Курсовая работа: Игра как средство воспитания во внеурочное время. Игра как средство воспитания детей.

Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста

Одним из эффективных средств общеличностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста выступает игра. Включение игры в контекст урочных и внеклассных занятий способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, интегрированного в современное общество. Игра – это детский мир, наполненный множеством интересных идей, сказок, необычных мыслей, вопросов. В этой среде ребенок чувствует себя комфортно, на этой «территории» ребенок растет, развивает свои способности, мыслит, общается со сверстниками, узнает их и себя в человеческом обществе. С помощью игры ребенок развивается как умственно, так и физически. Рассматривая игру с другой стороны, можно отметить, что она также является эффективным средством воспитания детей, важным фактором, воздействующим на процесс формирования их личностных качеств и выполняющим важные функции социализации растущего человека. Практический результат использования педагогического потенциала детской игры тем выше, чем глубже педагог осмыслит сущность феномена игры, способы методической организации игровой деятельности детей. Цель исследования – выявление и анализ возможностей использования игры в практике воспитания детей, характеристика функций игровой деятельности; научное обоснование необходимости обучения будущего педагога основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент. В данной статье проведен теоретический анализ развития представлений о роли игры в развитии ребенка, дается определение игре, ее функциям с позиций личностно- ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей, особо обращается внимание на диагностическую,

Когда его спросили, были ли игры образовательными или нет, и почему ответы на них были отвечены, они ответили, что. Да, потому что они помогают учиться и приносят в повседневную жизнь студентов больше удовольствия от обучения. В ответах отмечается, что все учителя используют игры и игры в качестве инструментов, помогающих в обучении и развитии их содержания. Однако игра в детском саду не обязательно должна быть помощью для другого обучения. Ребенок должен играть, потому что ему нужно играть, то есть он не играет с ответственностью учиться чему-то, ребенок играет, потому что это деятельность, которую она с удовольствием раскрывает и развивает свои навыки в своих действиях.

социокультурную, корректирующую, самоактуализирующую, терапевтическую функции игровой деятельности детей. Изучением игр занимались многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. В истории педагогики, как российской, так и зарубежной, сформировались две линии использования игры в воспитательном процессе: во всестороннем гармоническом развитии и в узкодидактических целях. По мнению К. Д. Ушинского, игры могут определить поведение ребенка в обществе, его характер. Например, ребенок, который привык подчиняться в игре или, наоборот, командовать, лишь с большим трудом сможет отучиться от этого в реальной жизни. Поэтому игра является сильным «орудием» воспитания в руках педагога-профессионала, задача которого – подобрать такие игры, которые будут не только увлекать детей, но и воспитывать, развивать их. Игрой можно направлять ребенка, способствовать формированию у него положительного опыта. Процесс игры является эффективным средством для налаживания контактов в коллективе, для развития коммуникабельности. Многие игры вызывают чувство соревнования, желание быть первым, выиграть. Педагог при этом может скорректировать процесс так, чтобы он способствовал формированию чувства сопереживания, толерантности и других положительных качеств. Взрослым, порой, кажется, что игра – это простое беззаботное занятие. Однако игровая деятельность требует огромных усилий от ребенка. Ребенок, играя, отдает максимум энергии, физических и умственных сил. Он тренирует выдержку, волю, самостоятельность, ответственность, внимательность. Игра является полноценным социальным процессом деятельности. Н.К. Крупская утверждала, что для детей игра – это и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает форму, цвет, свойства вещей, знакомится с животным и растительным миром. Педагог полагала, что игра всецело отвечает потребностям ребенка, воспитывает

В третьем вопросе учителя упомянули некоторые из игр, которые им нравится играть, чтобы работать над содержимым. Шутки, как после прослушивания и пересчета истории, драматизируя ношение одежды, не относящейся к истории, слушая историю и создавая различные движения своим собственным телом. Цвета после работы с различными действиями учащиеся берут из окна сюрприза небольшие цветные предметы и рассказывают своим одноклассникам имена цветов, создавая рисунки или разнообразные формы.

