Грамматические викторины по частям речи. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка Разное управление у слов со сходным значением

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: высокий.

Образовательные цели:

  • Повторить способ образования глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Уметь сопоставлять омофоны: формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения.
  • Знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Готовить к решению тестовых заданий ЕГЭ.

Развивающие цели:

  • Развивать речевой слух.
  • Формировать понимание связанности языковых явлений.
  • Развивать логическое мышление, речь учащихся.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
  • Формировать школьника как грамотную личность.
  • Развивать интеллект учащегося.

Оборудование:

  1. Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — М.: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман — Орловой. — М.: Дрофа, 2006 .
  3. Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
  4. Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  5. Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
  6. Буклет (экономит время на уроке при получении новой информации; содержит материал для проверки знаний учащихся; приучает к компьютерному оформлению текстов).

Ход урока

  1. Организационный момент.

На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.

  1. Закрепление и проверка усвоения алгоритма образования глаголов в форме повелительного наклонения.

Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик…

  1. Задание:
  • Решить (II спр.) — они решат — реши — решите
  • Решать (I спр.) — они решают - решай — решайте
  • Улыбаться (I спр.) — они улыбаются — улыбайся — улыбайтесь
  • Улыбнуться (1 спр.) — они улыбнутся — улыбнись — улыбнитесь
  • Ехать (не образуется)

(Вывешивается плакат): Запомните!

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.

  • Поехать — поезжай - поезжайте
  • Ездить - езди — ездите
  1. Устная работа по исправлению ошибок в речи.

У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.

Исправим ошибки ребят.

  • Нарисовай мне барбоса
  • Отскорлупай мне яйцо.
  • Спей мне песню о глупом мышонке.
  • Замолоточь этот гвоздик.
  • Почесай меня.
  1. Повторное формулирование выводов по теме “Образование глаголов в форме повелительного наклонения”. Проверка усвоения теоретических сведений (домашнее задание).
  1. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Выполнение аналитико-синтетических упражнений. (Четыре человека работают у доски по карточкам, а остальные — в группах по четыре человека).

  1. Задание для группы. Даны разделенные на смысловые части пословицы и поговорки, которые надо будет, будет, во-первых, собрать воедино, во-вторых, сделать вывод о значении глаголов в повелительном наклонении. Выполнившие задания у доски, присоединяются к остальным. (См. приложение № 1)
  2. Индивидуальные задания.
  • Карточка № 1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.

  • Карточка № 2

Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омографы.

  • Карточка № 3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка слог — ка отделить дефисом?

Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

  • Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш…те быстро!
Когда напиш…те, сдадите тетради.

— Какое явление мы наблюдаем?

Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 195).

Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.

Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.

  1. Выполняем аналогичное задание, только в форме теста ЕГЭ. (Карточка у каждого на столе).

В каком глаголе пишется –и-?

  • Вынес…те, пожалуйста, мусор.
  • Когда вынес…те, можете быть свободны.
  • Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
  • Как только выбер…те, я продам.

Ответ: 1

  1. Информационная справка из истории слова.

Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста . Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.

Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?

  1. Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении
  1. Графический диктант.

Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.

Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.

  1. Запишем предложение.

Пусть ребята идут на тренировку .

Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).

Произведём синтаксический разбор нашего предложения.

Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

  1. Выполняем упражнение № 200.

Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да , которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.

  1. Подведение итогов урока.

Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.

Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)

Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.

Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь

1). Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:

Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:

Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.

Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:

Дети редко прислушиваются (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им (Д.п.).
Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).

2). Разное управление у глаголов и существительных:

интересоваться искусством (Т.п.) - интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) - любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) - ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) - уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) - доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) - сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)

3). Разное управление у слов со сходным значением:

беспокоиться о чём-либо (П.п.) - тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) - заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за )
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за ) – оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) - обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на )
сообщать кому-либо (Д.п.) - информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в ) - осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за )
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о ) - рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на )
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во) ) - уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) - характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для )

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

Замечать реакцию (В.п.) – не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. - От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

5) Употребление названий произведений литературы и искусства.

В «Войне и мире» В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
После слов - родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете "Щелкунчик" либо: В «Щелкунчике

ЗАПОМНИ
Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?)

Глаголы с отрицанием : не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)

Дательного падежа требуют глаголы:

кому? чему?

Давать, верить, доверять, угрождать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

кого? что?

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?)

Творительного падежа требуют глаголы:

кем? чем?

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

Для многих глаголов характерно двойное управление:

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

Варианты норм

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п ), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п. )
Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п .), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)

ВНИМАНИЕ

Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу .

Но с местоимениями : скучать (по ком?) по нас, по вас .

