З дравствуйте, дорогие наши посетители!
Греховный дух уныния, время от времени, охватывает (за редким исключением) душу каждого человека. Уныние, в буквальном смысле слова, отравляет жизнь, подкидывая порой опасные суицидальные мысли… С этим страшным духом нужно бороться в самом начале его появления.
Одна православная женщина задала следующий вопросы:
Е сть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния? Можно ли скорбеть, не унывая? Как избавиться от уныния?
Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):
«Ч тобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться… А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся…
Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не отчего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство.
Порой бывает, проживет человек долгую – 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.
— Можно ли скорбеть, не унывая?
— Уныние – это смертный грех. Вот, умер у вас родственник, будет естественно для вас поскорбеть о нем. Но в это состояние далеко входить нельзя, потому что после долгой сильной скорби начинается уныние. Вот, звонит одна наша матушка, говорит, что у нее большая скорбь – умерла сестра. Я ей: «Ну, поскорби немножко, но в уныние впадать не надо. Если бы не билось – не ломалось, то куда бы все девалось? Все люди рождаются и умирают».
У меня мама умерла на руках. Я причастил ее, и она через час отошла, я сидел рядом. Ну, зачем я буду плакать? Я знаю, что она с покаянием, после причастия умерла – наоборот, надо радоваться, что человек отстрадал, отмучился здесь на земле. Некоторые могут подумать: «Какое у него жестокое сердце!» Конечно, была скорбь, но рассудил, что лучше радоваться ее благой кончине, чем плакать.
— Как избавиться от уныния?
— Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, – благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние.
Особенно часто в унынии тот, кто не раскаян в грехах – душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: «А я каюсь! » Каяться на словах, одним языком – это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра: «вымытая свинья снова идет валяться в грязи» (2 Пет.2:22).
Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо…
Наш путь христианский – ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: «Всю жизнь ты болтал – теперь хватит! Принимайся за дело – читай молитву. Не хочется? Заставлю!»
Если уныние только пришло, только началось – открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить – если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает – и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить.
Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа – сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий, и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: «Господи, до чего бесы обнаглели – уже из келий насильным путем вытаскивают! » Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: «Господи, что же Ты не помогаешь?» А Господь и говорит ему: «А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог» .
Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: «Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону – бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив» . И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его… Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед».
Верующие часто представляются окружающим как унылые люди, которые вынуждены во многом себя ограничивать. На самом деле христианин должен быть радостным — ведь обретя Господа в душе, он возлагает на Него все свои заботы и печали. Великие святые были энергичными и добрыми, внимательными к окружающим, никогда не проводили время праздно.
Поэтому если тот, кто называет себя верующим, часто грустит, на душе у него тревожно, делать ничего не хочется — возможно, он впал в грех уныния. Что это, как бороться с напастью, к чему она может привести, если вовремя не обратить внимание на такое состояние души?
Вконтакте
Одноклассники
Казалось бы, название говорит само за себя, унылый человек — печален, вял, ему ничего не хочется. Но только ли этим исчерпывается состояние уныния? Википедия характеризует его как один из смертных (грозящих вечными муками душе) грехов. Плохое настроение бывает у всех, это еще неглавный признак греха уныния. Чем же отличается простая грусть от тяжелой духовной болезни?
- Человек не хочет (иногда не может) выполнять свои основные обязанности.
- Постоянно находится в апатии, ничто не в силах заинтересовать его.
- Обвиняет Господа в том, что Он слишком строг к нему, жалуется на судьбу и окружающих.
- Пренебрегает своими христианскими обязанностями — не посещает храм, не молится, не читает Священное Писание.
В католической традиции тоже считается очень опасным состоянием, которое ведет ко многим другим грехам . Например, к лени, пренебрежению к своему телу, любви к развлечениям и т. п.