При анализе ответов учителей было отмечено, что они используют различные виды игр и игр в повседневной жизни и понимают важность присоединения к игре и играм для обучения детей. Эти действия приносят много преимуществ, но учителя говорят, что для работы с играми и играми учитель должен подготовиться к большему времени и искать больше ресурсов, чтобы комбинировать игрушку с содержанием, над которым сейчас работает.

многие положительные качества: оптимизм, активность воображения, любознательность, инициативность. Она считала, что игра развивает не только ум, но и органы чувств, мускулатуру. Особое внимание Н.К.Крупская уделяла изучению игры как воспитателя коллективистических чувств. Она утверждала, что в игре ребенок учится справляться с трудностями, познает окружающие явления и предметы, ищет выходы из сложившихся ситуаций. Подобные игры формируют настоящих организаторов, которые стремятся к своей цели и увлекают за собой остальных. Н.К. Крупская считала, что нужно давать свободу инициативе и творчеству детей. Кроме того, она акцентировала внимание на том, что «нельзя шаблонизировать игры». В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако стоит отметить, что необходимо отклонять опасные игры, способствующие появлению отрицательных впечатлений. А. С. Макаренко поддерживал и развивал идеи Н.К. Крупской по данному вопросу. Он, в свою очередь, придавал игре огромную значимость в воспитании и развитии ребенка. Макаренко утверждал, что ребенок, играя, показывает, каким он может быть в труде. Поэтому «воспитание будущего деятеля» проистекает именно в игре. Важно отметить, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого человека работа; в игре формируются такие физические и психологические навыки, которые в дальнейшем будут нужны для работы. Это инициативность, умение побеждать трудности, терпеливость, творческие способности. Изучив опыт ученых по данному вопросу, обобщая, отметим, что игра – это эффективное средство воспитания детей. Особенно актуально применение игры в ходе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задача воспитателя заключается в подборе правильных игр, которые станут не только увлечением детей, но и помогут в формировании полезных качеств личности.

Это показывает, что отсутствие более сложного планирования усложняет игру и играть в игры в повседневной жизни школы. Учителя по причинам, присущим их жизненным контекстам, обучению и работе, обычно планируют свои занятия более сосредоточенными на традиционном обучении с повторяющимися действиями, такими как чтение книг для детей, где после этого они должны выполнять такие задачи, как рисование, живопись, вырезать и вставлять.

Таким образом, потребность в большей самоотверженности учителей к построению планирования, которая приостанавливает игривую деятельность и оставляет немного в стороне от преподавания, просто объяснительного. Когда его спросили о том, какие призывы к ученикам и обратили на них внимание, были получены следующие ответы.

Современные педагоги также единодушны в том, что игра в детстве является ведущим видом деятельности ребенка. Под деятельностью мы понимаем фактор, способ существования и развития личности, всесторонний процесс преобразования ею окружающей действительности (в том числе и самого человека) в соответствии с его потребностями, целями и задачами. «Именно в процессе деятельности, отмечает Е.В. Головнева, ребенок вступает в общение с другими, познает окружающий мир, развивает и совершенствует свои навыки и умения; учится создавать материальные и духовные ценности, проявлять заботу о своих близких, о школе, в которой учится, о доме, улице, городе, стране, в которой живет, обо всем человеческом обществе и таким образом формирует с окружающим миром и людьми определенные взаимоотношения». Игровая деятельность выступает в качестве самостоятельного вида развивающей деятельности ребенка, принципом и способом его жизнедеятельности, методом познания для детей и методом организации их жизни и деятельности. Игра для ребенка – это необходимая составляющая для всестороннего развития как личности. Игра для педагога, воспитателя – это одно из основных средств воспитания и обучения ребенка, средство создания подходящей психологической обстановки для формирования личности. Роль игры в воспитании и социализации личности трудно переоценить. Игра не только разнообразит процесс обучения и воспитания и создает благоприятную обстановку, но и развивает психические процессы ребенка, такие как мышление, воображение, внимание, память, речь. Также игра помогает ребенку понять причинно-следственные связи, воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, дружелюбность и общительность в коллективе. Многие игры являются имитированием деятельности взрослого человека, что создает атмосферу познания окружающего мира.