1. Подберите синонимы к словам: громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.

2. Замените данные словосочетания, одним словом-синонимом:

Обозначение, название места, где кто-либо живет и надпись на конверте — …

Внутренняя сторона кисти руки — …

Изображение человека на картине или фотографии — …

3. Подберите антонимы к словам:

освобождать — ………….; настоящий — ………………..; гладко — …………………; возвышенность-…….. ..

4. Запишите пословицы, в которых встречается слово семь.

5.Слова базар и рынок — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения: птички базар и птичий рынок.

6. В одной из басен у И. А. Крылова есть такие строки:

Мартышка вздумала трудиться, Нашла чурбан и ну над ним возиться! Хлопот Мартышке полон рот…

Объясните значение фразеологизма: хлопот полон рот!

7. Найдите «лишнее» слово в синонимичном ряду:

красивый, миловидный, хорошенький, неказистый, пригожий.

8. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» говорится;

«Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

9. Составьте предложения или словосочетания, в каждом из которых был бы один из синонимов. Объясните разницу в их употреблении.

Интересный, забавный, занимательный.

10. Напишите слова, значение которых дано ниже:

место на реке, где ее можно перейти — …;

отверстие вулкана — …;

место, где пересекаются улицы — …;

таблица или книжка с перечнем всех дней в году — …

11. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

12. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

13. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки?

Глядит — смотрит, молчит — говорит, дремлет — спит, начинает — заканчивает, сверкает — блестит, спасает — выручает, от крывает — закрывает, завязывает — развязывает, зовет — окликает, думает — соображает, теряет — находит.

14. Наши предки называли месяц март — «протальник». Почему? Дайте письменный ответ. Запишите в один столбик изменения (формы) этого слова, в другой — родственные слова.

15. В каком глаголе нет сто раз?

16 Сочинение-миниатюра по пословице

17. Тяп сказал Ляпу:

Я съел тарелку супа.

А Ляп похвалился: — А я уже съел полторы тарелки? Кто из них остался голодным? Почему?

18. Ученик утверждает, что подчеркнутые слова — это синонимы. Согласны ли Вы с этим?

Зябнет осинка. Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

19. Ученик, отвечая урок, сказал, что слова-антонимы относятся к разным частям речи. Прав ли он? Запишите ваши рассуждения.

20. Почему мы говорим:

«белая ворона»; «красная строка»; «зеленая улица»?

Морфология

1. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трех?

2. Подряд три предлога возьмем, А целое на дереве найдем.

3. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:

Стою на нашем берегу , покой границы берегу. Больной плохо переносил лекарства.
4. Проспрягайте глаголы:
бросить, сесть.

5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания:

мели, окуни, пряди.

6. Определите часть речи данных ниже слов. Приведите примеры. Есть ли омонимы к этим словам?

Покрой, жгут, стих, пила.

7. Выявите различия в словах: толстого (прил.), Толстого (фамилия).

8. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих имен существительных:

парус, паспорт, порт, торт, якорь, лектор, инспектор, договор.

9. Найдите в тексте слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.

Шурка

Я смотрю — в избе мой брат, У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной. К нам пришел на выходной.

10. Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:

пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

11. Укажите имя существительное женского рода:

профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

12. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с именем существительным?

13. Образуйте множественное число от данных имен существительных:

профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофер, стакан, полотенце.

14. К какой части речи принадлежат слова: рабочий, гостиная. Докажите.

15. Запишите следующие глаголы в третьем лице множественного числа:

строить, бороться, сеять, гонять, таять, таить, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть.

16. Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

17. Какое имя существительное имеет в именительном падеже множественного числа окончание — ы?

Мастер, доктор, директор, герб, профессор.

18.Что необходимо сделать, чтобы краткие имена прилагательные звонок, мелок стали именами
существительными? (Ни одной буквы при этом менять нельзя).

19. К какой части речи относятся выделенные слова?

На то и печь , чтобы хлебы печь . Снежное покрывало все поле покрывало.

20.Какими частями речи могут быть эти слова? Составьте с ними словосочетания: простой, гнет, пила.

21. Вы знаете, что имена существительные изменяются падежам и числам. Есть ли среди имен существительных слова, которые не изменяются по числам? Приведите примеры.

22. На какие группы делятся части речи. Если сможете дополните схему. Если не сможете выполнить задание, напишите, почему) Вы не смогли его сделать.

23. Слова в русском языке распределяются по частям речи. Какие признаки лежат в основе этой классификации? 1. 2. 3.

24. Определите род имен существительных: неряха, соня, грязнуля.

У вас затруднение? Придумайте примеры, чтобы эти слова обозначали лиц как мужского, так и женского пола. Помогла подсказка? Сделайте вывод.

