Что делать, если у ребенка депрессия. Депрессии у детей Депрессия у мужчин и женщин: в чем отличия

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях. Депрессия в детском возрасте отличается от у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния. Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе. Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелой форме депрессии могут появляться , иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важна в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психиатра всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные , физиологические , психологические , социальные . На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей. С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, , а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии , связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли ( , зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно. Могут наблюдаться панические и — учащенное сердцебиение, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность. Подобные недомогания могут быть как разнообразными , резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе. На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное. Может наблюдаться медлительность, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины , объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к детскому психиатру .

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния. Для школьников и подростков, страдающих депрессией, возможна ранняя диагностика депрессии у детей. Диагноз ставится на основании физического осмотра, психологических тестов, лабораторных исследований.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии включает в себя сеансы лечебной психотерапии , при затяжной депрессии могут применяться антидепрессивные медикаментозные препараты, назначаемые врачом, постоянное оценивание состояния, возможно также психиатрическое лечение. К психотерапевтическим методам лечения относятся: когнитивно-поведенческая терапия , направленная на выработку у детей определенного образа мышления, поведения, элементы межличностной терапии , сфокусированные на налаживании отношения ребенка с окружающими, а также семейная терапия , в которой принимает участие вся семья. Детские депрессии у самых маленьких детей лечат применением методов игровой терапии . К медикаментозным препаратам относится — единственный антидепрессант, одобренный для употребления детьми.

Реже применяются нетипичные антидепрессанты ( ) и трициклические антидепрессанты ( , дезипрамин ), имеющие ряд побочных эффектов. Важно отметить, что безопасность антидепрессантов при употреблении детьми до конца не изучена.

Наибольшую эффективность доказал метод лечения, сочетающий сеансы когнитивно-поведенческой терапии и регулярного приема флуоксетина. При очень запущенных вариантах заболевания возможна госпитализация. Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Лечение депрессии у детей в домашних условиях включает сбалансированное питание, регулярное занятие спортом, полноценный сон. Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

Доктора

Лекарства

Профилактика детских депрессий

Риск возникновения депрессии можно снизить, если воспитывать ребенка в семьях со спокойной психологической ситуацией , где отношения уравновешенные и добрые. Важно уважать ребенка и его настроения как в семье, так в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики ребенка. Необходимо, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение, смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон. Нужно проводить с ним как можно больше времени — разговаривать, совместно решать возникающие проблемы.

Молодым родителям полезно знать симптомы депрессии у детей 3 лет. Болезни «молодеют» с каждым годом, депрессия у детей — это явление частное и требующее неотложного внимания со стороны взрослых и квалифицированной помощи различных специалистов. Современное общество настолько высокоразвитое, что порою человек не может совладать с потоком информации и успешно развиваться в нем, поэтому депрессия становится спутником жизни людей и особенно касается детей в возрасте трех лет. Почему возникает депрессия у ребенка 3 лет? Как лечить заболевание и способы выявления депрессии необходимо рассмотреть.

Особенности развития ребенка 3 лет

Особенности развития малыша третьего года жизни заключаются в интенсивном физическом росте и изменениях в психоэмоциональной сфере. Малыш учится размышлять, открывая для себя свойства объектов и предметов, расширяются сенсорные возможности ребенка, которые обеспечивают перцептивную, моторную и речевую активность. У детей меняется восприятие предметов.

Изменения в психоэмоциональной сфере обусловлены расширением зон общения ребенка с взрослыми, детьми, детским коллективом, овладением речевыми средствами и развитием их самостоятельности.

