Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе. Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Страна Знаний. Игра «Зимние слова»

Ирина Коткова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Страна Знаний»

Конспект фронтального логопедического занятия.

Тема: «Страна Знаний»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Логопед, который идентифицирует и исправляет речевые, речевые и языковые расстройства, окончил специализированную школу. Доступная по конкурсу школа речевой терапии предлагает пятилетнюю программу обучения. Для подготовки к конкурсу у студентов есть возможность присоединиться к подготовительному классу для школ речевой терапии.

Подготовительный класс для школьных соревнований по речевой терапии

Каждая школа представляет свое собственное соревнование, основная цель которого - проверить, свободно ли кандидат на французском языке. Устный экзамен варьируется в широких пределах и может принимать различные формы.

Школы речевой терапии во Франции

Чтобы стать патологоанатом на речевой основе, учащиеся могут присоединиться к одной из 17 школ патологии речи, которые предоставляют степень патологоанатома речевого языка.

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: развитие речи детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширять и уточнять представления детей о школе и празднике

Активизировать словарь по школьной теме;

Развивать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование множественного числа существительных, словообразование (образовывать однокоренные слова);

Развивать навык фонематического анализа слова;

Развивать навык образования сложносочиненных предложений;

Корректировать особенности интонационной стороны речи, а именно: восприятия и воспроизведения различной интонации предложения (повествовательной и вопросительной);восприятия и воспроизведения логического ударения в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навык составления предложения по картине;

Активизировать зрительное внимание и восприятие;

Развивать тонкую и общую моторику;

Совершенствовать умение подбирать рифму и логически отвечать на вопрос;

Развивать творческое воображение;

Развивать речевой слух, память;

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

Способствовать развитию умения соблюдать правила во время игры;

Создавать условия для стимулирования творческого воображения.

Словарь:

Существительные: осень, сентябрь, день знаний, школа, учитель, ученик, перемена, звонок, школьные принадлежности, учебник, линейка, пенал, ручка, тетрадь, дневник, портфель, звонок, остановка, вопрос и другие.

Прилагательные: осенний, особый, радостный, счастливый, долгожданный, интересный, внимательный, образованный, умный, школьный, звонкий, увлекательное, удивительный и другие.

Глаголы: отмечать, слушать, учить, читать, решать, писать, звенеть, не перебивать, отдыхать, не кричать, помогать, получать, делать, брать, отвечать, петь, рисовать и другие.

Оборудование. Запись песни «Учат в школе»; песни «Дружба» группы «Барбарики» электронная презентация»; макет автобуса, мягкие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А; трехцветные кубики для фонематического анализа слова,школьные принадлежности: портфель, ручки, карандаши, точилки, линейки, учебники, тетради, дневники, пеналы; зеркало, бусы, мягкие игрушки, пластмассовый пистолет, кукла, колокольчик; мяч; полоски для выкладывания схемы предложения,вопросительные знаки и точки; смайлики с эмоциями.

Предварительная работа . Просмотр электронной презентации «1 сентября. День Знаний». Чтение детской классической литературы: А. Барто «Я выросла», «По дороге в класс», «В школу», В. Драгунский «Заколдованная буква», С. Михалков «Школа». Проведение детского праздника «День знаний» с приглашением детского творческого коллектива.

Ход занятия.

Организационный момент.

Цель: Создание эмоционально положительного фона, настроя на работу, знакомство с темой занятия.

Дети входят в кабинет под песню «Учат в школе» на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского. Дети останавливаются в центре кабинета около логопеда.

Логопед. Доброе утро, ребята!

День у нас сегодня необычный. Взгляните в окно.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льётся.

Это время года?

Дети. Осенью зовется.

Логопед. Точно, осенью зовется. А что же происходит в самый первый день осени?

Дети. Дети осенью идут в школу.

Логопед. Правильно, дети 1 сентября идут в школу за новыми знаниями. И вы ровно через год станете школьниками и пойдете учиться в школу. А пока мы еще немного побудим дошколятами, согласны?

Дети. Да, согласны.

Ну, а раз день у нас сегодня необычный, я предлагаю отправиться нам всем вместе в увлекательное путешествие. Посмотрите, какой красивый автобус к нам приехал. Прочитайте, что на нем написано.

Дети читают надпись на автобусе: «Страна знаний».

