мастеров фотоискусства, в конце шестидесятых - начале семидесятых прошлого века, вскоре после того как Себастио с женой переехали в Париж из Бразилии. Он тогда был занят подготовкой к защите докторской диссертации и планировал стать серьезным экономистом. В первой половине семидесятых семейство Сальгадо совершило несколько замечательных путешествий по Африке. Предприняли они это в рамках экономических программ Международного Банка. Устав пользоваться фотоаппаратом жены, Себастио обзаводится собственным. Покупает «Лейку» и не расстается с ней во время всех своих путешествий. Со временем фотография затягивает его всё сильнее и сильнее. И однажды, вернувшись из поездки, Себастио Сальгадо решает начать новую жизнь - жизнь фотографа. Удовольствие, получаемое им от занятий фотографией, было, как он сам потом говорил, просто огромным. И вообще слово «огромное» («enormous») он очень любил и часто его употреблял в сочетании со словом «фотография».

Хоть и жила семья Сальгадо в Париже, но дома Себастио было практически не застать. Он всегда был в центре важнейших мировых событий того времени. Снимал покушение на президента США Рональда Рейгана, делал репортажи с войн в Западной Сахаре и Анголе, освещал как фотокорреспондент известную «операцию Энтеббе» - освобождение израильских заложников, и множество других громких мировых конфликтов и происшествий. Снимки Сальгадо стали появляться в прессе. Вскоре они принесли ему мировую известность. И уже в 1979 году (До первой книги Себастио было еще далеко!) фотограф был приглашен на работу в «Magnum Photos», самое известное в мире на то время фотоагенство, знаменитое объединение фотографов-документалистов.

С 1977 по 1984 год - целых семь лет посвятил молодой еще тогда Сальгадо своему первому крупному проекту, в котором рассказал о Латинской Америке. Потом он писал, что это были годы его путешествий во времени, возвращение на семь веков назад. Себастио наблюдал, как перед ним в очень ленивом, медленном темпе, так, как течет время в этих краях, проходит поток схожих между собой культур, верований, связанных одной историей, историей страдания. Закончился этот проект в 1986 году выходом в свет книги «Другие Америки» («Other Americas»). До сих пор она является самым лучшим свидетельством о том, как сегодня живет коренное население и крестьяне этого уголка планеты, как бедственно положение этих народов.

Совсем скоро, всё в том же 1986 году, выходит вторая книга Себастио Сальгадо. Она называется «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress»). Над ней автор работал в северных районах Африки, пострадавших от сильнейшей засухи в 1984-1985 годах. На фотографиях на страницах этой книги - не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедшим им на помощь. Это, в первую очередь, молодые медсестры и доктора из международной организации «Врачи без границ», рабочие, инженеры…Герои этой книги не кажутся нам чужими, незнакомыми. Лица страдающих африканцев, которые пронзительно кричат, не разжимая губ - уже не просто «чьи то» лица… Они становятся по настоящему близкими.

В конец восьмидесятых - начале девяностых Сальгадо увлекается темой рабочих. Сталевары, шахтеры, ткачихи, рыбаки, золотоискатели, строители - вот герои его снимков. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, люди, зарабатывающие на хлеб своими руками. Сегодня такие люди практически «археологическая редкость». Встретить их можно разве что в странах «третьего мира», а совсем скоро и в этих странах рабочие могут остаться без работы в результате автоматизации и роботизации производства. Увенчал этот этап работы Себастио Сальгадо выход на восьми языках более чем стотысячным тиражом книги «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»).

Для этой книги о рабочих Сальгадо делал фотографии в 23 странах мира. «Всего в 23 странах» - улыбаясь, говорил он. Следующий его проект охватил уже 47 стран. В нём он рассказал о массовой миграции населения, пожалуй, самой больной проблеме нашего времени. Одна из причин возникновения этой темы в работе Себастио Сальгадо - знание ее не понаслышке. Ведь он сам родился на маленькой бразильской ферме и в пятилетнем возрасте стал жить в крошечном городке. Когда ему исполнилось пятнадцать, он перебрался в другой, среднего размера город, в котором проживало 120 тысяч человек. В этом городе он впервые встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник, и в 1967 году семья Сальгадо переехала в Сан-Паулу. Но вскоре жизнь заставила их покинуть родину и бежать по политическим причинам во Францию. «Даже сегодня я иностранец, живущий в чужой стране» - писал позже Себастио Сальгадо. Работа над темой о миграции заняла шесть лет. В 2000 году увидели свет сразу две книги, созданных Сальгадо по итогам поездок и общения с мигрантами по всему миру: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).

«Refugees in the Korem camp Ethiopia»/Беженцы в лагере в Эфиопии - Себастьян Сальгадо

Этот снимок был сделан в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, все это создает ощущение хаоса в их жизни. Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа - создают идеальную симметрию. А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.

