Презентация по технологии "семья как экономическая ячейка общества". Цели урока: познакомить с понятием семья ее функциями, потребностями, путями их удовлетворения; дать понятие семейной экономики, предпринимательства; развивать понимание того, что благоп

Тема урока: Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье. Цели урока: познакомить с понятием семья ее функциями, потребностями, путями их удовлетворения; дать понятие семейной экономики, предпринимательства; развивать понимание того, что благополучие семьи зависит от каждого из ее членов; воспитывать у учащихся понимание того, что семья для каждого человека – «начало начал».


Что же такое семья? Семья – это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единство духовных интересов и стремлений, ответственности ее членов друг за друга, их взаимной помощи и поддержки.








Экономическая функция семьи сводится к следующему: ведение домашнего хозяйства; накопление семейного имущества и обеспечение его наследования; финансовая деятельность (правильно рассчитать семейный бюджет); участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности; подготовка детей к труду, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.


Семейная экономика – наука о повседневной жизни семьи Задачи: умение разобраться со своими потребностями, выбрать эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейке.


Источники доходов школьников: индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео-, радиоаппаратуры и т.д.); коммерческая деятельность (продажа, например, газет, журналов и т.д.); оказание услуг (присмотр за ребенком, помощь пенсионерам и инвалидам)


Беседа с учащимися 1. Что вы знаете о доходах своей семьи? 2. Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода? 3. На что расходуются деньги в вашей семье? 4. Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете? Что входит в эти расходы?


Практическая работа 1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт… А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье. 2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными(ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными. 3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пенсия по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.





Что необходимо, для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью? 1. Выбрать вид предпринимательской деятельности. 2. Изучить рынок: будет ли спрос на ваш товар или услугу. 3. Сделать экономические расчеты для определения экономической целесообразности занятия предпринимательством (составить бизнес- план).

Тема урока: Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье. Цели урока: познакомить с понятием семья ее функциями, потребностями, путями их удовлетворения; дать понятие семейной экономики, предпринимательства; развивать понимание того, что благополучие семьи зависит от каждого из ее членов; воспитывать у учащихся понимание того, что семья для каждого человека – «начало начал».


Что же такое семья? Семья – это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единство духовных интересов и стремлений, ответственности ее членов друг за друга, их взаимной помощи и поддержки.


Семья – ячейка общества


Функции семьи: воспитывающая; стабилизирующая и регулирующая; коммуникативная; экономическая.


Экономическая функция семьи сводится к следующему: ведение домашнего хозяйства; накопление семейного имущества и обеспечение его наследования; финансовая деятельность (правильно рассчитать семейный бюджет); участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности; подготовка детей к труду, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.


Семейная экономика – наука о повседневной жизни семьи Задачи: умение разобраться со своими потребностями, выбрать эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейке.


Источники доходов школьников: индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео-, радиоаппаратуры и т.д.); коммерческая деятельность (продажа, например, газет, журналов и т.д.); оказание услуг (присмотр за ребенком, помощь пенсионерам и инвалидам)


Беседа с учащимися Что вы знаете о доходах своей семьи? Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода? На что расходуются деньги в вашей семье? Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете? Что входит в эти расходы?


Практическая работа Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт… А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными(ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пенсия по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.


Предпринимательство в семье Предпринимательская деятельность – вид деятельности человека, который, владея материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли


Прибыль – это… разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство.


Что необходимо, для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью? Выбрать вид предпринимательской деятельности. Изучить рынок: будет ли спрос на ваш товар или услугу. Сделать экономические расчеты для определения экономической целесообразности занятия предпринимательством (составить бизнес-план).

Для каждого человека семья - это начало начал, а для общества - важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально-экономическое развитие.

