Общеобразовательная коррекционная программа обучения 7 вида. Специальные (коррекцинные) программы обучения

Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.

Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют:

Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.

Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).

По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.

Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).

Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.

Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.

2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.

3. Наполняемость классов 7-12 человек.

4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.

5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).

6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».

7. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

8. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.

2. Наполняемость классов 7-12 человек.

3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).

4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.

5. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

6. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).

7. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.

В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.

Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.

казенное образовательное учреждение Воронежской орбласти «Хреновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VII - VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Учебные программы по предметам:

«Русский язык», «Чтение», «Математика», «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

(наименование учебного предмета / курса)

для обучающихся 2 специального класса VII вида __________________________________________________________________

(ступень образования/класс)

на 2010-2013 уч. год .

(срок реализации программы)

Составлены на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе под редакцией Т.С.Заляловой

с. Хреновое

2010г.

ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка.

Литературное чтение в начальных классах коррекционной школы является органической частью систематического курса русского языка и литературы.

Задачи уроков чтения:

    Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период «Обучения грамоте», формирование правильного слогового чтения;

    Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

    Формирование умений воспринимать литературное произведение, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

    Развитие нравственных представлений и чувств, художественного вкуса, творческого воображения, коррекция личностного развития ребёнка;

    Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

    Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству;

    Развитие и расширение первоначальных знаний ребёнка об окружающем мире, обогащение его чувственного опыта, развитие мыслительной деятельности и познавательной активности.

Программа по чтению содержит разделы, связанные:

    С тематикой чтения;

    С умениями и навыками чтения, работой над текстом;

    С внеклассным чтением;

    С основными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

    Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятой школой для работы на уроках. Произведения для чтения должны быть доступны по объёму, содержанию и лексико-грамматической структуре. На начальном этапе, во время повторения и систематизации умений и навыков, на уроках используются связные тексты букварного периода, которые знакомы детям. При переходе к чтению по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Некоторые из них могут использоваться как предмет углубленной работы.

    Умения и навыки чтения, работа над текстом. Развитие и совершенствование навыка чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков, в ходе анализа произведений с использованием приёма выборочного чтения и др.

Работая над текстом, дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях, сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом. От учеников требуется умение самостоятельно делить текст на части и составлять план прочитанного. Работая с детьми с ЗПР, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно.

Работа над текстом также предусматривает:

Составление плана прочитанного;

Передачу содержания и иллюстраций к нему;

Выполнение краткого и выборочного пересказа;

Анализ художественных произведений;

На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря.

    Одним из разделов работы над текстом является внеклассное чтение , которое во втором классе проводится один раз в неделю.

Цель занятий внеклассным чтением – формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой.

Задачи этих уроков: знакомить учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, с их авторами; воспитывать читательскую активность и любознательность; расширять и углублять знания по другим предметам; развивать индивидуальные интересы и склонности; обучать приёмам работы с книгой; сформировать интерес к книгам и положительное отношение к самостоятельному чтению, Вкруг самостоятельного чтения входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения.

Перечень разделов программы:

104 часа, 3 часа в неделю

1. Устное народное творчество – 9ч.

2. Люблю природу русскую. Осень. – 8ч

3. Русские писатели – 12ч.

4. О братьях наших меньших 7ч.

5. Из детских журналов – 5ч.

6. Люблю природу русскую. Зима. –9ч.

7. Писатели детям. – 12ч.

8. Я и мои друзья. – 8ч.

9. Люблю природу русскую. Весна – 8ч.

10. И в шутку, и всерьез. – 11ч.

11. Литература зарубежных стран. – 16

Согласно учебному плану, на уроки чтения во 2 классе отводится 4 часа в неделю, один час из которых – внеклассное чтение. Всего - 138 часов.

Тематика чтения.

Произведения устного народного творчества – стихи и песни, загадки, считалки и потешки, сказки; небольшие по объёму художественные произведения писателей и поэтов прошлого и современности. Традиционная тематика детского чтения: картины родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь животных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба детей.

Умения и навыки чтения.

Правильное, плавное, сознательное чтение вслух целыми словами (трудных слов – по слогам) в темпе30-40 слов в минуту. Соблюдение ударений в слове, пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, при перечислении. Отчётливое произнесение слов, умение слушать чтение и рассказывание учителя.

Работа над текстом.