Иногда эта беда настигает лучших из лучших — кажется, вчера еще член церковной общины горел желанием взяться за новый молитвенный подвиг, а сегодня совсем его забросил. В такой ситуации надо помнить, что Господь специально посылает данное искушение , чтобы человек боролся с ним, духовно возрастал.
Бывает, что печаль и нежелание браться за дела указывают на то, что ранее подвижник был очень самонадеян, возгордился. А ведь истинный христианин должен в душе носить смирение. Это значит, что все хорошее, что есть в душе — от Бога, следовательно помощи надо просить у Него, не надеясь на собственные силы.
Святые отцы об унынии знали не понаслышке. Жизнь в монашеском уединении выявляет самые ужасные пороки, заставляет демонов более активно нападать на подвижников.
Святой Феофан писал, что унывать — значит скучать за любым делом. Это может быть обычная работа по дому или молитвенное правило. Иноку хочется все бросить, его не радует больше ни пребывание в храме, ни дела на благо монастыря.
Это состояние может продлиться довольно долгое время. Испытав несколько раз ощущение духовного подъема после молитвы, человек может очень загрустить, когда ощущает внутри лишь холод и маловерие.
Унывать — что значит это с точки зрения святых отцов? Существует разница между обычной печалью и . Грусть — явление преходящее, она является нормальной реакцией на внешние события. Однако при этом человек не теряет дееспособность. Проходит время — возвращается обычное состояние. Грех же может пытаться победить человека в любой момент. Кажется, что все хорошо, но на душе появляется тяжесть, терзают сомнения, появляется тоска.
Духовная болезнь имеет вполне видимые физические проявления.
- Нарушается цикл отдыха и бодрствования — либо одолевает бессонница, либо наступает сонливость.
- Расстраивается пищеварение — мучают запоры.
- Человек переедает либо, наоборот, теряет аппетит.
- Наступает быстрое утомление — одолевает слабость, боли в области сердца, мышцы становятся вялыми.
Уныние тесно связано с физическим расслаблением. Поэтому монашествующие называли его «полуденным бесом» . Иноки очень рано встают, поэтому в полдень для них наступает время обеда. А после приема пищи многих клонит в сон. Здесь и подстерегает нерадивых опасность.
Последствия, как бороться
Почему же этого греха следует всеми силами избегать? Казалось бы, в плохом настроении нет особой опасности. Но святые отцы предупреждают — это дорожка ведет в пропасть. Личность, подпадая под влияние депрессивного состояния, скатывается все глубже. Проблемы нарастают, как снежный ком, который, в конце концов, может привести к нежеланию жить. А суицид — единственный грех, который нельзя «отмолить» , потому что, совершая его, человек отворачивается от Бога.
Страшней всего то, что отчаяние заставляет вчерашнего христианина разувериться в Боге. Для него Господь больше не является всемогущим, благим и неизменным. Впадая в греховный ропот, несчастный тем самым отвергает спасение, которое принес в мир Христос. Смирение сменяется гордыней, вера — самонадеянностью. Так сатана улавливает множество душ. На самом деле уныние заставляет терзаться уже здесь, а за чертой земного существования эти муки многократно усиливаются.
Вот к чему может привести обычная жалость к себе, а ведь она весьма характерна для людей нынешнего времени. Как же бороться с проявлениями слабости? Об этом тоже можно прочесть у святых праведников:
- Приступы лености и расслабления лечатся обычным принуждением . Без него в любом начинании ждет провал.
- Не следует потакать себе во всем. На каждое «не хочу» имеется «надо» . Ранний подъем, посещение храма, чтение молитв — через преодоление собственных слабостей воспитывается сила воли. Только так.
- Если каждый день совершать хотя бы одну небольшую победу над ленью, со временем можно получить впечатляющий результат. Секрет успеха очень прост — регулярность, постоянство, последовательность.
Все хорошее дается в жизни в обмен на усилия . Также совершается и спасение души — через понуждение, «силою берется», как говорится в Евангелии. Для этого не надо совершать великих подвигов где-то на краю земли, а просто изо дня в день трудиться над собой.