Семья не только дает обществу новых членов, но, что очень важно, воспитывает их, делает пригодными для жизни в социуме. Основанная на человеческих и родственных привязанностях, семья является самой устойчивой, надежной единицей современного людского сообщества, поэтому в любом государстве она играет стабилизирующую и регулирующую роль. Не будь семьи, жизнь общества трудно было бы урегулировать правовыми нормами - законами. Члены семьи активно общаются между собой, передавая друг другу информацию - знания, впечатления, новости, - поэтому семья выполняет еще и коммуникативную функцию. И наконец, семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Ведь именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов" - техники, технологии, финансовых средств, материалов, людей и др. Таким образом, выполняемая семьей экономическая функция, связанная с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов, сводится к следующему:

1. Ведение домашнего хозяйства, которое можно рассматривать как частное производство, включающее бытовое обслуживание членов семьи, ведение личного подсобного хозяйства и т. д.

2. Накопление семейного имущества и обеспечение его наследования.

3. Финансовая деятельность, позволяющая правильно рассчитать и использовать бюджет семьи: движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление.

4. Участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности.

5. Подготовка детей к труду в домашнем и общественном производстве, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.

Все это изучает семейная экономика- наука о повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика - умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовле творения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и примени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

В современном обществе семья не может обеспечить себя всем необходимым только своими силами. Шахты, заводы, всевозможные организации и предприятия работают, в конечном счете, на потребности семьи -в жилище и безопасности, тепле, свете и отдыхе, в еде и транспорте, в информации и культуре. Существует необходимость объединять усилия с другими людьми, обмениваться результатами работы. В этом обмене участвуют деньги, которые нужно уметь заработать.

Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами. Ваши родители работают и на заработную плату содержат семью. Расходы на вас занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учебу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.

Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас многим школьникам позволяется иметь свой личный заработок не в ущерб учебе.

Источниками доходов школьников, кроме, конечно, карманных денег от родителей, могут быть, например:

Индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео- и радиоаппаратуры и т. д.);

Коммерческая деятельность (продажа, например, пирожков, газет и журналов и т. д.);

Оказание услуг (присмотр за ребенком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).

Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы на содержание детей всеми доступными им средствами - знаниями и умениями. В их числе не последние - экономия и бережливость.

На уроках технологии вы можете изготовить различные нужные для семьи вещи, которые сэкономят расходы семейного бюджета и будут полезны для домашнего хозяйства.

= > Практическая работа № 1

1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт... А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.

2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.

3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.


Семейная экономика, потребности, ресурсы, семейный бюджет.


1. Каковы основные функции семьи? 2. Что такое семейная экономика

и каковы ее задачи? 3. Расскажите о возможных способах увеличения

доходов современного школьника. __

1 Ресурсы- это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.

Тема урока: « Организация семейного бюджета»

Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из его членов.

Оборудование: рабочая тетрадь, схема « Доходная часть семейного бюджета».

Словарь: бюджет семьи, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.

Ход урока:

    Организация урока.

    Приветствие

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Сообщение темы урока

От многого зависит счастье семьи- гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь – и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.

Проверка домашнего задания:

Перед уроком учащимся было задано домашнее задание. Написать мини-сочинение « Моя семья», «Чем богат человек», « Какой я хотел бы видеть свою будущую семью».

Семья это рациональная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями.

    Формирование новых знаний

Для каждого человека семья – это начало начал, а для общества- важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально-экономическое развитие.

Семья не только дает обществу новых членов, но, что очень важно, воспитывает их, делает пригодными для жизни в социуме. Основанная на человеческих и родственных привязанностях, семья является самой устойчивой, надежной единицей современного людского сообщества, поэтому в любом государстве она играет стабилизирующую и регулирующую роль. Не будь семьи, жизнь общества трудно было бы урегулировать правовыми нормами- законами. Члены семьи активно, во общаются между собой, передавая друг другу информацию- знания, впечатления, новости, - поэтому семья выполняет еще и коммуникативную функцию.

И, наконец, семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Ведь именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких – либо ресурсов - техники, технологии, финансовых средств, материалов, людей и др. Ресурсы – это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.