Вернуться к оглавлению

Признаки депрессии у ребенка

Депрессия у детей характеризуется изменениями в поведении и привычках, не замечать которые родитель не может. Чаще подверженные депрессии те дети, которые относятся к типу темперамента «холерик» и «флегматик». Сангвиники и меланхолики переживают депрессивные состояния быстрее и способны занимать себя различными видами деятельности. Основные признаки депрессии в трехлетнем возрасте это:

  1. Замкнутость. Малыш не хочет общаться с людьми, мало разговаривает, проявляет нежелание общения с мамой и отстраняется от нее. При попытках поговорить или занять чем-либо ребенка, он проявляет нежелание и протест и поддается только через долгие уговоры или с помощью мотивации (конфета или новая игрушка) и выполняет действия как тяжелую работу. Малыш чаще проводит время в одиночестве, уединяется в уютные места.
  2. Отсутствие аппетита. Ребенок отказывается от еды, порою даже от любимых блюд и не пьет жидкость, при этом не ощущает голода. Порцию не съедает, и заставить съесть полностью невозможно, начинает плакать.
  3. Приступы агрессии. Проявление агрессии и жестокого отношения к игрушкам и домашним животным, является признаком депрессии. В этом случае ребенок обижает игрушки, наказывает, причиняет им воображаемые раны.
  4. Нарушение сна. Малыш долго не может уснуть, наутро встает поздно. Часто, процесс засыпания сопровождается подергиванием конечностей, вздрагиваниями и вздыханием во время сна. Ребенок становится капризным, но не плаксивым (важно заметить это).
  5. Страхи. Проявления страхов в возрасте трех лет является ненормальным явлением и должно привлечь внимание родителей. Малыша одолевает страх одиночества, смерти (как бы удивительно это ни звучало), боязнь темноты.

Симптомы депрессии у детей часто совпадают с симптомами различных заболеваний: простуда, кишечные инфекции, анемия и это может привести к ложным диагнозам, поэтому следует самостоятельно разобраться в смене поведении ребенка и только потом обращаться к врачу, Только квалифицированный специалист в области психологии поможет малышу выйти из состояния депрессии.

Низкая физическая активность. Малыш способен лежать или сидеть целый день, при этом абсолютно ничем не играясь. Походка становится вялой, пропадает подвижность и активность, наблюдаются нарушения координации движений. Проявления слабости мышц нижних конечностей у малыша должно стать сигналом для обращения родителей к врачу.

Соматические проявления: боль в животе, в ногах и руках, суставах и спине, головная боль, головокружение. Симптомы возникают без причины, и малыш не может справиться с ними самостоятельно. Родителям приходится обращаться за помощью в больницу.

Вернуться к оглавлению

Причины депрессии у детей 3 лет

Причины депрессии у ребенка могут быть разные: от смены настроения и психофизиологических особенностей организма до стиля воспитания в семье. Разлука с мамой способна спровоцировать у ребенка нервное расстройство. Малыша посещает чувство одиночества, брошенности, он не может понять и объяснить переживания тоски, вместо этого, ребенка посещает депрессия. Даже разлука с мамой на час, при неправильной мотивации, способна нанести удар по хрупкой психике маленького ребенка. С малышом нужно разговаривать и объяснять ему взрослые вещи и явления с малых лет.

У малыша происходит смена чувств и ощущений с тактильных на социальные. Он учится поведению, развитию и проявлению собственного эго в новой среде. У ребенка появляются первые переживания о себе, своих достижениях, успехах и неудачах. До трех лет малыш был пассивным участником в окружающей действительности, в три года он становится активным деятелем в социальной среде, в этот период и возникает депрессия.

Потеря или разлука с близким другом, это может быть любимая игрушка или домашнее животное. Разлука с любимой вещью является причиной возникновения тоски и тревоги, что в последствии приводит к детской депрессии.

Ребенок и депрессия очень сложное явление в психологии и психотерапии, период терапии длится от 2 недель до нескольких месяцев, а полное восстановление психики происходит через месяц после лечения и только при благоприятных условиях жизни и развития малыша. Как помочь маленькому ребенку справиться с депрессией? Роль родителей в процессе лечения.

Вернуться к оглавлению

Как помочь ребенку выйти из депрессии?

Самостоятельно маленький ребенок не справится с таким серьезным психическим расстройством, как депрессия, и родители самостоятельно не смогут его вывести с этого состояния, если не имеют образования психолога или терапевта, поэтому в случае проявления депрессивных состояний у малыша, необходимо обратиться к педиатру. Детский доктор разберется с причинами изменениями в поведении ребенка и определит пути лечения.