Имя фотографа и фотожурналиста Себастио Сальгадо стало известно всему миру уже после выхода первых двух его книг. Проекты, которые последовали за ними, всё больше и больше укрепляли его известность и значимость в мире журналистики. Но кроме таланта фотохроникера Себастио обладал еще и талантом фотохудожника. Тем не менее, интересно и то, что сам фотограф свои снимки считает просто работами документалиста, «Не фотографирующий, а фотографируемый делает фотографию» - говорит он. Автор не хочет, чтобы его снимки считали произведениями искусства. Тут остается лишь порадоваться тому, что вся дальнейшая жизнь произведения, после того, как оно покинуло мастерскую автора, уже не зависит от его воли. Несмотря на то, что на них порой изображены ужасные сцены из реальной жизни, фотографии Сальгадо потрясающе красивы и уже много лет живут своей собственной жизнью, украшая собой многочисленные фотовыставки и стены более ста музеев мира, они стали жемчужинами сотен личных коллекций. Про публикацию их в книгах и тиражирование фотографий Себастио Сальгадо в Интернете говорить и не приходится.

В 1994 году Себастио Сальгадо принимает решение разорвать отношения с «Magnum Photos». Вместе с женой они отрывают скорее всего самое маленькое фотоагентство в мире - «Amazonas Images». В него входит только один фотограф, собственно, сам Себастио. Кроме фотографической деятельности агентство занимается природоохранной работой. Вскоре в Бразилии супруги Сальгадо выкупили участок земли, на котором раньше стояла ферма отца Себастио, на которой родился и он сам, и открыли там «Институт Земли» («Instituto Terra»). Главная цель работы института - охрана лесов, а так же просветительская деятельность в этой сфере.

В 1998 году на месте рождения знаменитого фотографа его стараниями был учрежден заповедник и начались лесовосстановительные работы. Количество зеленых насаждений в этих местах, начиная с 1940 года, уменьшилось в 300 раз! За десять лет существования заповедника на его территории специалистами и волонтерами было посажено более миллиона саженцев деревьев! Но до полного восстановления природы этого края еще очень далеко.

Следующий проект Себастио Сальгадо связан с природоохранной деятельностью. Кто-то посчитал этот проект за кардинальную смену деятельности фотографа, но сам он так не считает. «Это продолжение уже начатых мною исследований» - говорит Себастио. Этим проектом Сальгадо решил показать всему миру уголки земли, неиспорченные цивилизацией, доказать людям, что эти уголки прекрасны. Фотограф надеется, что его новый проект поможет человечеству наконец-то понять, какое место оно занимает в окружающей среде. Этот проект он назвал Генезис, и призывает всех жителей Земли, насколько это возможно, вернуться к истокам жизни на нашей планете, к тому воздуху, той воде, тому огню, которые и породили на ней жизнь. К тем животным, которые до сих пор не приручены людьми, к тем отдаленным племенам, ведущим примитивную жизнь, остающуюся без изменений многие сотни лет, к самым ранним формам человеческих организаций и поселений.

Работу над этим проектом Себастио Сальгадо начал на Галапагосских островах, именно в тех местах, где в 1835 году Чарльз Дарвин первый раз задумался об эволюции. Впервые в своей фотографической практике Себастио снимал красивые пейзажи дикой природы, рассветы и закаты, черепах, птиц, огромных ящериц, которые казались ему маленькими драконами. Себастио было уже за шестьдесят, но он совсем по детски, по настоящему, радовался всему тому, что он видел вокруг себя. В своих записках он восторгался: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография, где одна игуана обнимает другую!». После возвращения с Галапагосских островов жажда путешествий в Себастио не угасла. Он посетил Руанду, Патагонию, Камчатку и даже Антарктиду! В рамках этого проекта он много снимал в родной Бразилии. На завершение этого проекта фотограф и защитник природы планирует отвести восемь лет своей жизни. Хочется надеяться, что впереди у него еще много открытий, которыми он порадует всех нас.

Себастио Сальгадо - оптимист по своей натуре. Он полон жизненных сил. В 2007 году в одном из интервью он признался, что надеется фотографировать до самого конца своей жизни, а фотографы обычно живут до старости… Удовольствие, которое Себастио получил, когда впервые взял в руки фотоаппарат, не ушло никуда. Он получает его и сейчас. Поэтому хочется верить, что за проектом «Генезис» состоятся и другие проекты мастера.

Sebastiao Salgado был членом известного агентства Магнум Фото, который был создан Анри Картье-Брессоном . Однако в 1994 году он покинул знаменитое агентство и создал своё, которое называется Amazonas Images и находится в Париже. За свою жизнь Себастьян Сальгадо побывал в более чем 100 странах мира. Выпустил 12 альбомов со своими фотографиями. Имеет большое количество наград и премий. В настоящее время проживает в Париже.

По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру.

Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером.

И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, «Магнум» . К слову, в 1994 году он создал собственное агентство Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам.

Он снимает голод и засуху в Африке, нищие кварталы в городах Латинской Америки. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» и сразу же вслед за ней вторая, «Сахель: человек в беде». Два этих фотоальбома принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. Кроме того, Себастьян с женой активно занимаются природоохранной деятельностью и даже основали в Бразилии общественную организацию «Институт Земли».

Но что бы ни делал Себастьян Сальгадо, он все равно остается прежде всего фотографом, одним из тех, кто при помощи фотоснимков показывает людям разных стран мир вокруг них.

«Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие». Именно так написал о рождении известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) … он сам. Да-да… Ведь, как говорил известный фотограф из Венгрии Брассай, практически у каждого творческого человека два дня рождения, две даты. Первая - когда он младенцем появился на свет, и вторая - когда к человеку приходит понимание того, в чем заключается его истинное призвание. Примерно так же говорил о себе и Роберт Капа, тоже прославленный фотограф.

Второе, главное рождение Себастио Сальгадо как фотографа произошло намного позже рождения упомянутых мастеров фотоискусства, в конце шестидесятых - начале семидесятых прошлого века, вскоре после того как Себастио с женой переехали в Париж из Бразилии. Он тогда был занят подготовкой к защите докторской диссертации и планировал стать серьезным экономистом. В первой половине семидесятых семейство Сальгадо совершило несколько замечательных путешествий по Африке. Предприняли они это в рамках экономических программ Международного Банка. Устав пользоваться фотоаппаратом жены, Себастио обзаводится собственным. Покупает «Лейку» и не расстается с ней во время всех своих путешествий. Со временем фотография затягивает его всё сильнее и сильнее. И однажды, вернувшись из поездки, Себастио Сальгадо решает начать новую жизнь - жизнь фотографа. Удовольствие, получаемое им от занятий фотографией, было, как он сам потом говорил, просто огромным. И вообще слово «огромное» («enormous») он очень любил и часто его употреблял в сочетании со словом «фотография».

Хоть и жила семья Сальгадо в Париже, но дома Себастио было практически не застать. Он всегда был в центре важнейших мировых событий того времени. Снимал покушение на президента США Рональда Рейгана, делал репортажи с войн в Западной Сахаре и Анголе, освещал как фотокорреспондент известную «операцию Энтеббе» - освобождение израильских заложников, и множество других громких мировых конфликтов и происшествий. Снимки Сальгадо стали появляться в прессе. Вскоре они принесли ему мировую известность. И уже в 1979 году (До первой книги Себастио было еще далеко!) фотограф был приглашен на работу в «Magnum Photos», самое известное в мире на то время фотоагенство, знаменитое объединение фотографов-документалистов.

С 1977 по 1984 год - целых семь лет посвятил молодой еще тогда Сальгадо своему первому крупному проекту, в котором рассказал о Латинской Америке. Потом он писал, что это были годы его путешествий во времени, возвращение на семь веков назад. Себастио наблюдал, как перед ним в очень ленивом, медленном темпе, так, как течет время в этих краях, проходит поток схожих между собой культур, верований, связанных одной историей, историей страдания. Закончился этот проект в 1986 году выходом в свет книги «Другие Америки» («Other Americas»). До сих пор она является самым лучшим свидетельством о том, как сегодня живет коренное население и крестьяне этого уголка планеты, как бедственно положение этих народов.

Совсем скоро, всё в том же 1986 году, выходит вторая книга Себастио Сальгадо. Она называется «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress»). Над ней автор работал в северных районах Африки, пострадавших от сильнейшей засухи в 1984-1985 годах. На фотографиях на страницах этой книги - не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедшим им на помощь. Это, в первую очередь, молодые медсестры и доктора из международной организации «Врачи без границ», рабочие, инженеры…Герои этой книги не кажутся нам чужими, незнакомыми. Лица страдающих африканцев, которые пронзительно кричат, не разжимая губ - уже не просто «чьи то» лица… Они становятся по настоящему близкими.

В конец восьмидесятых - начале девяностых Сальгадо увлекается темой рабочих. Сталевары, шахтеры, ткачихи, рыбаки, золотоискатели, строители - вот герои его снимков. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, люди, зарабатывающие на хлеб своими руками. Сегодня такие люди практически «археологическая редкость». Встретить их можно разве что в странах «третьего мира», а совсем скоро и в этих странах рабочие могут остаться без работы в результате автоматизации и роботизации производства. Увенчал этот этап работы Себастио Сальгадо выход на восьми языках более чем стотысячным тиражом книги «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»).

Для этой книги о рабочих Сальгадо делал фотографии в 23 странах мира. «Всего в 23 странах» - улыбаясь, говорил он. Следующий его проект охватил уже 47 стран. В нём он рассказал о массовой миграции населения, пожалуй, самой больной проблеме нашего времени. Одна из причин возникновения этой темы в работе Себастио Сальгадо - знание ее не понаслышке. Ведь он сам родился на маленькой бразильской ферме и в пятилетнем возрасте стал жить в крошечном городке. Когда ему исполнилось пятнадцать, он перебрался в другой, среднего размера город, в котором проживало 120 тысяч человек. В этом городе он впервые встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник, и в 1967 году семья Сальгадо переехала в Сан-Паулу. Но вскоре жизнь заставила их покинуть родину и бежать по политическим причинам во Францию. «Даже сегодня я иностранец, живущий в чужой стране» - писал позже Себастио Сальгадо. Работа над темой о миграции заняла шесть лет. В 2000 году увидели свет сразу две книги, созданных Сальгадо по итогам поездок и общения с мигрантами по всему миру: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).