25. Определите род имен существительных: странами, сани, столов, о книгах, дрова.

26. Определите падеж слов облако, карандаш. Приведите примеры.

27.Замените местоимения другими частями речи так, чтобы был понятен смысл стихотворения.
Сказали мне, что с нею вы При них на берегу

Его ловили. Но, увы: Я плавать — не могу!

Мы Вам ее, она нам — их, Вы им обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них, А мы с ним — к ней от Вас…

Хоть мне известно, что оно Их любит больше тех, —

Все это тайной быть должно Для нас и Вас от всех…

28. Образуйте отданных глаголов глаголы 1-го лица единственного и множественного числа и запишите: петь, хотеть, победить, гудеть, дудеть, пить, лететь, убедить.

29. Учитель спросил: «Какого времени глаголы читал, играл, писал ?» Петя ответил: «Это глаголы прошедшего времени». Вася решительно сказал: «Настоящего, потому что я сегодня играл, читал, писал». Кто прав? Объясните, почему. Поясните письменно свой выбор.

Состав слова. Словообразование

1.Винни-Пух любил сочинять песенки: «ворчалки», «сопелки», «пыхтелки», «свистелки». Как Вы думаете, что они называют? Сформулируйте общий признак образования этих слов. Запишите. Придумайте свое название песенки.

2. Выпишите родственные слова и формы одного и того же слова:

лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

3. Выделите лексически значимые части слов:

приморский, переоценка, подушечка.

4.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

подделка, восстание, ссора, воссоединение, конный, вволю.

5. Подберите однокоренные слова, в которых были бы:

6. Задумайте слово, в котором корень тот же, что в слове
слова разведчик, окончание — из слова сирень.

Запишите слово, сделайте схему.

7. Найдите однокоренные слова в тексте:

Дождик льет — кругом вода, Мокнут столб и провода, Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода. От бегущих быстрых вод Задрожал водопровод, Протекает небосвод — На земле водоворот, А по лужам у ворот Дети водят хоровод.

8. Какое из данных слов является родственным слову нос?

Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

9. Какие части слова можно найти в слове земля?

10. Какое слово задумано?

В нем приставка такая же, как в слове подруга , корень -как в слове игрушка , суффиксы такие же, как в слове читал , окончание — как в слове стол .

11. Это однокоренное слово со словом летчик , приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул , суффиксы такие же, как у глагола слышать .

12. Коля получил задание: выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения М. Исаковского. Вот как он это сделал. Прав ли Коля?

Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны, А я не хочу улетать.

13. Найдите третье «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;

пот, потолок, потливый;

боль, большой, больница;

рисунок, рис, рисовать, рисование;

море, морщины, морской;

пища, пищевой, пищать.

14. Выделите:

а) суффикс в словах: лживый, дождливый, доверчивый;

б) корень в словах: оттепель, вливать, родник.

15. Если взять корень из слова полагать , приставку из слова приложение , суффиксы из слова восклицательный , окончание из слова числительное , то получим слово …………………………….

16. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?

Утром мы любуемся восходом. Вечером мы любуемся закатом.

17. Как большой дом превратить в маленький? Как топор превращается в рукоятку?

18. В каком слове нет приставки?

Подождать, подозрение, подошва, подорожник, подолбить.

19. Получив задание подобрать однокоренные слова в стихотворениях советских детских поэтов, Лена записала стихи Комаровского и Ладонщикова, подчеркнув в них однокоренные слова. Права ли Лена?

У меня друзей немало, Но я всех нарисовала:

Кол я кол ет, Пол я пол ет.

Паш а, паш ет. Сон я сп ит.

Кат я кат ит. Тон я тон ет.

Но не дам ей утонуть!

Я спасу Тоню -Подрисую что-нибудь.

20. Как образовались слова:

пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, кинозал.

21. Одинаковы ли по составу слова? Каково их лексическое значение?

Слепить глаза — слепить игрушку; скупить книги — скупой на ласку.

22. Все ли приведенные пары слов являются однокоренными? Докажите.

Носатый — носильщик; смешивать — смешить; конец — кончаться; виноватый — извиняться.

23. В каком слове нет приставки:

намерение, надрывать, надумать, надломить, надоесть.

24. Определите состав слов: стульчик, перчик, огурчик, переплетчик.

25. Разберите слова стекло, дали по составу. Напишите алгоритм своего действия «Что я делал?»
1) 2) 3) 4) 5)

26. Выпишите имена существительные с суффиксом — ок:

замок; теремок; лесок; песок; ветерок; мирок; приток; листок.