Логопед. Правильно «Страна знаний». А вам хотелось бы прокатиться в эту удивительную страну?

Дети. Да, хотелось бы.

Логопед. Ну, тогда приглашаю всех поскорее занять свои места в автобусе. Присаживайтесь поудобнее.

Дети садятся в «автобус». Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Этот звонкий колокольчик, почти как школьный звонок, будет нас сегодня предупреждать о том, что автобус приехал на новую остановку. Итак, готовы?

Дети. Готовы!

Логопед. Тогда в путь!

Звучит продолжение песни «Учат в школе».

Основной этап.

Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Ребята, а как же мы поедем в страну знаний? Мы же с вами совсем не знаем правил, которые царят в этой стране. Открою вам секрет: «Страна Знаний» живет по таким же правилам поведения, как и в школе. Как же нужно вести себя в школе? Так?

Появляется слайд с изображением дерущихся детей.

Дети. Нет. На уроке надо слушать учителя, быть внимательным, не отвлекать соседа, на переменах не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями.

Логопед. Правильно, но все ли знают эти правила, мы сейчас и проверим.

Проводится словесная игра «Правила поведения в школе»

Цель: Развитие слухового внимания, речи, мышления, чувства рифмы.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать

Надо руку (поднимать).

На математике считают,

На перемене (отдыхают)

Если друг стал отвечать,

Не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно (руку).

Знай, закончился урок,

Коль, услышал ты… (звонок).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не (кричи).

Логопед. Очень хорошо! Вы все правильно рассказали о правилах поведения в школе. Что делать не нужно в школе, мы с вами уяснили. А что же все-таки в школе ребята делают? (Звонит в колокольчик). Автобус наш делает остановку. А мы с вами выйдем и встанем в круг. Давайте мы еще раз назовем, что ученики делают в школе.

Игра «Подбери слово-действие»

Цель: активизация глагольного словаря.

Логопед приглашает детей выйти в центр кабинета, встать в круг и по кругу передавать мяч, называя слово-действие.

Логопед. Давайте скажем, что же делают ученики в школе?

Дети. Слушать, учиться, здороваться, заниматься, рисовать, писать, считать, читать, запоминать, петь, рисовать, отдыхать, бегать и т. д.

Логопед. Молодцы, смотрите, как много мы узнали о том, чем занимаются дети в школе. Но, нам пора в дорогу. Занимайте свои места.

Дети садятся в автобус, звучит продолжение песни «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик. На доске появляется слайд с изображением остановки под названием «Школа».

Цель:развитие фонематического анализа слова.

Логопед. А мы подъехали к остановке.

Логопед. Ребята, выходите из автобуса. Посмотрите, какие интересные кубики лежат на полу! На них какие-то буквы. Давайте внимательно на них посмотрим, может быть у нас получится выложить из них слово.

Дети с логопедом выходят из автобуса. На полу разбросаны мягкие, большие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А. Дети выкладывают слово «школа» на полу. Если у них не получается, логопед дает подсказку.

Логопед. Ребята, это слово вы чаще других слышали в той песне, под которую входили в кабинет и ехали в автобусе.

Дети. Это слово «Школа».

Логопед. Верно, школа. А что же такое школа?

Дети. Это место, где дети учатся, получают новые знания.

Логопед. А сколько звуков в этом слове?

Дети произносят все звуки по порядку и считают их.

Дети. Пять звуков.

Логопед. Молодцы, все верно. А теперь разбейтесь на пары и постарайтесь выполнить задание: на полу лежат кубики трех цветов, каждая пара должна будет выбрать нужное количество кубиков и составить звуковую схему к слову «школа». Задание выполняем на столах.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

Логопед. Давайте проверим, все ли справились с заданием?

На доске появляется слайд с изображением школы и четырех звуковых схем к слову «школа». Дети выбирают правильную, остальные исчезают.

Логопед. Отлично справились с заданием. Но нам уже пора ехать дальше.

Логопед звонит в колокольчики приглашает детей сесть в автобус. Звучит продолжение песни «Учат в школе».

Логопед. Следующая остановка «Пальчиковая разминка».

Цель: развитие ритма, развитие памяти, мелкой моторики, координации речи с движением.