Имя фотографа и фотожурналиста Себастио Сальгадо стало известно всему миру уже после выхода первых двух его книг. Проекты, которые последовали за ними, всё больше и больше укрепляли его известность и значимость в мире журналистики. Но кроме таланта фотохроникера Себастио обладал еще и талантом фотохудожника. Тем не менее, интересно и то, что сам фотограф свои снимки считает просто работами документалиста, «Не фотографирующий, а фотографируемый делает фотографию» - говорит он. Автор не хочет, чтобы его снимки считали произведениями искусства. Тут остается лишь порадоваться тому, что вся дальнейшая жизнь произведения, после того, как оно покинуло мастерскую автора, уже не зависит от его воли. Несмотря на то, что на них порой изображены ужасные сцены из реальной жизни, фотографии Сальгадо потрясающе красивы и уже много лет живут своей собственной жизнью, украшая собой многочисленные фотовыставки и стены более ста музеев мира, они стали жемчужинами сотен личных коллекций. Про публикацию их в книгах и тиражирование фотографий Себастио Сальгадо в Интернете говорить и не приходится.

В 1994 году Себастио Сальгадо принимает решение разорвать отношения с «Magnum Photos». Вместе с женой они отрывают скорее всего самое маленькое фотоагентство в мире - «Amazonas Images». В него входит только один фотограф, собственно, сам Себастио. Кроме фотографической деятельности агентство занимается природоохранной работой. Вскоре в Бразилии супруги Сальгадо выкупили участок земли, на котором раньше стояла ферма отца Себастио, на которой родился и он сам, и открыли там «Институт Земли» («Instituto Terra»). Главная цель работы института - охрана лесов, а так же просветительская деятельность в этой сфере.

В 1998 году на месте рождения знаменитого фотографа его стараниями был учрежден заповедник и начались лесовосстановительные работы. Количество зеленых насаждений в этих местах, начиная с 1940 года, уменьшилось в 300 раз! За десять лет существования заповедника на его территории специалистами и волонтерами было посажено более миллиона саженцев деревьев! Но до полного восстановления природы этого края еще очень далеко.

Следующий проект Себастио Сальгадо связан с природоохранной деятельностью. Кто-то посчитал этот проект за кардинальную смену деятельности фотографа, но сам он так не считает. «Это продолжение уже начатых мною исследований» - говорит Себастио. Этим проектом Сальгадо решил показать всему миру уголки земли, неиспорченные цивилизацией, доказать людям, что эти уголки прекрасны. Фотограф надеется, что его новый проект поможет человечеству наконец-то понять, какое место оно занимает в окружающей среде. Этот проект он назвал Генезис, и призывает всех жителей Земли, насколько это возможно, вернуться к истокам жизни на нашей планете, к тому воздуху, той воде, тому огню, которые и породили на ней жизнь. К тем животным, которые до сих пор не приручены людьми, к тем отдаленным племенам, ведущим примитивную жизнь, остающуюся без изменений многие сотни лет, к самым ранним формам человеческих организаций и поселений.

Работу над этим проектом Себастио Сальгадо начал на Галапагосских островах, именно в тех местах, где в 1835 году Чарльз Дарвин первый раз задумался об эволюции. Впервые в своей фотографической практике Себастио снимал красивые пейзажи дикой природы, рассветы и закаты, черепах, птиц, огромных ящериц, которые казались ему маленькими драконами. Себастио было уже за шестьдесят, но он совсем по детски, по настоящему, радовался всему тому, что он видел вокруг себя. В своих записках он восторгался: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография, где одна игуана обнимает другую!». После возвращения с Галапагосских островов жажда путешествий в Себастио не угасла. Он посетил Руанду, Патагонию, Камчатку и даже Антарктиду! В рамках этого проекта он много снимал в родной Бразилии. На завершение этого проекта фотограф и защитник природы планирует отвести восемь лет своей жизни. Хочется надеяться, что впереди у него еще много открытий, которыми он порадует всех нас.

Себастио Сальгадо - оптимист по своей натуре. Он полон жизненных сил. В 2007 году в одном из интервью он признался, что надеется фотографировать до самого конца своей жизни, а фотографы обычно живут до старости… Удовольствие, которое Себастио получил, когда впервые взял в руки фотоаппарат, не ушло никуда. Он получает его и сейчас. Поэтому хочется верить, что за проектом «Генезис» состоятся и другие проекты мастера.

14 августа 2015, 01:16

Когда начинаешь читать биографию Сальгадо, то постоянно встречаешься с эпитетами "живой классик фотографии", "знаменитый бразильский фотограф", "один из крупнейших фотожурналистов в мире" и т.д. и т.п. Но, по-моему, это штампы, которые, на самом деле, не способны и в сотой доли отразить масштаб личности этого человека, даже так - Человека, и то, что он на самом деле сделал для человечества.

После просмотра "Соли земли" я ночь не спала, так была потрясена фотографиями Сальгадо. Перед глазами стояли фоторепортажи о голоде в северной Африке 1983-1986 годов (Эфиопия и Судан), о тяжелом положении рабочих, работающих на очень опасных производствах и в горячих точках нашего мира, о геноциде в Руанде, об уничтожении тропических лесов в Бразилии. Благодаря своим репортажам он один из первых привлекал внимание общественности ко всем фотографируемым им событиям.