Можно представить себе душу, как поле, поросшее тернием (это грехи). Чтобы посеять полезные растения, сначала надо выполоть сорняки. Но поначалу работа может показаться просто невыполнимой. И тут может появиться желание опустить руки. Именно об этом предупреждают монахи — унывать и сдаваться нельзя! Даже если каждый день обрабатывать небольшой участок, со временем на поле можно вырастить хороший урожай.
Духовный маяк
Очень важно в период отчаяния не оставаться в одиночестве , хотя это и кажется хорошей мыслью. Наоборот, надо просить помощи у более опытных в духовной жизни людей. Если христианин еще не воцерковлен, то лучше побыстрей начать процесс. Это поможет не унывать, прийти в тонус.
Для борьбы с унынием применяются обычные церковные таинства:
- исповедь;
Если в церкви требуется помощь, следует заняться волонтерской работой. Что именно надо делать — скажет священник. Для мужчин всегда найдется физическая работа на территории, для женщин — послушание в храме. Вовлечение в общее дело будет очень благотворно влиять и на психику, и на духовное состояние страдающего. Многие таким образом выстраивали правильные отношения с Богом, некоторые даже решали пойти духовным путем.
Христианин всегда должен помнить о том, что надо просить помощи в молитвах у святых . Может казаться по-другому, но выбор есть всегда: поддаться обстоятельствам либо обратиться к Господу, излить свою печаль и приниматься за дело.
Не надо упиваться жалостью к себе , это опасный путь. Некоторым нравится, когда окружающие выражают сочувствие, жалеют. Чтобы уныние не переросло в отчаяние, необходимо внимательно относиться к тому, что происходит в душе.
Как не охладеть к вере
Состояние, в котором сердце слово застыло, хорошо известно опытным духовникам. Оно является одним из признаков уныния. А причиной становится любовь к развлечениям, переедание, леность. Либо Господь попускает его в качестве испытания. Человек, охладевший, начинает забывать не только все хорошее, что было в его жизни, но и Бога отодвигает на второй план. Он становится не смыслом жизни, а какой-то отвлеченной идеей.
Христианин теряет интерес к духовной жизни, не хочет участвовать в молитвах и таинствах. А эти шаги ведут к полной духовной деградации. Чтобы ее избежать, надо тщательно подготовиться к исповеди, принять Святые Дары (причастие), понуждать себя почаще ходить в храм. Вот еще несколько советов от опытных священников:
- Полезно чтение Священного Писания, духовных книг;
- За каждой обыденной вещью надо стараться видеть промысел Божий, милость Творца;
- Надо найти для себя занятие, которое будет приносить пользу окружающим. Ведь к праздному человеку бесу подобраться проще всего.
Самое сильное оружие
Чудесным образом Христос способен оживить увядшую душу, вернуть ей радость жизни, способность вновь воспринимать живительную благодать Святого Духа. А средство для исцеления доступно каждому, всегда и при любых обстоятельствах — это . В состоянии уныния бесы наводят мысли о том, что не стоит и начинать, не поможет. Это потому что святые слова единственное, что гонит их прочь.
Данное средство борется с самым корнем любого греха, потому что молитвенное воздыхание направлено к Богу, демонстрирует веру в Него. Даже если слова приходится выговаривать через силу, они сокрушают невидимую стену, возведенную грехом между человеческим сердцем и Спасителем.
Необязательно сразу браться за большое количество длинных молитв. Ослабевшая душа может этого не выдержать, тогда подвижник скатится в еще более глубокую пропасть отчаяния. Начать следует с самых коротких:
- «Господи, помилуй!»
- «Богородице Дево» (читать по десяткам, начиная с одного, постепенно увеличивать).
- «Слава Богу за все!»
Надо стараться в любом событии находить светлую сторону. Не пытаться избавиться от испытаний и скорбей, а переносить их терпеливо, даже с благодарностью. Ведь тем, кто верен до конца, Господь уже готовит вечную награду. По свидетельству отцов Церкви, она несоизмеримо больше любых земных страданий.