27. Определите, на какой модели показаны разные слова, а на какой — изменение слова:

28. Выпишите группы однокоренных слов:

грач, гречка, вода, грачиха, сад, водичка, грачата, садовый, водный, садик, водитель.

29. Подберите модели к словам рыбка, старик, старуха.

30. Распределите слова по группам, выделите окончания. Докажите наличие или отсутствие окончания:

пальто, ребенок, меню, пейзаж, метро, табло, кенгуру, дочь

Орфография

1. Вставьте подходящие по смыслу предлоги:

вернулся … школы, … завода, … Крыма, … Москвы, … экскурсии, г.. санатория, … курорта.

2. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа:

носки, туфли, чулки, яблоки, весло, апельсин, капля, знамя, ботинки, шляпа.

3. Вставьте нужную букву в начале слова: (с, з)дание, (с, з)жать, (с, з)давить, (с, з)делать, (с, з)десь, (с, з)гиб, (с, з)дешний, (с, з)бить, (с, з)говориться, (с, з)беречь.

4. Распределите слова по группам. Сформулируйте вопрос к товарищу о правописании этих слов: фальш (?), стрич (?), стриж (?), брош (?), палач (?), плач (?), калач (?), ковш (?), мякиш (?), силач (?), береч(?).

5. В каждой группе слов найдите лишнее слово и выпишите его.

Молоко, бревно, пальто, число, весло; клевета, забота, весна, победа, истина;

звук, жест, долг, глаз, рукав; они, мы, сани, вы, ты;

олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

6.Перепишите, заключая, где надо, в кавычки собственные имена существительные: книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.

7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: н.(..)кому (н…)писать, (н…)где разместить, (н…)куда (н…)ездить, (н…)кому рассказать, (н…)кого (н…)спрашивать.

8.3апишите слова, вставляя пропущенные буквы:

сер…ёзный, раз…езд, без…ответственный, с…язвить, трех…этажный.

9. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

10. Исправьте ошибки: Сестра любит братца за любую работу.

Ей сегодня не спица.

Выходной переносица на пятницу.

11.Поставьте имена существительные в форме родительного падежа множественного числа:

Яблоко, помидор, теленок, килограмм.

12. Раскройте скобки: пара (ботинки), пара (чулки), пара (сапоги), пара (носки), килограмм (яблоки), килограмм (помидоры), много (апельсины).

13.Вставьте безударный гласный в слове коз…чка. Ученик предложил проверочное слово коза. Правильно ли рассуждал ученик?

14. Слово очень разделите на слоги и для переноса.

15. Выпишите те однокоренные слова, в корне которых все безударные гласные надо проверять:

веселый, веселиться, веселье, весело, повеселел, развеселился.

16.Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь. Что Вам помогло выполнить это задание?

1) Мелестная девеж (?) притясла комейный боромож (?).

2)Лусый морош (?) увертел чуленую велоч (?).

17. Какие буквы никогда не бывают прописными в именах людей, кличках животных?

18. Определите вид орфограммы. Вставьте букву в том слове, в котором есть орфограмма жи-ши:

пруж…на, корж…к, камыш…, ш…на, маш…на, нож…, ж…раф, ш…мпанзе, ш…шки, ж…лет, ж…вот, леж…т, хиж…на.

19. Слова разбиты на 2 группы. Определите признак группировки.

1)Ло-па-та, зверь-ки, ли-ней-ка, у-чи-тель. 2) Лопа-та, зверь-ки, ли-нейка, учи-тель.

Вспомните правило о переносе слов. Можете ли Вы внести изменения?

20. Найдите «спрятавшиеся» слова с непроверяемым написанием.

22. Слово заканчивается на ша. Нужен ли мягкий знак?

23. Выберите № правильного ответа для всех слов. Докажите.

слово

ответ

П-тно

Л-сник

Пр-вдивый

24. Подчеркните орфограммы.

Бобровый пруд

Протекал в лесу тихий ручеек. Пришел к ручью бобёр. Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых осинок. Построил зверек плотину. Разлился большой бобровый пруд. Завелись в пруду рыбки. Поселились на берегу лягушки. Свила у берега гнездо утка. Весело стало лесным жителям. Стрекозы комаров гоняют. Ласточки грудкой по воде чиркают, радостно щебечут. Прилетел черный аист, у воды на одной нога подремал. Спасибо бобру!

(По Н. Сладкову)

Какие виды орфограмм встречаются в этом тексте?

25. Раскройте скобки и запишите только те предложения, в которых не является частью корня:

1. Вася — (не) ряха.
2 (Не) настье задержало нас в пути.

3. (Не) надо печалиться.