После фоторепортажей о голоде в Эфиопии и Судане, борющийся с избыточным весом золотой миллиард вдруг увидел какие ужасы могут происходить в 20 веке всего в нескольких тысячах километрах от благополучной Европы. Из-за многолетней засухи, гражданских войн и отсутствия нормально отлаженной поставки продовольствия люди в Африке умирали от голода тысячами. И все делали вид, что не замечают этого.

После просмотра таких фото уже нельзя было делать вид, что ты не замечаешь голода в Африке и не знаешь что там происходит... Западные державы зашевелились, стали налаживать поставки продовольствия и обеспечение пищей голодающего населения в Африке.

Еще один впечатляющий цикл фоторепортажей Сальгадо был о трудных профессиях. Потрясают фото пожарников, тушащих горящие нефтяные вышки во время первой Иракской войны в начале 90-х годов прошлого века. Война за нефть закончилась, но обозленные арабы подожгли нефтяные вышки и ушли.

Это была экологическая катастрофа для региона. Клубы черных облаков заволокли небо на многие километры. Исчезло солнце, пепел оседал на всю территорию. Гибло все живое вокруг. Кто-то же должен был тушить? Послали обычных пожарников... Сальгадо снял это так, что хочется закричать: да зачем нам нужна эта нефть и такие жертвы ради нее? Когда закончатся эти войны за нее? Стоит ли жизнь хоть одной птицы и тем более человека всего этого?! Когда мы наконец-то будем разрабатывать альтернативные источники энергии?!

Сальгадо по образованию экономист. Увлекся фотографией во время своих рабочих поездок в Африку в 70-х годах. На определенном этапе он понял, что фото привлекает его гораздо больше, чем деятельность экономиста. В итоге бросил благополучную, хорошо оплачиваемую профессию экономиста и стал профессиональным фотографом. Но, как он говорит, изначальная экономическая специализация очень помогает ему понять те процессы, которые происходят в мире. По своим взглядам он ближе к социалистам. Принимал участие в социалистических движениях во Франции в конце 60-х годов. И впоследствии очень много лет прожил с семьей во Франции. Одним из зол сегодняшнего мира он считает жажду наживы. Именно в ней он видит корень многих бедствий в мире. Жажде наживы посвящен еще один пробирающий до мозга костей цикл его фотографий, сделанных на золотых рудниках в Бразилии.

Огромное количество людей побросало работу в других местах ради того, чтобы на добыче золота быстро разбогатеть. И вот эта кишащая масса людей в котле золотого прииска вся перемешалась и ищет, ищет, ищет золото... Не факт, что они найдут его, тут уж кому повезет, но золотая лихорадка не отпускает. Ранее были фотографии про нефть - черное золото, а сейчас про то самое, блестящее, желтое золото. И ситуация тут, к сожалению, не лучше... Снимки тоже пробирают.

Люди поднимают мешки с золотой рудой, перемешанной с землей, по высоченным лестницам, никто не может остановиться, т.к. сзади тебя ждут десятки людей. Никто не задумывается, что лестница может рухнуть и люди погибнут. Все думают только о золоте, которое у них лежит в мешках. Сальгадо говорит, что сам по этой лестнице поднимался не раз. Это очень тяжело и опасно. И это даже не муравейник. Муравьи трудятся на благо себя и своих сородичей. А здесь: здоровые и крепкие мужики за кусок совершенно несъедобного золота готовы работать в нечеловеческих условиях, рискуя своими здоровьем и жизнью. И дело не только в бедности. Ведь если кто-то добывает золото в таких условиях, значит, другие покупают его за очень хорошие деньги. На фото отражена изнанка капитализма такой, какая она есть на самом деле.

Кто-то даже сравнивает эти фотографии с полотнами Питера Брейгеля старшего. Брейгель на своих полотнах тоже отражал все человеческие грехи. И, к сожалению, за 500 лет ничего не изменилось. Что сейчас, что тогда кто-то наживался за счет других, были и голод, и войны, и разруха. По-моему, Брейгель и Сальгадо в этом очень похожи.

Одним из последних репортажей Сальгадо был репортаж о геноциде в Руанде 1994 году. Он чудом остался жив после этой экспедиции. Для тех, кто не знает, в результате геноцида в Руанде народностей тутси и хуту число убитых за 100 дней составило по разным данным от 500 000 до 1 000 000 человек. В качестве оружия использовали мачете, топоры, дубины, палки, железные прутья. Иногда убийцы сначала отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги, и только после этого отрубали голову или разбивали череп. Около 250 тысяч женщин было изнасиловано, в том числе и девочки. Еще 250 тысяч людей сбежали от геноцида в тропические леса Африки, и они пропали там, умерли с голода. Описывать все это страшно, а смотреть фотографии еще страшнее. Я не буду приводить здесь эти фотографии, т.к. это очень страшно, это - мясорубка. Считается, что такие ужасы возможны были только при фашизме. Но оказывается это есть в нашем мире и сейчас.

У Сальгадо была еще поездка в Югославию в 1993 году. Тогда там тоже была война. И это уже не Африка. Это Европа...