Как правило, лечение депрессии у детей заключается в восстановлении психологической и эмоциональной сферы ребенка при поддержке психолога или психотерапевта, выявление страхов, а также восстановление режима дня и питания.

  1. Восстановление психологической сферы малыша. Психолог работает с психикой ребенка определенными методами: беседы, тренинги, аутотренинги, песочная терапия и др. Помощь родителей заключается в создании для ребенка комфортной и уютной обстановки, создание ситуации успеха малыша. На этой стадии лечения, ребенку нужно понять, он главный в жизни родителя, что человек это наивысшая ценность в мире и главнее его нет никого, но формировать эти образы нужно осторожно, чтобы не воспитать вместе с этим эгоизм.
  2. Восстановление эмоциональной сферы. Для этого взрослые должны помочь малышу принять действительность: объяснить причины происходящих событий, создать комфортную обстановку дома, добавить в жизнь ребенка новые эмоции.
  3. Организация правильного режима дня ребенка: четко разграничить время игр и отдыха, сна и бодрствования, и жить только по этому режиму.
  4. Сбалансировать питание. Правильное питание, сбалансированный рацион, необходимые витамины и минералы, поступающие в организм ребенка с пищей, способны помочь ребенку восстановить жизненный тонус.
  5. Детская депрессия успешно лечится добрыми сказками, мамиными колыбельными и хорошими стихотворениями.

Разлука родителей. Маленький ребенок от рождения нуждается как в материнской, так и в отцовской ласке, он ощущает на себе настроение родителей и сильно привязан к ним. Доказано специалистами в психотерапии, когда между родителями начинаются ссоры и разногласия, это негативно влияет на эмоциональное состоянии малыша, притом что малыш может не слышать ссор. Негативные посылы передаются на энергетическом уровне. В этом случае ребенок ощущает тревогу, депрессия появляется с момента осознания, что один родитель ушел из семьи и больше не живет с ним вместе. Чувство одиночества, брошенности постоянные спутники ребенка в этом случае.

Физическое воздействие на ребенка. Воспитание с применением физических наказаний, прямым путем провоцируют депрессию. В то время, когда малыш активно познает мир, который просто «давит» на него информацией, над ребенком совершают физические расправы. Конечно, малышу приходится сложно, он замыкается, уходит в себя.

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от "печальных, меланхолических, грустных" настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под "депрессией" у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни "депрессивное расстройство".

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно "депрессия"). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона "стресса" (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов , которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. "зимних" депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. "социального отступления" у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды "мятежа" и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
- постоянное состояние печали (уныния);
- постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
- низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
- длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
- "социальное отступление" (например, желание ограничить число социальных контактов);
- бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
- пониженный или повышенный аппетит;
- чувство постоянной усталости;
- трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
- злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
- пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован ), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.

Психоэмоциональные расстройства молодеют с каждым годом. Это связано с общей невротизацией населения земного шара. Неврозы, психозы, депрессии стали постоянными спутниками жителей крупных городов, поэтому трудно ожидать, что наше поколение может вырастить детей с совершенно здоровой нервной системой и психикой. И все-таки каждому родителю хочется знать, что он может сделать для благополучия любимого чада.

Детская депрессия – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в определенных поведенческих и соматических симптомах. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. Именно с этим связаны участившиеся случаи самоубийства среди подростков.

Депрессия у детей проявляется по-разному, через разные симптомы, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Трудности с диагностикой этого недуга в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте возникают потому, что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть, печаль, тоску». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражена через соматические симптомы, то есть различного рода физические недомогания у ребенка. Это приводит лишь к длительным и мало результативным походам по врачам, и, увы, к закреплению болезни в психике и нервной системе малыша.

Как вовремя распознать заболевание? Из-за чего оно может возникнуть? Как предотвратить переход болезни в хроническую стадию? Ответы на эти вопросы разнятся в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим подробнее каждую возрастную категорию.

Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

  1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
  2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
  3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
  4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
  5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
  6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).

Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  • снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
  • задержка в прибавке веса;
  • моторная заторможенность, замедленность движений;
  • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
  • плаксивость, капризность.

При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.


Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

  • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • стремление к уединению, избегание контактов;
  • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса. Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.


Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

  1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
  2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.

Наиболее подвержены развитию депрессии дети-меланхолики, со слабой и неустойчивой нервной системой. Но даже такому ребенку можно помочь укрепить свое психическое здоровье.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  1. Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  2. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  3. Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  4. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» – лечение у детского психотерапевта.

Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.


Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

  1. Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
  2. Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
  3. Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.


Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

Симптомы заболевания могут быть те же, что и в предыдущей возрастной группе. Но к ним добавляются существенные перепады настроения, гнев, раздражительность.

Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии у детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

  1. Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
  2. Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и т.д.
  3. Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
  4. Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
  5. Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).

Вам также может быть интересно

О. Лапши н

Введение

Эта картина не уходит из моей головы: я стою один, все мои одноклассники - за моей спиной. Они смотрят… пристально, не отводя глаз… Никто из них не находит в себе смелости подойти и встать рядом. Сам я уже не могу больше стоять на земле…

Я не могу прекратить чувствовать это, не могу изменить это состояние сам, не могу сделать правильный шаг… Мне нужна помощь… (Из истории Миши К., 13 лет)

Этот небольшой пример позволяет понять, что может ощущать ребенок, страдающий депрессией: одиночество, страдания, боль, тоска, уныние и отчужденность от окружающих людей, друзей, одноклассников, учителей, родителей.

Детская и подростковая депрессия - это реальность, и сегодня она встречается все чаще и чаще. Ее можно перепутать с периодом взросления, признаки которого перекликаются с симптомами депрессии. В каждом периоде развития ребенка родители и окружающий мир ожидают вполне конкретных особенностей поведенияния: когда он должен начать ходить, говорить, самостоятельно держать ложку с кашей, спать без света, заводить друзей, принимать решения и нести ответственность за поступки. Родители подростка готовы к тому, что его эмоции, мысли, настроение и поведение могут меняться стремительно. Иногда это происходит незаметно и не причиняет дискомфорта окружающим, иногда контраст может быть довольно выразительным.

Для ребенка или подростка каждое происходящее события – маленький стресс: замечание учителя, неодобрительные слова родителей, ссора с одноклассниками. Под влиянием таких событий переходы от печали к радости могут случаться по многу раз в день. Большинство справляется с такими мини стрессами незаметно для себя.

Когда же стресс становится частым, когда ребенок имеет предрасположенность к заболеванию или не находит поддержки окружающих, может возникнуть депрессия.

Так же как и с депрессией у взрослых, депрессия у детей и подростков – это психическое расстройство, требующее незамедлительного участия родителей и обращения к специалисту.

Причины и течение депрессии

Как часто у детей бывает депрессия?

У детей до 12 лет (или до периода полового созревания) депрессия встречается относительно редко – у 1 из 50 детей (то есть, 2%) бывают когда-либо серьезные эпизоды депрессии. Однако, начиная с периода полового созревания, частота депрессии возрастает. Один из 15-20 подростков испытывал когда-либо депрессию (это уже 5-8%), и уже начиная с 15 лет подростки страдают депрессией так же часто, как и взрослые. До 12 лет случаи депрессии одинаково наблюдаются у мальчиков и у девочек. После 12 лет девочки-подростки страдают депрессией в 3 раза чаще мальчиков (данные Всемирной организации здравоохранения).

Чем депрессия у детей отличается от депрессии у взрослых?

Депрессия у детей до 12 лет - это, вероятно, неоднородное заболевание. То есть, это может быть начавшаяся «взрослая» рекуррентная депрессия, обусловленная наследственными (биологическими факторами). Но, чаще, депрессия в этом возрасте возникает подействием психотравмирующих факторов: смерть близкого человека, проблемы в семье, конфликты, пренебрежение ребенком, развод, а также неудачи в школе, разлука с друзьями и т.п. Начиная с подросткового периода (около 12 лет) депрессии все более становятся «взрослыми», то есть, они больше похожи на депрессии у взрослых. С 15 лет депрессия у подростков лишь немного отличается от депрессии у взрослых.