Уныние – смертный грех, являющийся седьмым по счету смертным грехом в христианском учении. Прежде чем говорить о том, как бороться с этим пороком, стоит разобраться, что являет собой грех уныния.
В римско-католической существует только грех печали. В православном каноне принято деление на смертный грех уныния и печали.
Уныние характеризуется как депрессивное, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному. Христианская церковь описывает уныние как состояние духовного кризиса человека.
Ниже приведены основные свойства греха уныния:
- Леность, праздность, нежелание заниматься трудом. Человек, подвергшийся унынию, теряет всякий интерес к своей деятельности. Уныние делает человека апатичным к обязанностям и работе, заставляет его сконцентрировать все внимание на своем горе. Стоит отметить, что очень часто человек, который претерпевает страдания от уныния, не может никак и ничем объяснить причины этого явления.
- «Охлаждение» к духовной жизни. Унывающий человек тратит меньше времени на решение морально-нравственных вопросов. Он реже посещает церковь и причащается, меньше читает духовную литературу.
- Ухудшения здоровья. Душевное и телесное тесно связаны в человеке, и «болезнь» души может привести к болезням физическим. У того, кто впал в уныние, нарушается сон, пропадает аппетит, повышается утомляемость и уменьшается энергия.
Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам:
- может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
- отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе;
- лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.
Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.
Христианская церковь выделяет различные причины возникновения уныния: испытание, посылаемое Господом для духовного очищения, уязвленное самолюбие, тщеславие, утрата человеком веры, безбожие, недостаточное участие в духовной жизни. Неправильный образ жизни и нежелание следовать нравственному закону приводят людей к духовному кризису, выход из которого бывает сложно найти.
Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию.
Священнослужители говорят, что тоска бывает естественной для человека. Страдания души помогают воспитать в нем нравственные благодетели. Преодолевая уныние, человек духовно самосовершенствуется и приближается к Богу. Уныние может являться испытанием, посылаемым человеку от Бога, которое необходимо преодолеть.
Как бороться со смертным грехом уныния?
Православная церковь выделяет следующие способы по борьбе с унынием:
- Лучший метод противостояния унынию – посильная деятельность. Работа, выполнение своих обязанностей помогают человеку выйти из угнетенного состояния.
- Не терять силы духа и не поддаваться греху.
- Усердно молиться, .
- Читать духовную литературу, размышлять о вечных морально-нравственных вопросах.
- Посещать храм и церковные службы. Участвовать в церковных таинствах.
Уныние – болезненный смертный грех, с которым человеку необходимо бороться для нравственного совершенствования, приближения к Богу, выполнения своих работы и обязанностей, ведения образа жизни, надлежащего истинному христианину.
Как говорится в старом анекдоте, у меня один смертный грех - уныние, на остальные денег не хватает. Шутки шутками, а в чем вина унывающего человека, понятно не всем.
Кто-то утверждает, что это всё западная «кафолическая ересь», а у нас такого нет. Другой спрашивает с недоумением, почему же грехи «смертные». Третий отстаивает своё право на гнев, четвёртый… Одним словом, разброд и шатание, океан мнений. И где-то в глубине кроется ответ на вопрос, почему уныние – смертный грех.
Самый таинственный из всех смертных грехов
Представление о «смертных грехах» рождается на заре христианства, в III веке, когда о разделении церкви на католическую и православную ещё и речи не было. Но относились смертные грехи в то время исключительно к списку монашеских обетов, а в мирскую жизнь это понятие еще не вошло. Всё поменял Григорий Великий, «последний хороший папа», который ввёл термин «смертные грехи» в жизнь всех христиан. И уже тогда грех уныния стоял в этом списке выше, чем грехи плотские.
Что смертного в унынии?
Так что же такого «смертного» в унынии? Ведь печаль и скорбь – обычные переживания, знакомые каждому.