26. Наблюдая место разделительных знаков в словах, ребята записали результат работы в схеме: ъ ь ь. Дополни схему.

27. Найдите слова, в которых нет ни одной трудности в написании согласных звуков:

Невесомость, небосвод, траектория, звёздный.

28. Выпишите только те слова, написание которых вы не знаете:

(не) дотрога, (не) ожиданность, (не) взял, (не) поседливый, (не) конец, (не) брежно, (не) пременно, (не) хочет, (не) сносный, (не) пустить, (не) навидит, (не) было, не (быстро), (не) равный.

29. Заполни кроссворд, подбирая слова из словаря:

30. Игра «Редактор».

Исправьте ошибки, запишите текст. Выберите ответ. В тексте: 12 ошибок; 17 ошибок; 20 ошибок.

Муравьи

Весеннее солнце пробут ото сна муравьев. Оживет муравейник. Муравишки выберутся из зимних квартир, они будут ченить свои жылищя. Муравьи принисут веточьки, сучья, сухую хваю. рыжие муравьи истребляют лисьных вридителей. Они помогут нам сохранить леса. Негубите жилища муравьев, нераскапывайте палкой муравиные кучи! (По Г. Скребицкому)

31. Из данных слов выпишите только те, в которых приставки « ошибкоопасны »:

вложить, предвидеть, подтягивать, подметать, надстроить, отделать, спрыгнуть, срезать.

32. Можно ли правописание приставки до — в словах дописать, доработать (придумайте свои примеры)… проверить приставкой до — в слове досуха.

33. Для того, чтобы написать правильно безударный гласный в корне, надо хорошо знать, как «добывают» проверочные слова. Назовите способы «добычи».

34. Образуйте «гнездо» родственных слов. Для чего нужно образовывать такие «гнезда»?

ДОМ — ЗЕМЛЯ —

35. Вам приходилось встречаться с такими «проверками» слово леса ученик проверил словом лист и написал в корне и перетащил — тощий, уголок — угол.

Получив тетрадь после проверки, ученик очень удивился. Почему он удивился? Объясните, что он сделал неправильно?

36. Есть слова, правописание которых нельзя объяснить правилом. Какие это слова? Приведите примеры. Что нужно сделать, чтобы правильно написать такие слова? Как Вы запоминаете эти слова?

37. Найдите слова с парными согласными, написание которых надо проверить.

Ёж пыхтит и морщится: Что я вам, уборщица? Лес никак не подмету… Соблюдайте чистоту.

Степа в этот раз Утопающего спас.

Орфоэпия. Фонетика.

1. Статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, ща вель, цемент, одобрить, положить.

2. Расставьте ударения в словах:

Алфавит, партер, средство, шофер, положил, документ, километр, случай, хозяева.

3. Расставьте ударения в словах:

Августовский, береста, пихта, столяр, фонетика, языко вое, торты, красивее, творог.

4. Выберите слова, в которых ударение падает не на пер вый слог:

Цемент, портфель, хвоя, дневник, фарфор.

5. Расставьте ударения в словах:

Мармелад, пропасть, лыжня, фиолетовый, капризничать, почерк, диспансер, заржаветь, околесица, современный, ме жа, чистильщик, импорт, медикаменты.

6. Выпишите слово, в котором ударение падает на первый слог:

Удить, тефтели, ворота, процент, дневник.

7. Расставьте ударения в словах:

Дефис, жалить, досуха, шинель, звонит, договор, изобре тение, балую, пуловер.

8. Расставьте ударения в словах:

Баловать, квартал, украинский, начать, прожил, новоро жденный, столяр, по средам, щавельный, комбайнер, вы пра вы, огниво, орфографический, разбаловаться, форзац, атлас, фольга.

9. Выберите из двух ответов правильный.

1) Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки:

а) это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова.

2) [м, ы, ш, к, а]:

а) это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно составить из этих звуков?

10. Запишите три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, в которых звуков больше, чем букв.

11. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

[т] Кто любит труд, того люди чтут.

12. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глу хим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе — пещеру, преимущественно искусственную.

13. Определите, сколько звуков в словах:

Я, он, мал, пою, яблоко, а, возьму, юг, подъем.

14. Определите, сколько раз в тексте загадки встречается звук [с]. Отгадайте ее.

Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

15. Ученик 2-го класса, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки , охарактеризовал звуки так:

[н] — согласный, глухой, твердый;

[а] — гласный;

[ц] – гласный, звонкий, твердый;

[ы] — гласный;

[п] — согласный, глухой, мягкий;

[а] — гласный;

[ч’] — согласный, мягкий, глухой;

[к] — согласный, глухой, твердый;

[и] — гласный.