Как протекает депрессия у детей и подростков?

Короткий ответ – Ппримерно так же, как у взрослых. Приступы длятся в среднем 7-8 месяцев, но могут быть и гораздо короче, и длиннее – длиться годами. Между такими приступами нарушений обычно нет, или они слабые. Если был только один эпизод, то у большинства в течении 2-5 лет приходит следующий (то есть, в течении 5 лет у 70% будет новый эпизод).

Детская депрессия реже переходит в депрессию у взрослого (в меньше чем в половине случаев). Депрессия у подростков чаще всего (в 70% случаев) продолжается и после 18 лет. Здесь в половине случаев может возникнуть биполярное расстройство, чаще 2 типа. У тех, у кого приступы депрессии продолжаются и после 18 лет, часто (у каждого второго) развивается биполярное расстройство, обычно второго типа – с преобладающими депрессиями и короткими периодами повышенного настроения или активности. Депрессия в детском и подростковом возрасте не влияет на риск возникновения шизофрениией или других психотических заболеваний.

Проявления депрессии

Какие обычные проявления депрессии у детей и подростков?

Главные проявления депрессии схожи с симптомами у взрослых. У ребенка долгое время (больше двух недель) почти каждый день сниженное настроение, усталость, неспособность усидеть на месте (или наоборот – он становится менее подвижным, чем обычно). Теряется интерес к прежним любимым занятиям, игрушкам, еде. Ничто не приносит удовольствия. Может быть чувство вины, низкая самооценка, ребенок чаще плачет. Могут быть нарушения сна – неспособности заснуть нормально, плохой сон, или увеличении времени сна.

Какие особенности проявления депрессия у детей?

Во время депрессии дети, чаще, чем взрослые, становятся раздражительными, агрессивными, непослушными, возникают приступы истерики и плача, жалобы на здоровье, например, на боли в животе, головные боли, и нежелание общаться с родными и друзьями. Ребенок становится очень чувствительным к тому, что его отвергают – родные или сверстники. Повышенная отвлекаемость и неспособность усидеть на месте могут вести к проблемам с учебой. У ребенка могут появляться мысли о смерти, страх своей смерти или смерти родителей. Эти проявления чаще бывают наряду с другими, более обычными симптомами депрессии, но реже и без них.

Какие особенности депрессии у подростков?

У подростков, особенно после 15 лет, депрессия, по сути, такая же, как и у взрослых. Но взрослые могут принять ее проявления просто за особенности переходного возраста. У многих подростков с депрессией возникают нарушения взаимоотношений с родителями, родственниками, проблемы в школе, они начинают принимать наркотики или выпивать, и т.п. Эти проблемы могут сопровождать его уже во взрослую жизнь.

Какая вероятность самоубийства у детей и подростков?

Даже у ребенка до 8 лет при депрессии могут появиться мысли о самоубийстве. Но вероятность реальной попытки его осуществить у детей до 12 лет очень мала. У подростков вероятность попытки самоубийства увеличивается, и после 15 лет риск самоубийства при депрессии такой же, как и среди взрослых. По некоторым данным, в России ежедневно совершают суицид 5-6 человек до 18 лет. То есть, последствия нераспознанной депрессии могут быть самыми печальными. Если возникли существенные опасения относительно самоубийства, необходимо незамедлительно обратиться к специалисту и, вероятно, пройти лечение в больнице.

Какие проблемы могут возникнуть при распознавании депрессии у детей и подростков?

Взрослые часто не склонны принимать переживания ребенка и подростка всерьез. Они больше обращают внимание на проблемы с поведением или со здоровьем. Например, ребенок плохо ведет себя в школе, дерется со сверстниками, или жалуется на постоянную усталость, разнообразные боли. Сам ребенок (как иногда и подросток, и взрослый), если его особо об этом не расспрашивать, может и не говорить о своем плохом настроении, отсутствии удовольствия в жизни (ангедонии) и других переживаниях. Во многих семьях родители не могут или не хотят уделить достаточно внимания нуждам ребенка. Наконец, границу между требующей лечения депрессией и нормальными переживаниями у ребенка определить труднее, а депрессию в любом возрасте люди склонны не считать болезнью.