Суть именно в различении скорби и уныния. Со скорбью или ощущением утраты человек сталкивается постоянно, начиная с раннего детства: упало на асфальт мороженое - утрата. Мама не разрешила играть в луже - скорбь от нереализованного желания. Психология называет такое состояние фрустрацией и обычно считает его очень важным элементом роста и развития человеческой личности. Через столкновение с фрустрацией и скорбью мы учимся решать житейские задачи, находить решения проблем и становимся устойчивее как личность.
Однако бывает, что эти переживания оказываются столь сильными, что человек попадает в ловушку: куда ни глянь, везде боль, печаль и потери. Человек не видит, как выйти из этой ситуации, и у него опускаются руки: к чему стараться, если любое действие только усугубляет страдания?
Депрессия = Уныние
Именно это состояние современная медицина и называет депрессией, а христианство - унынием. Врачи и психологи считают, что в состоянии депрессии человеку требуется поддержка как извне – человеческая, так и изнутри – биохимическая.
Когда в христианском мире формировалось понятие об унынии как о смертном грехе, никаких действенных способов помочь людям в подавленном состоянии, какие дает современная психо- и фармакотерапия, не было. Единственным способом вытащить человека из депрессии было активизировать его внутренние ресурсы, вдохновить на продолжение жизни и преодоление трудностей. А это задача непростая, как тогда, так и сейчас. Если же оставить человека без помощи, то может случиться ужасное: долго ли протянет тот, кто не желает жить?
Уныние есть неверие в Господа
Так что же, уныние - смертный грех, потому что ведёт к смерти? Лучше всего об этом пороке говорят сами творцы христианской этики. Почитаемый и в западной и в восточной церкви святой и философ Иоанн Лествичник пишет об унынии так:
«Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2)».
Обращаясь к унывающему, Иоанн упрекает его в недостаточной вере в Господа: неужели ты считаешь, что Всевышний оставил бы тебя? Что он не любит тебя и отвернулся от тебя? Конечно, нет, ведь всякое испытание, случающееся с человеком, посылается ему для роста и для развития, и Господу, конечно, ведома мера сил, которая у человека есть.
Или обратимся к самому первому из всех источников: Евангелию.
«Не продаются ли два воробья за мелкую монету; но ни один из них не падает на землю без воли Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев» [Матфей ст.29 - 33].
А Иоанн Златоуст трактует:
«...Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться».
Здравствуйте друзья! В данной статье мы рассмотрим весьма актуальный вопрос – как избавиться от уныния? Но для полноты картины, нам так же нужно будет ответить на вопросы: что такое уныние? каковы причины этой распространённой духовной проблемы? уныние это грех или вовсе не грех, а если и грех то почему? И другие вопросы.Напомню, что проблему уныния мы будем рассматривать именно с эзотерической и духовной точки зрения (копнём в глубину).
Причин, почему человек может впасть в уныние – множество, и в каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально, чтобы помощь в избавлении от уныния была действительно эффективной. Но всегда есть общие закономерности и наиболее распространённые причины.
Предшествует унынию, как правило, апатия, а если уныние затягивается, то оно рискует перерасти в . Начнём с определений и разберёмся в сути этой неприятной проблемы.
Что такое Уныние?
Эзотерическое понимание уныния:
Уныние – потеря Духа, связи со своей и с Высшим (с Богом), состояние при котором ум теряет способность мыслить, душа разлагается от духовной лености, структуры начинают распадаться и идёт процесс саморазрушения личности.
Унылый человек – падший духом, потерявший веру (свой стержень), жизненные опоры и силы, утративший смысл жизни. Тот, кто отказался от развития и борьбы за свою душу и судьбу, отказался от поиска ответов и попыток решить проблему (сдался).
В некоторых писаниях говорится, что Георгий Победоносец павших духом и унылых собственноручно добивал мечом прямо на поле боя, т.к. считал уныние одним из тягчайших грехов, суть которого – предательство своей Души, а значит и Бога.