Все шутки, которые им нравятся. Те, которые привлекают наибольшее внимание, это те, которые имеют движения и всегда с музыкой. Какое большинство обращений к ученикам направлено и динамичные шутки, свободная игра на песке и в тренажерном зале. Мне нравится прыгать с веревкой.

Все собеседники между учащимися и учителями наслаждаются игривой деятельностью, и поэтому осознается, что «игра приятна для себя, здесь и сейчас». Игры всегда были опытом обмена знаниями, и когда они играют, они соотносятся и учатся уважать себя в школьном контексте.

Игра – это форма деятельности, которая направлена на воссоздание и усвоение различных областей действительности. Какие же функции выполняет игра в процессе воспитания, чем они характеризуются? Развивающая функция. Л.С. Выготский свидетельствовал: игра является источником развития и создаёт зоны ближайшего развития ребёнка. Парадокс игры, по его мнению, заключается в следующем: ребёнок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. С.Л. Рубинштейн утверждал, что игра тесно связана с развитием личности, и как раз в детском возрасте она приобретает особое значение. Когда ребёнок играет отведенную ему роль, он не только фиктивно переносится в чужую личность, но и расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. О.С. Газман отмечал, что игра выступает одновременно в настоящем и будущем времени. Во-первых, игра предоставляет личности сиюминутную радость, способствует удовлетворению имеющихся актуальных потребностей. Во-вторых, игра всегда нацелена в будущее, так как в ней можно видеть либо прогноз, модель жизненной ситуации, либо закрепление свойств, качеств, состояния, умения, способности, которые необходимы личности для выполнения разнообразных функций и физического закаливания развивающегося организма. Необходимо также отметить, что развивающая функция игры полифункциональна по своей сути: она относится как к развитию всего детского коллектива, так и к личности отдельного ребёнка. Воспитательная функция также как и предыдущая является полифункциональной. В игре воспитывается воля, усваиваются определённые этические нормы и правила. Также ребёнок учится играть по правилам, принимая тем самым на себя ответственность следовать этим правилам. Очень часто стратегия и тактика, усвоенные ребёнком в игре, становятся чуть ли не линией жизни, т.к. перенос игровых правил и норм в реальную жизнь (пролонгация игровых отношений) – это один из парадоксов

Существует сильная связь между игрой, обучением и удовольствием, которое ребенок демонстрирует при игре. «Игра увеличивает обучение, обеспечивает удовольствие в контексте, который объединяет не только удовольствие и фантазию, но и правила». В игре дети могут соотносить и развивать свои способности, что облегчает для педагога оценивать каждого ребенка в его совокупности, посредством их движений и действий при взаимодействии с другими.

Таким образом, воспитатель должен знать, как исследовать и организовывать пространства, предоставляя детям материалы, которые могут облегчить их обучение через игры и игры. При организации этих пространств педагог должен иметь в виду, что и как он поможет детям, позволяя им строить свою автономию. Другой вопрос, заданный учителями, касался интереса студентов к играм. Учитель А заявил, что: «Интерес очень велик, и они спрашивают, когда учитель не предлагает те же самые».