Какие другие психические расстройства встречаются у детей вместе с депрессией?

У каждого второго ребенка с депрессией есть какое-либо еще психическое расстройство. Прежде всего это тревожные расстройства, например, ребенок боится (больше, чем обыкновенные дети) незнакомых мест, людей, отвечать на уроке, ездить в незнакомые места, оставаться наедине, боится смерти. Затем, вместе с депрессией может встречаться расстройство поведения, то есть, ребенок (а чаще подросток) становится агрессивным и непослушным. У подростков к депрессии может присоединяться злоупотребление алкоголем и наркотиками.

Когда ставят диагноз депрессии у ребенка?

Так как проявления депрессии у ребенка часто неопределенные, то без особой необходимости диагноз депрессии ребенку не ставят. Безусловные основания для диагноза – это отчетливые проявления депрессии, значительно нарушающие жизнь ребенка, его учебу и самочувствие, а также мысли о самоубийстве. В других случаях, когда явно видна причина депрессии, хотя ребенок реагирует на нее уж слишком глубоко, врач может ограничиться диагнозом «нарушение адаптации с депрессивным аффектом» (то есть, депрессивными переживаниями). Первоочередное лечение в любом случае – психологическое консультирование и психотерапия.

Может ли депрессия пройти сама собой?

Если говорить об одном приступе депрессии, то при легкой депрессии 7 из 10 детей поправится и без какого-либо лечения. При депрессии средней тяжести и тяжелой – только 3 из 10 подростков или детей могут выздороветь сами. Если говорить о депрессии, как о заболевании, то у каждого второго ребенка до 12 лет и у 3 из 10 подростков депрессия ограничивается 1-2 приступами. Выздоровлению способствует и то, что родители и взрослые вокруг реагируют на состояние ребенка, и стараются помочь ему, разрешить ситуацию, которая привела к депрессии. Однако не стоит «на глаз», без консультации специалиста попытаться оценить тяжесть депрессии, и успокаивать себя, что «пройдет и так».

Лечение депрессии

Как часто дети с депрессией получают необходимое лечение? К сожалению, далеко не всегда. Так, дети с депрессией часто жалуются на боли в животе, недомогание, поэтому они нередко наблюдаются по поводу хронического холецистита, хронического гастрита, цистита, тонзиллита, ревматизма, вегето-сосудистой дистонии.

Как лечат депрессию у детей и подростков ?

При легкой депрессии и очевидной ее причине – достаточно внимательного отношения к ребенку, уменьшения стрессов, по возможности используется психотерапия и природные препараты (рыбий жир и зверобой). При депрессии средней тяжести тоже по возможности сначала лучше попытаться использовать психотерапию, и если ее эффект недостаточный через 4-6 недель – возможно начать лечение антидепрессантами. При тяжелой депрессии, когда обычная жизнь ребенка значительно нарушена, есть мысли о самоубийстве – лучше тоже начать лечение с психотерапии, но возможно прибавить антидепрессант спустя короткое время, если не идет улучшение, или даже в самом начале. При тяжелой депрессии у ребенка или подростка надо обсудить, не лучше ли первые 3-4 недели подобрать необходимое лечение в больнице.

Насколько эффективно лечение депрессии у детей и подростков?

Наиболее действенным лечением будет сочетание психотерапии и медикаментов. Если же применение медикаментов сопровождается сильными побочными эффектами или по каким-то причинам невозможно, применяются различные методики психотерапии. Эффективность не столь высока как в первой ситуации (в первом варианте успех может быть у 7 из 10 детей, во втором – у 4 из 10).

Как психотерапия используется при лечении депрессии у детей?