Уныние – это прежде всего духовная проблема, и первопричины её нужно искать не во внешнем мире и событиях, а внутри самого человека, в его ошибочных убеждениях, идеалах, мировоззрении.
Уныние является одним из основных препятствий на пути развития человека, как и гордыня, тщеславие и другие смертные грехи. В йоге уныние также считается одним из основных препятствий.
Другие определения характеризующие Уныние:
Из Википедии: Уны́ние (лат. acedia) – отрицательно окрашенное настроение, подавленное состояние духа, сопровождающееся общим упадком сил. Сильное уныние характерно для депрессии и может предварять самоубийство.
Уныние – тягчайшая страсть, способная погубить душу. Слово «уныние» («acedia» – от α - не и χήος - старание, труд) буквально означает - беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа. Эта страсть заключается в расслаблении всех сил души и тела, изнеможении ума, лености ко всякому духовному деланию и к труду, оставлении всякого христианского, спасительного подвига, отчаянии.
Преп. Амвросий Оптинский: Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает.
“Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны”.
Наука Радости (Кора Антарова): Помни, что радость – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся…
Ещё одно простое описание, которое мне очень понравилось: это состояние души высокомерных людей подверженных , когда у них что-то не получается.
Основные причины Уныния
Как описывают причины уныния религиозные люди:
Человек отдается тяжкому духу уныния, когда теряет всякую надежду на Бога (Веру). Уныние – это тяжкий смертный грех, который содержит в себе прикровенно богохульство, недоверие Богу и богосопротивленчество (гордыня, ). От неосознанного сопротивления Богу душа приходит в отчаяние и бессилие. Уныние страшно тем, что приводит в отчаяние. Отчаяние пытается окончательно погубить человека, подвигая его к . Уныние бывает по разным причинам, но основывается на матери всех грехов – . Сильнейшим основанием для уныния является также нераскаянность в накопившихся , особенно в тяжких.
Уныние происходит и от разных причин: от оскорбленного самолюбия или оттого, что делается не по-нашему; так же и от , когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и унываем.
Эзотерические причины Уныния:
- или утрата Веры , прежде всего веры в Бога. Утрата веры всегда ведёт к потере связи с Богом, Его защиты и покровительства. А когда теряется покровительство Бога, человека (его Душу) в оборот берут . В этом случае нужно выяснять почему произошла потеря , из-за чего Вера была разрушена, на какой внутренней слабости человек оступился.
- Потеря радости и связи со своей Душой. Такое бывает по разным причинам: разочарование в себе, непрощение себя, или когда человек в себе разуверился (утратил уверенность), непризнание собственных грехов (неискренность перед собой) и нежелание каяться.
- Потеря смысла жизни , разочарование в или, когда таковые вовсе отсутствуют. Человек без цели, как корабль без паруса и ветра. Смысл жизни раскрывается для человека в процессе поиска своего предназначения, призвания. Это ответ на вопрос – для чего я рождался на этой Земле? Пока человеком не найден хоть какой-то удовлетворительный ответ, он может быть склонен к унынию.
- Разрушение иллюзий собственного контроля над своей судьбой и жизнью других людей. Такое бывает у властных и горделивых людей, которые привыкли всё по жизни держать под личным контролем, подчинять всё и вся личной власти, только своей воле. Для таких людей самое важное, чтобы всё было так, как хотят именно они. А если судьба раскладывает карты по-другому, то в начале такие люди сильно нервничают, бесятся, а когда понимают, что происходящее не подчиняется их единственной воле и желаниям, от бессилия часто впадают в уныние и депрессию. В этом случае нужно и учиться .