игры, раскрывающих её феноменальную сущность. Это своего рода трансляция игровых отношений за пределы игрового пространства. Ещё один из парадоксов игры выделил Р. Бах, говоря о том, что в игре поражение странным образом может обернуться победой. «Но победой не над противником, а над собой, т. к. признание своего поражения – это очень тонкий воспитательный момент, это и есть маленькая победа. В этом проявляется не только воспитательная функция игры, но и её способность содействовать личностному росту ребёнка». Образовательная функция. По мнению Н.П. Аникеевой, игра может быть включена в любую деятельность. Эту особенность игры общество использовало во все времена как эффективное средство обучения типу поведения и деятельности. О.С. Газман развил эту мысль и утверждал, что игра имеет прямое отношение ко всем видам деятельности – познанию, труду, искусству, физической культуре, общению, поэтому она и предстаёт в качестве системного средства приобщения детей и подростков к духовной и материальной культуре, а значит, выполняет развивающие и образовательные функции. Недаром в различных образовательных учреждениях всё большую популярность принимают интерактивные технологии, в основе которых очень часто лежит игра. Доказано не одним десятком исследователей, что обучение в форме игры намного эффективнее традиционных методов обучения. Коммуникативная функция. Игра априори является социальной. По мнению специалистов, игра является сильнейшим средством социализации ребёнка. Собственно в игре находятся решения проблем межличностного взаимоотношения. В игре ребенок приобретает социальный опыт взаимоотношений между людьми, опыт сотрудничества и соперничества. Для более эффективного развития и закрепления конструктивных коммуникативных связей детского коллектива педагогу необходимо как можно больше включать детей в ситуации общения, совместной деятельности, творчества. Более того, в теории игр существует такое

Профессор Б. сказал: «Студенты много раз просят, каждый день, чтобы у них было время играть, что бы это ни было». Замечено, что студенты каждый день требуют, чтобы у одного был момент игр и игр, потому что они ждут этого момента удовольствия и дифференцированного обучения. Это оправдывает необходимость введения игр и игр в повседневную жизнь детей, чтобы они могли одновременно учиться и играть.

Что касается выбора игр и игр, учителя сказали, что. Иногда это происходит в соответствии с той деятельностью, которую разрабатывает учитель, а остальные сами учащиеся выбирают то, что они хотят играть. Отмечается, что учителя обычно выбирают шутки и игры, которые будут реализованы, но они предлагают ученикам в некоторые моменты, в которых они также могут выставлять свой выбор. Таким образом, в целом те, кто руководит играми и играми, являются учителями, которые почти всегда думают о играх, которые обеспечат лучшее обучение.

понятие, как коммуникативные игры. Под ними понимаются игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива за счёт практического применения этих умений и навыков. Диагностическая функция. По мнению С.А. Шмакова, игра «диагностичнее» любой другой деятельности человека. Во-первых, в игре индивид старается проявить максимум своих физических сил, интеллекта, творчества. Во-вторых, имеет возможность самовыражения. Именно это и определяет место игры в развитии как личности, так и всего детского коллектива. Диагностический потенциал любой игры иногда намного выше, чем иного психологического теста, поэтому задача педагога на основе своего опыта и профессионализма использовать этот потенциал. Социокультурная функция подчёркивает культурологический, средовой аспект игры, ее органическую связь с культурой народа. Игры черпают своё содержание из труда и быта окружающих. Освоение ребёнком богатств общечеловеческой и национальной культуры позволяет ребёнку проявлять себя в социуме. Корректирующая функция может выступать и как корректирующая, и как регулирующая. Начиная проводить корректирующее воздействие на ребёнка, группу детей и детский коллектив в целом, учителю нужно отдавать себе отчёт в том, что в такого рода деле нужно действовать по врачебному принципу «Не навреди!». Именно поэтому педагогу, заметившему нуждающиеся в коррекции свойства личности, внутригрупповые процессы и т.д., нужно обратиться за помощью к специалистам – психологам, тренерам, психотерапевтам (в случае крайней необходимости). Самоактуализирующая функция проявляется в том, что для ребёнка игра важна как сфера реализации своих возможностей и способностей. Терапевтическая функция игровой деятельности широко используется в практических целях. Существует специальная «игровая терапия», использующая развёрнутые формы игровой деятельности для коррекции

Тем не менее, они дают понять, что в определенное время они позволяют учащимся играть, как им заблагорассудится, тем самым обеспечивая удовлетворение с обеих сторон. Согласно Национальной справочной системе учебных программ для обучения детей младшего возраста.