Логопед. Ребята, вы так старались, выкладывали схемы из больших кубиков, наверное, ваши ручки немного устали. Давайте немного поработаем пальчиками, чтобы они немного отдохнули.

Дети с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «В школу».

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду, Дети «шагают» пальчиками по коленям.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. Загибают по одному пальчику на обеих руках

Грозят указательным пальчиком правой руки

Логопед. Ну что ж, хорошо размяли пальчики, а нам пора в дорогу.

Снова звучит песня «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Следующая остановка «Соберем портфель».

Цель:развивать умение отвечать полным предложением, образовывать сложносочиненные предложения.

Логопед приглашает детей выйти из автобуса. Вместе с детьми подходят к столу, на котором лежат школьные принадлежности вместе с различными другими предметами.

Логопед. Ребята, смотрите, кто-то забыл свои вещи. Здесь так много всего. И даже портфель кто-то оставил. Наверное, какой-то не очень прилежный ученик. Может мы ему поможем собраться в школу?

Дети. Да, давайте поможем.

Логопед. Тогда каждый из вас пусть возьмет по два предмета, один из которых обязательно пригодится в школе, а другой там не нужен, положит нужный предмет в портфель, а другой оставит в этой корзине. А про свои предметы вы должны сказать красивым полным предложением. Например, «В школе мне пригодится пенал, а погремушку я оставлю малышам».

Дети выбирают по два предмета.

1 ребенок. В школу я возьму тетрадь, а фонарик я оставлю в саду.

2 ребенок. В портфель я положу ручки, а мягкую игрушку я отдам младшему брату.

3 ребенок. В школу я возьму линейку, а мыльные пузыри буду пускать на улице и т. д.

Логопед. Ребята, а как одним словом назвать все те предметы, которые мы сложили в портфель?

Дети. Школьные принадлежности.

Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. Поспешим на следующую остановку.

Логопед звонит в колокольчик. Дети садятся в автобус.

Дети «едут» под песню «Учат в школе».

Логопед. Ну что ж, а мы продолжаем путешествие.

Следующая остановка «Семейка слов» .

Цель:развитие умения образовывать однокоренные слова.

Логопед. Ребята, напомните мне еще раз, что делают дети в школе?

Дети. Учатся.

Логопед. А как называют детей, которые учатся в школе?

Дети. Ученики.

Логопед. А кто учит детей в школе?

Дети. Учитель.

Логопед. Как называются специальные книги, по которым занимаются ученики?

Дети. Учебники.

Логопед. А как называют человека, который много-много учился, очень много узнал, стал очень умным и образованным?

Дети. Ученый.

Логопед. Ребята, а вот говорят, что не ученье - тьма, а что-же тогда свет?

Дети. Ученье.

Логопед. Ребята, какие вы молодцы, какую большую семейку слов составили! А мы подъехали к следующей остановке.

Ну, я даже немного устала. А вы? Учиться нелегко согласны? Предлагаю немного отдохнут и подвигаться под музыку. Но прежде ответьте мне на один вопрос: какими должны быть ребята и в саду, и в школе, и в «Стране Знаний»?

Дети. Дружными.

Логопед. Правильно, дружными и никогда не сориться.

Звучит песня группы «Барбарики» Дружба.

Динамическая пауза.

Цель:развитие общей моторики, смена деятельности, развитие чувства ритма.

Дети выполняют движения под музыку за логопедом.

Логопед. Отлично подвигались, а нам пора к следующей станции. Присаживайтесь на свои места.

Игра «Составь предложение».

На доске появляется слайд с сюжетной картиной «Учитель ведет урок».

Цель. Развитие навыка составления предложений по сюжетной картине, развитие навыка воспроизведения интонации (повествовательной и вопросительной, развитие навыка воспроизведения логического ударения в предложении.

Логопед. Ребята, внимательно посмотрите на то, что изображено на доске и попробуйте составить предложение.

1 ребенок. Учитель ведет урок.

2 ребенок. Дети поднимают руку.

3 ребенок. Ребятам нравится учится в школе.

4 ребенок. Идет урок математики и т. д.

Логопед. Очень хорошие предложения вы составили. А давайте попробуем посчитать количество слов в ваших предложениях и составить схемы этих предложений. Для этого снова разбейтесь на пары и подойдите к столам. Первое предложение: «Учитель ведет урок.»