После этих последних двух экспедиций Сальгадо перестал на долгие годы заниматься профессиональной фотографией. В отчаянии он признал, что фотография не может изменить мир. Осознание собственной беспомощности, безграничности несчастий жертв и жестокости палачей завело его в профессиональный и экзистенциальный тупик.

Жена Сальгадо - Лелиа предложила ему вернуться из Франции в Бразилию на ферму его отца. Но там была одна большая проблема. Земли, на которых когда-то в пору его детства произрастал тропический лес, были высушенными и бесплодными из-за вырубки лесов и постоянной эксплуатации. И казалось, что их восстановить невозможно. Ферма огромная, 600 га.

Со своей женой они решили восстановить джунгли на этих землях. Закупили миллионы саженцев, вырастили их и засадили.

Затея увенчалась успехом. Ферму превратили в Институт Земли, заповедник, в котором за десять лет поднялся лес, в который вернулись дикие звери, даже ягуары появились. И это - фантастика. Все вдруг увидели, что усилиями небольшого количества людей можно восстановить жизнь, вырастить лес заново. Человек создан не только для того, чтобы уничтожать и вытягивать из Земли все соки. Он может и созидать. Не все, но что-то может. Лично для меня такой поступок - не меньший подвиг, чем поездки в гущу бойни в Руанде или в голодающую Африку. И это показатель, что никогда не стоит отчаиваться.

На фото: теплицы, в которых выращиваются саженцы, и жена Сальгадо Лелиа вместе режиссером фильма "Соль земли" Вим Вендерс.

Ниже - фото Сальгадо с женой. Надо отметить, что Сальгадо познакомился со своей женой еще в студенчестве и прожил с ней всю жизнь. У них двое детей. Младший ребенок болен болезнью Дауна. Им предлагали чуть ли не отдать его в социальные заведения для такого рода детей, но они отказались и, судя из фильма, не жалеют. Любят его так же, как и старшего, здорового сына.

Успех Института земли придал оптимизма Сальгадо. Он решил снова заняться профессиональной фотографией и создал новый цикл фото - "Бытие" (Genesis). Но уникальность Сальгадо такова, что он не может просто фотографировать красивых зверушек и цветочки. Даже в фотографии хвоста обычного кита у него чувствуется какая-то драматургия. Такое ощущение, что хвост кита машет нам как какая-то очень мощная сила, которую мы не можем поработить, только признать, что она есть и стараться жить с ней совместно.

Ландшафты тоже потрясают своим величием. Просматривая эти фото, понимаешь, что мы не то что не одни в этом мире, а мы одни из тех, кто существуют на этой планете. Поэтому, нечего нос задирать и думать, что нам подвластно все. Разрушать мы уже, к сожалению, научились. А вот создать нам такое не под силу.

И, как ни странно, в этом мире есть еще люди, которые живут в настоящей гармонии с природой. Сальгадо сделал интересные фото дикого племени в Бразилии, которое не контактировало с белыми людьми в течение столетий и умудрилось сохранить свою самобытность и уникальность. Женщины этого племени почти как Гогеновские прекрасные таитянки. Естественны и невинны в своей наготе. Надеюсь, модераторы фото не сотрут. Также, Сальгадо съездил к нам в Россию и сделал очень интересный фоторепортаж про ненцев. Сальгадо считает, что это по-настоящему счастливые люди. Кто его знает, если бы в свое время европейцы не поработили Африку, не выжали из нее все соки, может быть и не было такого ужасающего голода на этом континенте и не было бы таких жутких гражданских войн?

Себастьян Сальгадо (Sebastiao Ribeiro Salgado) - бразильский документальный фотограф и один из крупнейших фотожурналистов в мире. За 40 лет он посетил более 100 стран, в объектив Сальгадо попадали бедствующие рабочие Южной Америки, голодающая Африка, жертвы войн и природных катастроф по всему миру. Устав в конце концов от человеческих страданий, фотограф увлекся экологией: сейчас он восстанавливает леса в Бразилии и снимает в основном природу.

Сальгадо родился 8 февраля 1944 года в бразильском муниципалитете Айморес, штат Минас-Жерайс. Он получил степень магистра по экономике в Университете Сан-Паулу и работал экономистом в компании "International Coffee Organization".

Но все изменилось в 1970 году, когда ему было уже 26 лет. По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру. Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером. И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, MAGNUM PHOTOS . А в 1994 году он создал с женой собственное агентство - Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» (1986). В нее вошли сорок девять черно-белых фотографий снятые в период с 1977 по 1984 в Бразилии, Эквадоре, Боливии, Перу, Гватемале и Мексике. На снимках духовные и религиозные практики местного населения, измененные сельские пейзажи и семейная жизнь. Алан Райдинг (Alan Riding) , соавтор книги, писал: "Сальгадо выискивал потерянный уголки Северной и Южной Америк, по его снимкам легко составить представление о всем континенте. Философия жизни пойманная во взгляде; весь образ жизни застывший в данный момент…"

В 1984 году Себастьян Сальгадо начал работать с организацией «Врачи без границ» и на протяжении пятнадцати месяцев документировал нечеловеческие страдания беженцев в пустынном регионе Сахель в Африке в странах Чад, Эфиопия, Мали и Судане, где примерно один миллион человек умерли от недоедания и болезней. Как результат - два фотопроекта: «Сахель: человек в беде» (1986г.) и «Сахель: конец пути» (1988г.). Два этих проекта принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. В серии снимков "Рабочие" (1993-1997 годы) - в объективе фотографа оказывались люди тяжелого физического труда: сталевары, шахтеры, золотоискатели, строители.