Преднамеренное вмешательство, основанное на наблюдении за детской игрой, предоставлении им адекватного материала, а также структурированное пространство для игры, позволяет обогатить творческие, творческие и организационные детские навыки. Другой вопрос заключался в том, учит ли учитель для повышения производительности в классе со студентами.

различных отклонений в поведении ребенка (застенчивости, неприспособленности, агрессии, замкнутости, фобий и т.д.), для лечения психических заболеваний. «Playtherapy» есть не что иное, как использование игры как диагностической методики и терапевтического средства. Функция очень похожа на корректирующую или регулирующую, но отличается тем, что корректирующее воздействие должен проводить только специалистпсихотерапевт. Методы игровой терапии описаны К. Роджерсом и применяются как в условиях группы, так и при индивидуальной работе с ребёнком. Таким образом, важно отметить, что игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Поэтому будущий педагог должен обучиться не только целеполаганию игровой деятельности, но и основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей.

Да, мы получаем ежегодные курсы усовершенствования. Мы получили некоторые курсы подготовки и повышения квалификации для нашей работы, но самое главное - быть готовыми искать новые и интересные занятия в моей школьной реальности и не подчиняться, не лениться и не бояться практиковать.

Учителя получают учебные курсы и проявляют интерес к обучению, посвященному проблеме игр и игр. То, что может помешать эффективной реализации более игривой практики в классе, - это именно нехватка времени и мотивация для организации и планирования лучших способов применения игр и игр в классах ежедневного обучения.

Прикрепленные файлы:

Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

Благодаря игре и играм дети стимулируются как интеллектуальным, так и личностным ростом. Понятно поэтому, что если учитель ищет способы и различные способы разработки игр и игр в классе, он будет предоставлять студентам удовлетворение в обучении и игре.

В качестве последнего вопроса было доведено обсуждение того, как игра может считаться образовательной. Для учителя А это «когда дело касается помощи ученикам в успехе и развитии». Образовательные игры - это все те виды деятельности, которые пробуждают у ученика интерес, удовольствие и удовольствие приходить на занятия и учиться приятным способом изучения содержания. Они являются образовательными, потому что они должны соблюдать нормы, достигать поставленных целей, пробуждать вкус к учебе и способ узнать пределы и эмоциональный контроль.

При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

Таким образом, считается, что учителя понимают, что игры являются учебными независимо от того, как они развиваются. В конце этого анализа мы видим, что учителя осознают важность присоединения игр и игр к своей повседневной работе. Таким образом, он становится своей собственной целью стремиться использовать в своих повседневных играх и играх как союзники в процессе обучения. Однако это требует, чтобы у них было время, интерес, соответствующие материалы и стимулы.

В настоящем исследовании была поставлена ​​цель представить некоторые выводы и проблематику, которые включают тему «Игры и шутки» в построении обучения детей раннего образования детей. В конце этой работы можно утверждать, что они важны для обучения детей. Однако они не всегда присутствуют в повседневной жизни школ, потому что они требуют более тщательного планирования и требуют больше времени и участия со стороны учителя.

Объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

Субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

В ходе интервью было подтверждено, что учителя понимают важность игр и игр для развития обучения, считаясь образовательным именно потому, что они способствуют интегральному развитию ученика. Тем не менее, они не всегда представляют их студентам, потому что они понимают, что такие действия потребуют больше времени и самоотверженности при разработке планов.

Таким образом, считается, что учитель должен планировать, включать игры и шутки в повседневную деятельность, чтобы сделать классы более динамичными и привлекательными для студентов. Игры и игры - это мероприятия, которые идентифицируют людей в разных пространствах и временах, способствуя построению социальной и коллективной жизни, укреплению социальной практики и созданию связей солидарности между участниками.

Объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

Как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

Средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.