Правильно ли ученик разобрал слово? Докажите.

16. Какими фонетическими признаками объединены слова: Прорубь, сладкоежка, морковь, творог?

17. В каком слове есть только твердые согласные звуки? Водит, пашешь, верит, велит, смех.

18. Произношение какого слова не совпадает с написанием: мак, стол, грустно, вить, лить?

19. Чем различаются слова ёж и ешь?

20. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, ряд.

21. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.

22. Какие слова получаются, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке?

23. Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

24. Какими фонетическими признаками объединены слова: вкривь, коврижка, врозь, книг?

25. В каком слове количество букв и звуков совпадает: семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют?

26. Какие из слов срезал, сумел, списал, сгорел могут служить доказательством того, что приставка с — никогда не изменяется на письме?

27. Слова произносятся так: [м о с’ т’ и к], [б а н’ т’ и к]. За пишите их по правилам русской орфографии.

28. Выпишите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево:

Тот, дед, шалаш.

29. Ученик написал: «Был фчера на фудболе». Ошибки это или описки? Докажите.

30. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?

Деревенский старожил. Сад колхозный сторожил.

31. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик соста вил слова:

Пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди них слова со звуками, которых нет в слов палитра.

32. Найдите загаданный звук.

Я — в озерах и реках, но в море меня нет.

Я — в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

33. Сколько букв о и звуков [о] в данном предложении: Звонят все колокола.

34. Укажите, сколько раз звук [з] встречается в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

35. В начале слов экран, эфир произносится звук [э]. Объясните, почему?

36. Вместо выделенных букв вставьте звуки в словах. Докажите выбор звука:

из Испании — спании; мягкий — мякий; визг — ви; съезд — езд.

37. В каком слове есть только твердые согласные звуки: мел, лось, тема, можешь, матч?

38. Составьте слово из звуков:

1-й — глухая пара звука [з]; 2-й — глухая пара звука [д]; 3-й — гласный [о] под ударением;

4-й — глухая пара звука [г].

39. Поставьте ударения в словах. Для чего служит уда рение в словах? Запишите свой ответ. Определите, по ка ким признакам слова похожи, а по каким — различны. Запишите.

Стрелки, замок, белок, дорога, косит, выкупать, трусит.

40. В каких словах неправильно названа буква согласно го? Исправьте ошибку.

1. Юноша – нэ, ша;

2. Задача — зэ, дэ , чэ;

3. Солнце – сэ, эл, эн, цэ.

41. Из каждого слова уберите по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово: всласть, горсть, склон, полк, тепло, беда, экран.

42. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, что бы получилось новое слово:

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус.

43. Угадайте слова.

I. С ч — над морем я летаю,

С г — в машинах я бываю,

С м — меня ты надеваешь,

С л — собаку называешь.

II. С к — я в школе на стене, Горы, реки есть на мне.

С п — от вас я не таю . В каждом классе в ряд стою.

III. С б — смертельной я бываю,

С м — меха я пожираю,

С р — актеру я нужна,

С с — для повара важна.

44. Назовите слово, в котором 5 раз содержится звук [у].]

45. Знаете ли вы, на какой звук в русском языке нет ни одного слова?

46. Сколько согласных не может быть в одном слоге?

47. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]? Продолжите этот ряд.

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый…

В прошлом выпуске мы решали задачи на один из типов неоднозначности - полисемию, или многозначность. От лексической полисемии следует отличать другой тип неоднозначности слов – лексическую омонимию. Если разные значения одного многозначного слова имеют какие-то общие компоненты, то омонимы - это случайно совпавшие по звучанию и написанию слова или слова, настолько разошедшиеся по значению, что в современном языке их когда-то имевшаяся связь уже не ощущается.

1. В русском языке есть два разных глагола жать . Значение одного из них - ‘давить’. Найдите в списке ответов значение второго глагола.

(А) полоть сорняки; (Б) вести трактор; (В) срезать стебли злаков; (Г) сеять; (Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.

Решение. Если помнить, что жатва - это уборка урожая (например, пшеницы), то становится понятным, что правильный ответ - (Б) или (В). А чтобы выбрать из этих двух ответов один, достаточно сообразить, что исконно русское слово жать появилось задолго до тракторов... Таким образом, жать - это “срезать стебли злаков”. Ответ: (В).

2. Вот список слов: джаз , рок , поп , блюз . Сколько слов из него есть в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, изданном в 60-е годы XIX века?

(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.