В конце 1990-х годов Себастьян Сальгадо завершил проект «Исход» , посвященный людям, избежавшим геноцида. Насмотревшись на жестокость, он разочаровался в человечестве, и удалился в свой родной город Айморес.

«За шесть лет работы я насмотрелся на жестокость. А главное, практически потерял веру в возможность выживания рода человеческого. Потерял веру в людей» — признавался Сальгадо журналистам.

Айморес - уголок Бразилии, где располагался загородный дом его родителей, где он провел все свое детство. К тому времени лес вокруг дома практически полностью исчез, а земля покрылась эрозией и опустела. Родители передали ему право собственности на дом, и вместе с женой Лейлой Ваник , своей спутницей по жизни и работе, Себастьян Сальгадо решил собственными силами возродить хотя бы часть местного уникального атлантического леса.

Так родился проект «Земля» («Terra»), в ходе которого было уже посажено более 2 миллионов деревьев . Став свидетелем успешной реализации проекта, Сальгадо обрел новую энергию и вкус к жизни, он смог снова взять камеру и у него появилась идея нового проекта под названием «Бытие» («Genesis»).

Целью проекта было произвести своего рода творческую «инвентаризацию» того, что на нашей планете еще осталось в нетронутом, изначальном состоянии. Для этого проекта потребовалось два года подготовительной работы, восемь лет путешествий с фотокамерой — от Антарктики до Арктики, от Галапагосских островов до бассейна Амазонки. Он посетил пустыню Калахари в Южной Африке, джунгли Индонезии, Мадагаскар, прокатился по Сибири вместе с ненецкими упряжками и т.д. И еще два года ушло на то, чтобы издать собранный материал.

Сын фотографа Джулиано Рибейро Сальгадо (Juliano Ribeiro Salgado) и известный режиссёр Вим Вендерс (Wilhelm Ernst "Wim" Wenders - культовый режиссер и известный фотограф) сняли чувственный документальный фильм «Соль Земли» (The Salt Of The Earth), который запечатлел бразильского фотографа за работой над циклом «Бытие» .

Вим Вендерс следил за творчеством Себастьяна Сальгадо на протяжении 25 лет. Увлечение началось, когда он случайно купил два его снимка, а затем побывал на одной из выставок фотографа .

Вместе с Себастьяном Сальгадо съемочная группа фильма отправилась в самые дальние и загадочные места на Земле — в сердце Амазонии, джунгли Западного Папуа и болота региона Пантанал в Бразилии, на остров Врангеля в Северном Ледовитом океане.

Большую часть экранного времени фильма занимают фотографии, которые Себастьян делал на протяжении нескольких десятков лет, — статичные черно-белые кадры, из которых складывается портрет XX столетия. Портрет этот, как и само столетие - ужасает . Но в фильме есть и размышления Сальгадо том, что значит быть фотографом-документалистом, свидетелем жизни мира. Как, потеряв веру в человечество, обрести ее снова на лоне природы.

Посмотрите и убедитесь, насколько глубоко чувственным и эмоциональным может быть документальный фильм, который заставит вас задуматься о собственной жизни, о своем предназначении в мире и, возможно, что-то изменить.

18 февраля фотограф-документалист бразильского происхождения Себастьян Сальгадо выступил в московском Мультимедиа Арт Музее. Bird In Flight присутствовал на публичной лекции и записал истории Сальгадо: о том, как пришлось покидать Бразилию, как они с женой увлеклись коммунистическими идеями и чуть было не переехали в Советский Союз, и о том, как нужно академическое образование, которое наполнит фотографии смыслом.

Себастьян Сальгадо 71 год

Бразильский фотограф, фотожурналист, совместно с Лелией Ваник Сальгадо основатель агентства Amazonas Images в Париже, член агентства Magnum Photo с 1979 по 1994 год. Обладатель многочисленных наград за вклад в фотографию, дважды получал титул «Фотограф года» от Международного центра фотографии (International Center of Photography, Нью-Йорк). С 2001 года - посол доброй воли ЮНИСЕФ, почётный член Американской академии искусств и наук, награждён медалью столетия Королевского фотографического общества. Работа Себастио Сальгадо стала материалом для документального фильма «Соль земли», снятого в 2014 году Вимом Вендерсом совместно с сыном Сальгадо, Джулиано Рибейро Сальгадо. Жюри Каннского кинофестиваля отметило картину специальным призом.

В Бразилии, откуда мы с женой родом, царила диктатура, против которой мы выступали. В 1969 году, когда мне было 25 лет, а Лелии - 22, нам пришлось покинуть страну. Мы переехали во Францию. Я в то время учился на экономическом факультете, готовился защищать кандидатскую. Лелия была пианисткой, она замечательно играла произведения русских классиков, но незадолго до нашего отъезда случилась трагедия - умерли её родители. Она оставила музыку, начала изучать архитектуру и стала замечательным архитектором.