Поэтому в конце этого исследования, наблюдая за занятиями и интервьюируя учителей и студентов, мы видим, что есть признание важности игр и игр в обучении детей в раннем детском образовании. Это актуальность этого исследования для образования, и особенно для обучения детей младшего возраста. Это исследование показало растущую потребность в вставке игр и игр в школьное обучение детей, потому что через них можно построить более значимое и связанное обучение с реальными потребностями и желаниями ребенка.

Министерство образования и спорта. Секретариат базового образования. Национальная учебная программа для обучения детей младшего возраста. Как разработать исследовательские проекты. Детские игры: игра, ребенок и образование. Игры и игривые в школьном обучении.

К объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.

Специальное издание № 15, август. Практический словарь педагогики. редактор. Сан-Паулу: Мартинс Фонтес. Язык, развитие и обучение. Чтобы получить доступ к текстам, созданным сайтом, перейдите по ссылке. Цель этой статьи - показать важность игры и игр в детских садах. Благодаря игре и играм дети развивают знания, решают конфликты, испытывают чувства, разбираются в разных чувствах и учатся жить вместе и сотрудничать с группой.

Во время игры ребенок думает, создает и развивает, помимо прочего, критическое мышление. Игра - повседневная реальность в жизни детей. И для них играть достаточно, чтобы им не позволялось проявлять символическое воображение, инструмент, который предоставляет им средства для усвоения реального их желаний и интересов.

В последние годы наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игру.

8.2. Общение как средство воспитания

Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

Общение – не только важнейший источник информации. Оно оказывает существенное влияние и на восприятие тех знаний, которые школьник получает по другим каналам, в частности в ходе учебно-воспитательного процесса школы, в процессе практического освоения мира, из средств массовой коммуникации. Кроме того, общение во многом определяет интерес ребенка к знаниям вообще, получаемым из любых источников. Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях.

Для эффективного использования общения как средства воспитания школьников необходима организация его педагогически направляемого влияния на жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.

Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения: а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника; б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе.

Однако общение со сверстниками может разрушать, уродовать интересы и склонности ребенка, а также способствовать формированию социально опасных интересов. Именно в сфере общения учащихся со сверстниками, старшими и младшими школьниками наблюдается наибольшее число конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и проявляется противоправное поведение.

Чтобы педагогическое общение эффективно выполняло свои воспитательные функции, в ходе его организации необходимо соблюдение следующих условий: 1) оно должно осуществляться в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, школе, во внешкольных учреждениях и др.; 2) общение должно сопровождаться воспитанием у ребенка отношения к человеку как к высшей ценности; 3) в ходе общения должно обеспечиваться усвоение ребенком необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними; 4) общение должно организовываться и осуществляться методически грамотно.

Эффективность педагогического общения во многом определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с воспитанниками; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают своих воспитанников, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, не принимая во внимание мотивы этих поступков.

Внешние показатели успешности деятельности таких педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в их классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, снимая с себя ответственность за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах подобных педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность педагога, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям деятельности педагоги – приверженцы демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

В педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили педагогического общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля, иногда достаточно эффективные, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.

Достаточно результативно педагогическое общение в форме дружеского расположения, которое можно рассматривать как предпосылку демократического стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Однако дружественность не должна нарушать статусные позиции, поэтому одной из распространенных форм педагогического общения является общение-дистанция. Этот стиль используют как опытные, так и начинающие педагоги. Вместе с тем исследования показывают, что излишне гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений: являясь показателем ведущей роли педагога, она должна основываться на авторитете.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму – общение-устрашение. Эта форма наиболее часто используется начинающими педагогами, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе совместной деятельности.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не обладая необходимой для этого коммуникативной культурой, они начинают заигрывать с ними: кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать пристальное внимание на то, какие формы общения для него наиболее типичны и чаще используются им. На основе навыков профессиональной самодиагностики он должен сформировать стиль педагогического взаимодействия, адекватный его психофизиологическим параметрам, обеспечивающий решение задач личностного роста педагога и учащихся.