Решение. Во времена Даля ни один из четырех названных в задаче музыкальных стилей еще не был придуман. Но два из них имеют омонимы: рок - ‘судьба’ и поп - ‘священник’, которые при Дале были даже употребительнее, чем сейчас. Конечно же, они есть в его словаре. А вот у слов джаз и блюз таких омонимов нет. Ответ: (В).

3. От скольких разных глаголов совершенного вида можно образовать глагол несовершенного вида сравнивать ?

(А) ни от одного; (Б) от одного; (В) от двух; (Г) от трех; (Д) от четырех.

Решение. Что, собственно, можно сравнивать ? Можно, например, сравнивать ежа с ужом - в этом случае исходный глагол совершенного вида выглядит как сравнить . Можно долго и тщательно сравнивать с землей остатки крепостной стены - и наконец сровнять . А все, кто любит играть в футбол, прекрасно знают, что иногда самим приходится сравнивать счет на последней секунде, а иногда сравнять счет в такой ситуации, увы, удается сопернику. Ответ: (Г).

Лексические омонимы всегда относятся к одной части речи, они могут быть полными (тогда совпадают все формы слова) или частичными (часть форм совпадает, но какие-то различаются). Так, в приведенных выше задачах глаголы жать 1 и жать 2 имеют совпадающие формы в прошедшем времени, сослагательном наклонении, но разные - в настоящем времени, повелительном наклонении: жну, жнешь, жнет …, жни и жму, жмешь, жмет …, жми . Это частичные лексические омонимы. А вот у всех трех глаголов сравнивать все формы совпадают - это полные лексические омонимы.

Следующие задачи - на различение полных и частичных омонимов.

4. Даны четыре пары слов-омонимов:

норка (зверь) - норка (маленькая нора);
ключ (родник) - ключ (от замка);
наряд (одежда) - наряд (распоряжение о работе);
проводник (в поезде) - проводник (тока).

Однако в некоторых парах составляющие их омонимы имеют небольшие различия в склонении. Сколько здесь таких пар?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

Решение. В первой и последней паре существительные-омонимы различаются по признаку одушевленности/неодушевленности, что приводит к различиям в склонении, ср. вижу норок (зверьков) - вижу норки (маленькие норы); вижу проводника (в поезде) - вижу проводник (тока). В двух оставшихся парах существительных различий в склонении нет. Ответ: (В).

5. Даны пары омонимичных существительных:

1) колода (кусок дерева) - колода (карт);

2) ласка (зверек) - ласка (нежность);

3) косяк (двери) - косяк (птиц);

4) кол (заостренная палка) - кол (оценка).

В каких из этих пар между омонимами имеются различия в склонении?

(А) в 1 и 3; (Б) в 2 и 4; (В) в 1, 2 и 3; (Г) в 1, 2 и 4; (Д) во всех.

Решение. Слова колода (кусок дерева) и колода (карт), а также косяк (двери) и косяк (птиц) склоняются совершенно одинаково. Между словами ласка (зверек) и ласка (нежность) имеются следующие различия: во-первых, в родительном падеже множественного числа у первого из них появляется беглый гласный (пушистых ласок), а у второго - нет (материнских ласк); во-вторых, первое из них является одушевленным, а второе - нет, поэтому форма винительного падежа множественного числа у них образуется по-разному (вижу пушистых ласок , но вижу материнские ласки) . Множественное число от слова кол (заостренная палка) - колья , а от слова кол (оценка) - колы . Ответ: (Б).

Кроме лексических омонимов, принято выделять грамматические омонимы, или омоформы. Это совпадающие формы слов.

Могут совпадать формы слов одной части речи, см., напр., следующую задачу:

6. Слово скрести можно понять как две разные формы двух разных глаголов: неопределенную форму глагола, однокоренного с существительным скребок , и форму повелительного наклонения глагола скрестить . Вот список слов: отрасти, пили, полей, мой, стекло, вели, стих .

Сколько в нем слов, которые тоже можно понять как две разные формы двух разных глаголов?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

Решение. Слово отрасти можно понять как неопределенную форму глагола (волосы могут быстро отрасти) и как форму повелительного наклонения глагола отрастить (отрасти бороду) . Слова пили и вели можно понять как формы прошедшего времени мн. числа глаголов пить и вести соответственно (мы пили чай; детей вели в детский сад) и как формы повелительного наклонения глаголов пилить и велеть (пили скорее дрова; вели ему замолчать) . Остальные четыре слова тоже омонимичны, но лишь в одном из пониманий они являются глаголами (полей цветы, мой руки, все стекло на пол, ветер стих ) . В другом понимании полей , стекло и стих - формы существительных, а мой - местоимение. Таким образом, в данном списке три слова, которые можно понять как две разные формы двух разных глаголов, – отрасти , пили и вели . Ответ: (В)

Однако чаще совпадают формы слов разных частей речи.