Таким образом, выполняемая семьей экономическая функция, связанная с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов, сводится к следующему:

    Ведение домашнего хозяйства, которое можно рассматривать как частное производство, включающее бытовое обслуживание членов семьи, ведение личного подсобного хозяйства и т. д.

    Накопление семейного имущества и обеспечение его наследования.

    Финансовая деятельность, позволяющая правильно рассчитать и использовать бюджет семьи: движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление.

    Участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности.

    Подготовка детей к труду в домашнем и общественном производстве, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.

Все это изучает семейная экономика – наука по повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика – умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

В современном обществе семья не может обеспечить себя всем необходимым только своими силами. Шахты, заводы, всевозможные организации и предприятия работают, в конечном счете, на потребности семьи – в жилище и безопасности, тепле, свете и отдыхе, в еде и в транспорте, в информации и культуре. Существует необходимость объединять усилия с другими людьми, обмениваться результатами работы. В этом обмене участвуют деньги, которые нужно уметь заработать.

Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами. Ваши родители работают и на заработную плату содержат семью. Расходы на вас занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учебу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.

Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас многим школьникам позволяет иметь свой личный заработок не в ущерб учебе.

Источником доходов школьников, кроме, конечно карманных денег от родителей, могут быть, например:

    Индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео-радиоаппаратуры и т. д.);

    Коммерческая деятельность (продажа, например, пирожков, газет и журналов и т.д.);

    Оказание услуг (присмотр за ребенком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).

Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы на содержание детей всеми доступными средствами – знаниями умениями. В их числе не последние – экономия и бережливость.

На уроках технологии вы можете изготовить различные нужные для семьи вещи, которые сэкономят расходы семейного бюджета и будут полезны для домашнего хозяйства.

Работа в тетради. Задание № 1

    Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт….А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.

    Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.

    Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.

4 Доходная часть бюджета

Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейкой больше. Так из каких источников складывается доходная часть семейного бюджета?

Рассмотрим схему 3 (учебник, с.20).

Совокупный доход семьи складывается:

Из заработной платы членов семьи;

Пенсий и стипендий;

Доходов от ценных бумаг;

Доходов от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

Выплат и льгот от общественных организаций;

Доходов из других источников;

Доходов от приусадебного участка;
-доходов от предпринимательской деятельности.

5. Расходная часть бюджета.

Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или менее знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратятся деньги – представление имеют весьма смутное, приблизительное.

« Просто раздать и растратить деньги, а вот тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради чего и как следует, способен не всякий, и это не просто»,- слова эти сказаны Аристотелем более 2200 лет назад, а звучит актуально, свежо, современно. Многие понятия не имеют, на что у них уходят деньги. Любое серьезное исследование семейных бюджетов шокирует обследованных, когда они узнают, какие громадные суммы разощлись по мелочам, потекли, как песок, сквозь пальцы.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы – расходы которые можно осуществить или запланировать на какой либо период.

Переменные могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единственными (непредвиденными).

Денежные расходы семьи делят на три группы: личное потребление, налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.

Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным?

(ответы учащихся)

Правильно к обязательным платежам относят налоги, оплата услуг детского сада, плата за образование, оплата коммунальных услуг, погашение банковских кредитов и т. д.

А знаете ли вы какие платежи относятся к коммунальным? (ответы учащихся)

Правильно к коммунальным платежам относятся: плата за отопление,газ, воду, телефон, электроэнергию и т.д.

От чего зависит плата за отопление?(ответы учащихся)

Правильно, отплата зависит от площади отапливаемых помещений.

А знаете ли вы, как оплачивается потребляемая электроэнергия? Приведите пример расчета (ответы учащихся)

Правильно, плата за электроэнергию зависит от стоимости 1 кВт. Ч и количества потребляемой энергии.

Задание 1. Прповерьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

    7. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы.. но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право в распределении доходов и уметь это делать рационально. Проведите дома эксперимент. Попробуйте месяц или два вести денежные дела в семье: считайте, прикидывайте, анализируйте, прогнозируйте. Гарантирую: побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд не простой. Но всему можно научиться. Успехов вам в этом поприще.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!