8.3. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Отметим, что учение далеко не всегда является воспитательным средством воздействия на формирующуюся личность школьника. В учебной практике нередки случаи, когда ребенок учится (и получает хорошие оценки) из чувства долга или даже страха перед наказанием за невыполнение заданий. Чтобы учение оказывало воспитательное влияние, оно должно быть соответствующим образом организовано.

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

В результате организации на уроке совместной продуктивной деятельности возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении. Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания). Дети получают большее удовольствие от процесса учения, комфортнее чувствуют себя в школе. Снижается школьная тревожность, развиваются познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. Возрастает сплоченность класса, взаимоотношения между детьми становятся теплее, человечнее, ученики начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растет самокритичность детей, поскольку, приобретая опыт совместной работы со сверстниками, они более точно оценивают свои возможности, лучше контролируют себя. Дети, помогавшие в учении товарищам, начинают с большим уважением относиться к труду учителя. Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, коллективистские мотивы поведения). Учитель же получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам (учитывать их способности, темп работы, взаимные склонности при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»). Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

8.4. Труд как средство воспитания

Труд выступает воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот результат дать ребенку.

Все созданные в XX в. воспитательные системы, прославившиеся своими результатами, были основаны на использовании физического труда в качестве одного из важнейших средств воспитания. Чем разнообразнее и совершеннее по своей организации были разновидности трудовой деятельности, тем устойчивее и результативнее были воспитательные системы.

Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации необходимо соблюдать следующие требования: 1) привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами; 2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации; 3) связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, запросами и ожиданиями родителей; 4) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.

Физический труд по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. К его разновидностям относится труд по самообслуживанию, которым человек занимается на протяжении всей своей жизни. Получая удовлетворение от результатов своего труда (уборки, приготовления пищи, подготовки одежды и обуви к использованию и др.), ребенок приобретает потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но одновременно он обнаруживает, что для поддержания порядка необходимы приложение усилий, затраты труда. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Здесь особенно нужны участие и пример взрослого, умело создающего эмоционально-психологические условия для эффективной в воспитательном отношении работы.

Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от выполненной работы, подкрепленное поощрением в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.

Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск учащихся с целью открытия ими неизвестного.

Для того чтобы превратить процесс учения в интеллектуальный труд, существует множество возможностей, в частности:

Постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от учащихся самостоятельного поиска;

Введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и предоставлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них правильный;

Привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии, или наоборот – к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения этой проблемы;

Подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, которые ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в результате самостоятельного поиска решения;

Побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;

Ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;

Наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.

Обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;

Обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;

Ознакомление учащихся с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;

Создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям, как минимум – по всем учебным предметам, изучаемым в школе;

Одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде.

Труд души – это нравственные усилия, которые возвышают ребенка и выводят его на новый уровень отношений с окружающими и отношения к самому себе. Труд души выражается в том, что ребенок подавляет свои желания ради удобства, радости, удовольствия другого человека. Известный российский писатель Ф. Абрамов писал о труде души: «Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку – судом собственной совести».

Результатом душевного труда является то, что ребенок начинает иначе, с большей теплотой и заботой, относиться ко всем людям. Труд души в любой его разновидности может найти продолжение и развитие, например, в благотворительной деятельности (практическая работа по оказанию помощи больным, инвалидам, старикам, детям, а также сбор и изготовление игрушек для детских домов и интернатов, вещей для малоимущих и т. п.).

Следует помнить, что ни одна из описанных выше разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной, поскольку лишь единство физического, интеллектуального и душевного труда способно сформировать настоящего гражданина и неповторимую личность.

8.5. Игра как средство воспитания

Важным средством воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:

Активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

Преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

Актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

Появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

Замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

Совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.

Методика организации коллективной игры, как правило, включает несколько этапов.

1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.

2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.

3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!