Психотерапия у детей и подростков является наиболее предпочтительным методом лечения в легких и среднетяжелых случаях, в особенности, если депрессия связана с психотравмирующими событиями.. У детей и подростков могут использоваться несколько видов психотерапии, в особенности когнитивно-поведенческая психотерапия. Другие методы (межличностная психотерапия и поведенческая активация) менее известны в России. Широко применяются различные виды семейной психотерапии (когда на сеансы приходят и родители, и ребенок), групповой, игровой психотерапии. В больших, а часто и в маленьких городах всегда есть психологи или психотерапевты, которые работают с детьми, хотя, конечно же, лучше найти специалиста, который имеет опыт именно в детской психотерапии при депрессии.

Какие природные препараты могут использоваться для лечения депрессии?

У детей, как и у взрослых, в качестве дополнительного лечения могут использоваться рыбий жир (а точнее, его компонент - омега-3-жирные кислоты) и препараты зверобоя (гиперурикума). Обычно они продаются в капсулах. Они могут использоваться как вместе, так и по отдельности. Эти препараты обладают слабым антидепрессивным эффектом, и при этом практически лишены нежелательных эффектов. Эффект от лечения ими развивается в течении 6-12 недель, и лечение необходимо продолжать в течение 6-9 месяцев при одиночном приступе депрессии, и 2-3 года – если эпизодов депрессии было больше одного. Если начато лечение антидепрессантом, то использование рыбьего жира можно продолжить, а вот прием препаратов зверобоя лучше прекратить.

Как рыбий жир (омега-3-жирные кислоты) может использоваться при лечении депрессии?

Дозы омега-3-жирных кислот для лечения депрессии выше, чем просто для профилактических целей («для здоровья»), и составляют 1,5-2 грамма. Обычно такая доза содержится в 4-6 капсулах рыбьего жира (лучше рассчитать исходя из информации на упаковке). Побочных эффектов обычно нет, или они доставляют лишь небольшие неприятности. Например, отрыжка с запахом рыбы (для того, чтобы ее избежать можно капсулы хранить в холодильнике, или принимать лекарство вечером), или жидкий стул при применении высоких доз. Надо избегать препаратов рыбьего жира с добавленными витаминами А и Д (некоторое количество их содержится и в чистом рыбьем жире), чтобы не вызвать их передозировки. Добавленный витамин Е безопасен, хотя и пользы для лечения депрессии от него тоже нет.

Увеличивают ли антидепрессанты риск самоубийства?

Очевидно, что антидепрессанты могут увеличить вероятность появления мыслей о самоубийстве. Это происходит достаточно редко: 1 подросток из ста, кто принимают лекарство, может пострадать от него (то есть, на 64% больше, чем если бы антидепрессанты не использовались). Увеличение риска собственно самоубийства установить сложнее, так как это редкое событие. Если попытаться определить риск самоубийства при лечении антидепрессантами из некоторых ранних исследований, то на 20 000 детей и подростков это примерно 100 дополнительных попыток самоубийства и 1 завершенный суицид. В последнем большом исследовании увеличения риска завершенных самоубийств обнаружено не было. Может быть, это произошло, так как врачи и родители стали более внимательно наблюдать за детьми, которые принимают антидепрессанты.

Оправдано ли лечение подростков и детей антидепрессантами?

С точки зрения врачей, для лечения тяжелой депрессии и во многих случаях лечения депрессии средней тяжести – да. Хотя самоубийство - здесь самое нежелательное и тяжелое событие, но его риск при использовании антидепрессантов увеличивается незначительно. И риск этот можно исключить, если внимательно наблюдать за ребенком в начале лечения, или начинать лечение в больнице. Большинству детей и подростков, которым необходимо лечение, антидепрессанты помогают. Родители должны взвесить все «за» и «против». На практике, большое значение имеет также позиция врача. Если он последовательно объясняет преимущества и риск лечения, и те меры, которые можно принять для уменьшения риска, то родители более склонны согласиться на лечение. Например, после того, как из-за предупреждения о возможном увеличении риска самоубийства применение антидепрессантов для лечения подростков резко сократилось, количество самоубийств в США и Голландии среди подростков только увеличилось.