Дети выкладывают схему предложения из полосок.

Логопед. Ребята, с какой буквы начинается предложение?

Дети. С большой, потому что начало предложения пишется с большой буквы.

Логопед. А какой знак вы поставили в конце предложения?

Дети. Точку, потому что это повествовательное предложение.

Логопед. А если в конце поставить вопросительный знак, каким станет это предложение?

Дети. Вопросительным.

Логопед. Верно, вопросительным. А как же оно будет звучать?

Дети. Учитель ведет урок?

Дети. Ведет.

Дети. Учитель ведет урок?

Логопед. Молодцы, а теперь слово урок.

Дети. Учитель ведет урок?

Логопед. Вот видите, ребята, слова в предложении остались одинаковыми, а в зависимости от того слова, которое вы выделили голосом, меняется смысл сказанного. Поехали дальше?

Дети присаживаются на свои места в автобус.

Логопед. Станция «Математика».

На доске появляются слайды с различным количеством школьных принадлежностей.

Игра «Скажи по образцу».

Цель: Развивать умение согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных, развивать элементарные математические представления.

Логопед. Давайте посчитаем предметы и точно назовем их. Например, одна точилка, три точилки, много точилок.

1 ребенок. Один пенал, три пенала, много пеналов.

2 ребенок. Одна ручка, две ручки, много ручек.

3 ребенок. Одна кисточка, четыре кисточки, много кисточек.

4 ребенок. Один карандаш, пять карандашей, много карандашей.

Если ребенок неправильно называет, логопед просит помочь остальных ребят и все вместе еще раз четко повторяют.

Заключительный этап.

Цель: итог деятельности, развитие умения оценивать свое эмоциональное состояние.

Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. А наше путешествие в «Страну знаний» подошло к концу. Вам оно понравилось?

Логопед. Я со своей стороны хочу пожелать вам, в следующем году, когда вы пойдете в школу, очень хорошо учиться только на четверки и пятерки, слушать учителей, родителей, вырасти умными, добрыми, образованными людьми.

А сейчас я вам раздам по два смайлика, а вы, пожалуйста выберите тот, который соответствует сейчас вашему настроению.

Дети выбирают смайлики.

Людмила Кондрова

правление образования г. Рузаевка

МДОУ «» Детский сад «Радуга»

Структурное подразделение

«Детский сад № 13»

Комплексное занятие в подготовительной логопедической группе ФФН

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ШКОЛУ »

Подготовила :

воспитатель

Кондрова Л. И.

Цель :

Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

Упражнять в составлении и чтении слов;

Совершенствовать умение детей составлять предложения и рассказ по опорным картинкам;

Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление;

Упражнять детей в создании образа с помощью нетрадиционной техники

рисования «печатание спичечным коробком» ;

Развивать у детей интерес к школе , учебной деятельности.

Коррекционно-речевые задачи :

Активизировать словарный запас детей по теме «Школа » ;

Закреплять правильное звукопроизношение;

Упражнять в подборе слов противоположных по смыслу;

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование :

Лист бумаги разделенный на 5 квадратиков (для кроссворда, «камешки» (большие детали из строительного набора с буквами, атрибуты для инсценировки, предметные картинки со школьными принадлежностями , с игрушками, колокольчик, игрушка Незнайка, мнемотаблица по теме «Школа » , аудиозапись для проведения физкультминутки.

Ход занятия

Воспитатель : Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное и познавательное путешествие . Но куда мы отправимся, я не скажу. Вы сами должны догадаться, разгадав кроссворд. Но прежде ответьте н6а мои вопросы.

Чем отличается звук от буквы?

Чем обозначается звук на письме? (Ответы детей )

(Загадывает загадки. Дети определяют первый звук в отгадке и обозначают его буквой)

1. Если снег и стужа,

Если ветер на дворе,

Чтобы не был ты простужен

Домик нужен голове.

(Шапка)

2. Траву жует, громко ревёт,

Спереди вилы, сзади метла

Травы наелась - молока дала.

(Корова)

3. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

4. Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост как синее стекло

Скользко, весело, светло.