- Крушение идеалов, кумиров, идолов. Другими словами, разочарование в ком-либо или в чём-либо. Например, вы сильно идеализировали какого-то человека, авторитета, защищая перед другими людьми его непогрешимость, святость, уникальность и т.п. И в какой-то момент вы увидели своего идола с негативной стороны, осознав, что он вовсе не бог сошедший с Небес, а обычный человек со своими слабостями и пороками. Когда ложные идеалы рушатся, человек почти всегда впадает в разочарование и уныние. В этом случае нужно как можно быстрее стряхнуть с себя обломки ложных идеалов, иллюзорной системы ценностей, чтобы не быть похороненным под ними, и превратить свою трагедию в победу, поблагодарив Бога и судьбу за пролитый Свет и открытые глаза.
- Духовная лень и безответственность за себя и свою судьбу. Духовная лень – нежелание прилагать усилий, чтобы решать насущные проблемы, нежелание развивать свою душу, избавляться от недостатков, достигать цели в жизни. – нежелание даже признавать, что решать эти проблемы должен именно ты, усилиями своего разума, своей души и воли. Духовная лень часто является следствием отказа от борьбы за свою душу, отказа от силы и движения вперёд (от развития). В таком случае, уныние и депрессия для человека являются , которое может привести его к безумию (потере рассудка).
Есть и другие причины уныния, которые, как я уже писал выше, нужно рассматривать и снимать индивидуально в каждом конкретном случае с или .
Эзотерические особенности. Что поражает уныние?
Как уже говорилось вначале, уныние поражает и разум и душу человека.
Уныние угнетает и блокирует : за нарушение принципов различения Добра и Зла и Борьбы (за отказ от борьбы, др.).
Так же негативные блокирующие воздействия оказываются на (безответственность, отказ от силы), на и (за негативное отношение к себе), кроме того, уныние угнетает индивидуальность человека – .
Прежде всего нужно понять, что позитивное мы в себе должны культивировать, когда освобождаемся от уныния:
- Чистую , как светлую созидательную силу своей души.
- , как умение ценить то Ценное, что дано нам в жизни Богом и судьбой.
- Смысл жизни, соответствующий предназначению Души человека. Если цели человека не соответствую его предназначению – он может впадать в уныние.
- Формирование истинной системы ценностей и идеалов, где во главе стоят ценности Вечные, Духовные.
- Настоящее светлое – умение с радостью принимать происходящее, всё то, что не подвластно нашей собственной воле.
Так же необходимо сказать, что самостоятельно довольно непросто победить уныние, так как в этом состоянии поражается разум человека, а он для решения этой духовной задачи должен быть в рабочем состоянии. Тем не менее, сложно не значит невозможно. Если у вас сильная Душа и есть реальная Вера в Бога – у вас получится.
Но самый эффективный способ победить уныние или депрессию – это получить помощь со стороны, желательно помощь специалиста, который быстро поможет найти индивидуальную первопричину вашей проблемы, которая часто бывает кармической, уходя корнями в прошлые воплощения души человека.
Алгоритм работы над собой:
- Выявить наиболее вероятные причины уныния (см. раздел Причины).
- Далее следует работа с конкретными причинами. Вы идёте по указанным ссылкам и находите на нашем сайте практические статьи с техниками и методиками, например, как убрать неверие или лень. Прорабатываете соответствующие рекомендации.
- Важно не только избавиться от того или иного недостатка, но и сформировать соответствующее достоинство. Если убирали неверие – нужно усилить Веру. Если избавлялись от безответственности – необходимо сформировать ответственность.
- Когда устранена основная причина уныния, нужно проработать и все остальные. Потому что не факт, что через время вы не наступите на следующие грабли.
- А чтобы гарантированно забыть от таких явлениях как апатия, уныние и депрессия – нужно запустить в своей жизни и душе процесс непрерывного развития и роста. Чтобы развитие и работа над собой стали вашим образом жизни, чтобы ступень за ступенью подниматься всё ближе к Богу, к Свету, к своему высшему предназначению.
А если вы примите решение, что вам необходима помощь наставника или целителя в решении подобных проблем – ! Я смогу рекомендовать вам хороших специалистов для индивидуальной работы.