7. Иногда одно и то же слово можно понять и как существительное, и как глагол.

Например: день (день недели, день это куда-нибудь) . Все перечисленные ниже слова, кроме одного, обладают таким же свойством. Найдите это «лишнее» слово.

(А) гладь; (Б) рань; (В) три; (Г) лишай; (Д) попугай .

Решение. Все данные слова можно понять как глаголы в повелительном наклонении: гладь (от гладить ), рань (от ранить ), три (от тереть ), лишай (от лишать ), попугай (от попугать ). Четыре слова можно воспринять и как существительные: гладь, рань, лишай, попугай . Слово три тоже имеет второй смысл, если обозначает число, но в этом случае оно является числительным, а не существительным. Ответ: (В).

8. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил ?

Решение. И как существительное, и как глагол можно понять такие слова из списка:

шила, мыла, дела – формы существительных ср. рода шило, мыло, дело;

формы глаголов шить, мыть, деть;

были – форма существительного быль; форма глагола быть;

жил – форма существительного жила; форма глагола жить;

Слова выла , жили и рыли являются только формами глаголов. Ответ: (Г).

9. Сколько среди приведенных слов таких, которые можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

Решение. Пять слов из приведенных в задаче можно отнести к разным частям речи: слово рой может быть и формой глагола рыть в повелительном наклонении, и им. п. ед. ч. существительного рой, слово мой - и формой повелительного наклонения от глагола мыть, и им. п. ед. ч. м.р. местоимения мой, слово вой выть вой, слово раскрой - формой повелительного наклонения от глагола раскрыть и им. п. ед. ч. существительного раскрой, а слово простой - и формой им. п. ед. ч. существительного простой, и формой прилагательного простой . Слова спой и открой понимаются однозначно, а именно, как формы повелительного наклонения глаголов спеть и открыть соответственно. Ответ: (Г).

10. Сколько существительных из приведенного списка совпадают по форме с деепричастиями: срыв, перерыв, покров, лев, сев, зев ?

(А) 2; (Б) 3;(В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

Решение. Три существительных из списка совпадают по форме с деепричастиями: срыв (от глагола срыть ), перерыв (от глагола перерыть ) и сев (от глагола сесть ). Ответ: (Б).

11. Среди форм единственного числа существительного клей есть, в частности, такие: 1) клей; 2) клея; 3) клею; 4) клеем .

Какие из них имеют омонимичные формы, не являющиеся существительными?

(А) 3 и 4; (Б) 2 и 3; (В) 2, 3 и 4; (Г) 1, 2 и 3; (Д) 1, 2, 3 и 4.

Решение. Форма клей также является повелительным наклонением глагола клеить, клея - деепричастием, а клею - формой первого лица ед. числа наст. времени того же глагола. Форма существительного клеем омонимичных форм не имеет, она лишь совпадает по звучанию с глагольной формой первого лица мн. ч. клеим . Ответ: (Г).

12. Укажите, в каких предложениях из приведенных ниже слово грустно является прилагательным: 1) Нам грустно расставаться. 2) Расставание всегда грустно. 3) Он грустно взглянул на меня.

(А) Ни в каких; (Б) 1; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3; (Д) 2.

Решение. Слово грустно является прилагательным во втором предложении. Оно выступает в краткой форме и, являясь именной частью сказуемого, согласуется с подлежащим в единственном числе и среднем роде. В первом предложении грустно является предикативным наречием и выступает в роли главного члена безличного предложения. В третьем предложении грустно - наречие, выполняет роль обстоятельства образа действия. Ответ: (Д).

13. - Мы хотим есть! У вас есть белуга?

Нет, сэр. Есть бельдюга!

Что есть бельдюга?

Тоже рыба, сэр!

Ладно, несите.

Есть, сэр!

В скольких разных смыслах в этом шуточном диалоге использовано слово есть ?

(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трех; (Г) в четырех; (Д) в пяти.

Решение. Первое есть (форма инфинитива) означает ‘принимать пищу’, второе и третье есть (форма настоящего времени глагола быть ) - ‘иметься’. Четвертое есть - глагол-связка (также в настоящем времени). Пятое есть - междометие, означающее, что указание понято и принято к исполнению. Таким образом, слово есть использовано в диалоге в четырех смыслах. Ответ: (Г).

1, 7 - К.Кноп; 2, 13 - И.Рубанов; 3, 5 - И.Иткин; 4, 6, 8, 10, 12 - Е.Муравенко; 9 - П.Аркадьев; 11 - Л.Иомдин.

Продолжение следует

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!