(Лёд)

(Дети отгадывают и в кроссворде получается слово «Школа » )

Воспитатель : Давайте отправимся в школу . Но сначала, я хочу задать вам несколько вопросов. В детском саду проводятся занятия , а в школе ? (Уроки)

В детском саду вы приходите в группу , а в школе ? (В класс)

Молодцы! Начинаем наше путешествие . По дороге нас будут подстерегать различные трудности, а преодолеть их помогут ваши знания, смекалка и дружба. Итак, отправляемся.

Вот и первое препятствие. Перед нами болото. Его можно пройти по камешкам, но сделать это может тот, кто различает гласные и согласные звуки.

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответы детей )

Воспитатель : Вы уже знаете, что звуки на письме обозначаются буквами. Вы должны пройти по камешкам, которые обозначены гласными буквами.

(Дети выполняют задание)

Все прошли? А теперь назовите эти буквы. (Ответы детей )

Воспитатель : По дороге в школу поиграем в игру «Наоборот»

(Дж. Чиарди)

Скажу я слово «высоко» ,

А ты ответишь…. (низко) .

Скажу я слово «далеко» ,

А ты ответишь… (близко) .

Скажу я слово «потерял» ,

И скажешь ты… (нашёл) .

Скажу тебе я слово «трус» ,

Ответишь ты (храбрец) .

Теперь скажу «начало» ,

Ты отвечай… (конец) .

Вот мы и пришли в школу . Проходите в класс.

В школе каждому ученику нужны «помощники» , это школьные принадлежности . Вот и Незнайка собрался в школу , сложил в ранец разные предметы. Он не знает, что такое школьные принадлежности и для чего они нужны. Поможем Незнайке разобраться.

Игра «Что лишнее»

Воспитатель : Молодцы, ребята! Теперь Незнайка знает, что такое школьные принадлежности .

Воспитатель : Я хочу вам представить ещё три предмета, необходимые в школьной жизни . Они не могут обходиться друг без друга, но иногда ссорятся.

(Подготовленные дети инсценируют басню О. Кабанова)

Сегодня Классная доска

Сказала Мелу с высока :

Смотри с меня не сводит глаз

Весь класс!

А ты - пачкун!

Спасибо мокрой тряпке

Что стёрла за тобою грязь :

Твои каракули, крючки, царапки!

Эх, ты, хвастунья!

Тряпка возразила.

Когда бы не писал слова и цифры Мел

Никто бы на тебя и не смотрел!

Воспитатель : По - моему Классной доске стало стыдно, она всё поняла и первой помирилась с мелом. Очень бы хотелось, чтобы такие хвастунишки встречались только в баснях и чтобы никто из ребят никогда не вел себя, как зазнайка.

Ещё я хочу познакомить вас с правилами, которые должен знать и выполнять каждый школьник .

(Читает стихотворение и сопровождает слова соответствующими действиями. Дети повторяют.)

Учитель спросит –

Надо встать.

(Встают)

Когда он сесть позволит –

(Садятся)

Ответить хочешь-

А только руку подними.

(Поднимают руки) .

А сейчас проверим, какие вы внимательные и сообразительные. Эти качества очень нужны школьнику .

А заодно узнаем, чему вы научились в детском саду.

Задание «Зашифрованное слово»

(Дети вписывают буквы по обозначенным цифрам)

Пальчиковая гимнастика «В школу »

В колу осень пойду,

Там друзей себе найду

Я таким учёным буду,

Но свой садик не забуду.

Воспитатель предлагает детям составить предложения по опорным картинкам на тему «Школа » .

Воспитатель : Молодцы, ребята!

Познакомьтесь ещё с одним школьным «помощником» - звонком (звенит колокольчик) .

Звонок будет звать нас на урок, а когда он кончится, снова зазвенит. Это значит начинается перемена. Можно отдохнуть.

Физкультминутка

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

На солнце прячется слегка-

Увы! - И нет снеговика.

Воспитатель : Закончилась перемена. Начинается урок рисования. Изобразите школу , в которой вы будете учиться , а вечером подарите свои рисунки родителям.

(Дети рисуют школу , используя спичечные коробки – печатают, обмакивая их в гуашь).

Вот и закончилось наше путешествие . Что вам понравилось в школе ? (Ответы детей )

Педагог обобщает ответы и делает вывод :

Все дети были внимательны, сообразительны и хотят учиться в школе , где они многому научаться.

Дети поют песню «Чему учат в школе » сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.

Р – 1 Н- 3 Ц-5



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!