Какие антидепрессанты используются при лечении депрессии у детей и подростков?

Лечение обычными антидепрессантами у детей менее эффективно, чем у взрослых. Но больше чем в половине случаев (60%) лечение антидепрессантом помогает. Поэтому, а также из-за возможных побочных эффектов, они не являются первоочередным лечением, как у взрослых. Сейчас только один антидепрессант (флуоксетин) рекомендован для детей до 12 лет. После 12 лет может использоваться также эсцитопралам (ципралекс, лексапро).

Какие предосторожности надо принять при лечении антидепрессантами?

Необходимо помнить, что для большинства детей и подростков лечение антидепрессантами безопасно. Но все же надо контролировать состояние ребенка или подростка, особенно в течение первых 3-6 недель лечения, регулярно обсуждать с ним, не усилились ли мысли о смерти и самоубийстве. Если такое происходит – необходимо в ближайшие дни проконсультироваться с врачом и возможно, продолжить лечение в больнице.

Как скоро наступает эффект лечения антидепрессантами, и как долго необходимо его продолжать?

Эффект лечения антидепрессантами появляется обычно спустя 4-6 недель. Лечение необходимо продолжить 6-9 месяцев после первого эпизода депрессии, и 2-3 года – если было больше одного эпизода. Не надо прекращать прием антидепрессанта самостоятельно, лучше всегда перед этим проконсультироваться с врачом.

«Неуд» по поведению: Андрей, 8 лет.

До болезни.

Андрей был активным, жизнерадостным ребенком. Правда, был очень «плаксивым» в грудном возрасте, да и позже мог «закатить скандал», иногда просто, потому что устал в долгой поездке. Родители познакомились, когда учились в аспирантуре в Московском Государственном Университете. Отец тяготился жизнью в большом городе. Но по окончании аспирантуры быстро нашел высокооплачиваемую работу, которая позволила купить в ипотеку квартиру и содержать семью. Вероятно, у него были и депрессии, начиная с юношеских лет (судя по описаниям матери ребенка), но к врачам он никогда не обращался.

Развод родителей.

Родители развелись, когда Андрею было 5 лет. Последовал ряд судов, на которые подавала мать. Отношения между родителями стали очень напряженными. Отца Андрей любил, но видимых переживаний по поводу расставания не было. С того времени Андрей отца не видел, тот уехал из Москвы и переехал обратно к родителям в Казахстан. С матерью отношения у Андрея по-прежнему были хорошие, хотя дома он играл обычно один в своей комнате, когда мать делала домашние дела. Мать устроила Андрея в танцевальную студию, он ходил к репетитору по музыке, занимался и в других кружках. Но школа с самого начала давалась Андрею нелегко. Он был неусидчивым, и в общем-то вел себя как ребенок помладше, а не школьник. Если что-то не давалось, мог бросить учебник, и отказаться писать или выполнять задание.

Комментарий: Хотя речь идет о времени до болезни, можно обратить внимание на два обстоятельства, которые могли бы вызвать депрессию у Андрея. Первое, это, вероятно, наследственность. Второе - развод родителей, сопровождавшийся длительными судебными процессами. Хотя не всякий развод ведет к психологическим проблемам у ребенка, но такое весьма возможно, особенно при активном «выяснении отношений» между бывшими супругами, и неизбежным при этом у одного или обеих из родителей проблемами общения с ребенком.

Проблемы в школе и дома.

Однако с осени второго класса поведение в школе еще более ухудшилось. Учителя жаловались на его агрессивность. «Последней каплей» для педагогов было, что Андрей очень сильно ударил девочку, за то, что она его как-то обозвала. Мать вызвали в школу, и попросили проконсультировать ребенка у врача. Еще раньше школьный психолог беседовал с Андреем, и высказал предположение, что у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Примерно в то же время Андрей стал говорить матери, что ему не хочется жить, что он хочет покончить с собой (спрыгнуть с крыши гаража во дворе, или выехать на велосипеде на дорогу).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!