Мне больше не нравилась экономика. Мы собрались переезжать в Советский Союз, мечтали поступить в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, я хотел сменить профессию и стать инженером - я был хорошим математиком и учился в Париже в Школе экономики и статистики. Мы изучали марксизм, труды Ленина. Мы получили фантастическое образование. В 1970 году мы приехали в Прагу к одному чешскому коммунисту, чтобы он рассказал нам, как переехать в СССР и поступить в университет. Он сказал нам: «Ребята, вы молодые идеалисты, вы верите в коммунизм, но вы должны знать, что в Советском Союзе идеалов больше нет. Они не строят коммунизм, власть больше не принадлежит народу, её захватили аппаратчики, и если вы хотите бороться за счастье простых людей, то оставайтесь здесь и работайте с иммигрантами».

Россия для нас как для людей из третьего мира была особенно важна. Здесь произошла великая революция, а затем всё изменилось. Власть взяла олигархия. Но мы были молоды и не могли знать, что коммунизм исчезнет. Мы возлагали огромные надежды на Россию. Мы надеялись, что в этом обществе зародятся новые отношения между людьми, что это будет общество будущего, что Россия покажет, как человек может жить в более развитом мире.

Вот я думаю, что бы произошло, если бы я стал инженером? Буквально полчаса назад у дверей нашего отеля я встретил человека из Сенегала и спросил его: «Ну как же ты оказался здесь, в России?» Он ответил, что приехал учиться и остался жить. Подумать только: если бы я приехал учиться сюда, стал бы инженером и не был бы тем, кто я есть сейчас, - фотографом, а был бы просто российским стариком.

После того разговора с чешским коммунистом мы вернулись в Париж. Какое-то время спустя Лелии понадобилось купить фотоаппарат, чтобы снимать архитектуру. Тогда у меня впервые появилась возможность сделать кадр. Это был маленький фотоаппарат марки Pentax, и когда я впервые посмотрел в видоискатель, я понял, что жизнь может полностью измениться. Всё, что я считал прекрасным, что мне нравилось, что было важно для меня, я мог сделать материальным с помощью фотоаппарата. С этого момента фотография полностью увлекла меня, и два года спустя я стал профессиональным фотографом.

Я занимался фотографией и несколько лет спустя осознал, что многое из того, что произошло со мной в жизни, способствовало формированию моего видения этого мира.

Благодаря экономическому образованию и кандидатской диссертации я получил огромный багаж знаний в социологии, антропологии, истории, географии, геополитике.

И несмотря на то, что я начал заниматься фотографией довольно поздно, благодаря этим знаниям у меня было гораздо больше возможностей, чем у фотографов, которые этого образования не имели.

Я говорю студентам: «Сейчас вы должны сделать кое-что для себя, вы должны оставить на время фотографию, вернуться в университет, изучать социологию, антропологию, историю, экономику, географию, геополитику. Чтобы научиться понимать исторический момент, в котором вы живёте. Чтобы ваши фотографии были наполнены смыслом, чтобы они имели причину для появления. Вы должны понимать наше общество, чтобы делать качественные снимки». Я долгое время работал с крупнейшими фотоагентствами мира: с «Сигмой», «Магнумом». В этих агентствах я встречал прекрасных профессионалов, которые делали отличные снимки, но не все они понимали исторический момент и общество, в котором живут.

Большие песчаные дюны между Альберг и Мерзуга, Тадрарт. К югу от Джанет, Алжир. 2009 Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images

Я много снимал простых людей, долгое время работал с общественными организациями, например ЮНИСЕФ. Мы сделали проект, посвящённый человеку в бедственном положении. Мы объездили весь мир. Многие критиковали меня за эстетику моего взгляда, за эстетику языка, которым я пользовался, чтобы запечатлеть эти моменты. Но должен отметить, что я никогда не снимал человека в жалком состоянии. Да, эти люди находились в тяжёлой ситуации, но были полны достоинства и надежды. Когда-то у них всё было хорошо, была крыша над головой, и вот по независимым от них причинам, из-за военных действий, они теряли свои дома и отправлялись в неизвестность. Но они стремились наладить свою жизнь.

Мы можем встретить людей, живущих вне общества, вот они действительно будут выглядеть жалко. Те же, кого я фотографировал, обладали достоинством.

Если один из них погибал, то все плакали о нём. В нашем обществе разве плачут все, потеряв одного? Именно эта солидарность нашла отражение в моих работах.

Проект «Генезис» полностью отличается от того, чем я занимался раньше. Это любовное послание нашей планете. Мы хотели увидеть природу, подойти к ней вплотную. Для столь масштабного проекта нам нужно было финансирование со стороны. Мы обратились в восемь крупных журналов, и они стали нашими партнёрами на восемь лет, которые длился проект. Я хотел увидеть, узнать, снять новых животных, поскольку до этого единственный вид, который я фотографировал, - это был человек.

Выставка «Генезис» проходит в рамках фотобиеннале-2016 в Доме-музее Матвея Муравьёва-Апостола до 17 мая.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!