    Формирование знаний, необходимых для правильного восприятия произведения. Знание названия произведения, фамилии автора, последовательности событий. Умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного; найти в тексте подтверждение своему ответу; различать действующие лица и оценивать их поступки; составлять рассказ по воображению на основе прочитанного, устно рисовать «словесную картину». Умение разделить текст на части по вопросам, определить с помощью учителя основную мысль прочитанного, пересказать содержание;

    Формирование речевых умений в связи с чтением. Умение находить в отрывке меткие слова и выражения, ярко характеризующие героя, природу, события, определять их значение; различать простейшие случаи многозначности слов; близко к тексту рассказывать басню, сказку,рассказ; связно передавать свои наблюдения за природой;

    Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге. Умения находить задания и вопросы к читаемому произведению, выполнять их с помощью учителя; по названию находить произведение в оглавлении и на нужной странице книги.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей в разное время года по изучаемым произведениям.

Экскурсии в природу, на близлежащие предприятия и к памятным местам для приобретения непосредственных впечатлений, подготавливающих к восприятию читаемых текстов.

Формирование умений самостоятельной работы с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Воспроизведение по вопросам содержания самостоятельно прочитанных произведений. Ориентировка в книге и в серии книг. Знание основных элементов книги: переплёт (обложка), корешок, страницы. Знание названий нескольких детских книг, Фамилии детских писателей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:

    Владеть темпом и громкостью речи как средством выразительного чтения;

    Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    Давать подробный пересказ небольшого доступного текста;

    Составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся;

    Самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать её под наблюдением учителя.

Учащиеся должны знать:

    Фамилии 3-4 писателей и названия их произведений для детей;

    Наизусть 7-8 стихотворений.

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.

При обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:

    Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;

    Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

    Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;

    Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

В курс предмета «Русский язык» входят разделы: грамматика, правописание, развитие речи и чистописании.

Задача курса грамматики, правописания и развития речи заключается в том, чтобы выработать у детей умение владеть устными и письменными формами речи, развить интерес к родному языку. Обучение включает в себя изучение следующих языковых явлений: звуки и буквы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонение и спряжение).

Задачей курса чистописание является развитие глазомера учащихся, письмо букв в порядке усложнения их начертания, слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умение располагать написанное на листе тетради, ориентироваться в строках, клетках тетради. Содержание графических упражнений составляет письмо наиболее трудных букв и соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счёт. Письмо учащихся должно быть опрятным, чётким и правильным.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

139 часов, 4 часа в неделю.

Выявление знаний и умений детей по русскому языку – 6ч.

Письмо и развитие речи – 26ч.

Звуки и буквы - 48ч.

Слово – 35ч.

Предложение – 24ч.

Согласно учебному плану школы, на уроки русского языка во 2 классе отводится 4 часа в неделю. В 1-ой четверти –36 уроков;

Во 2-ой четверти – 30 уроков;

В 3-ей четверти – 40 уроков;

В 4-ой четверти – 32 урока.

Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения

Выявление знаний и умений детей по русскому языку (6ч.)

Выявление знаний учащихся по письму, звуковому анализу и синтезу, по чтению. Выявление умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить своё рабочее место.

Письмо и развитие речи (26ч.)

Звуки речи (6ч.) Различение звуков в слове на слух: правильная и отчётливая артикуляция звуков. Звуки гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие; сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию (твёрдые – мягкие; звонкие – глухие).

Последовательное выделение звуков (20ч.) в односложных словах, состоящих из обратных слогов, или в двусложных словах, состоящих из двух гласных (типа ус, ау ); в односложных словах с закрытым слогом, без стечения согласных (типа мак ); в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа осы ); в двусложных словах из открытых слогов (типа рука ); в двусложных и многосложных словах с закрытым и открытым слогом (типа утка, кукушка ); в односложных словах со стечением согласных в слоге (типа волк, слон ). Самопроверка правильности выполнения задания. Соотнесение звука с буквой.

Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в схемах звукового состава слов.

Предложение, слово. Устные упражнения в составлении нераспространённых и распространённых предложений Составление предложений с предлогами в, на, за, над, под, перед .

Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчётливое произнесение целого предложения. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение значений слов. Различение терминов «слово», «предложение».

Чистописание.

Правильная посадка при письме, наклонное положение тетради, умение правильно держать карандаш и ручку при письме. Письмо прописных и строчных букв. Соотнесение печатных и письменных букв, обозначающих и один и тот же звук. Письмо элементов букв и их соединений, правильное расположение букв и слов на строке. Различение сходных по начертанию письменных букв: д-б, п-т, и-ш. г-п и др.

Списывание слов и предложений из двух-трёх слов с рукописных образцов. Самопроверка написанного.

Грамматика, правописание и развитие речи

Звуки и буквы (48ч.)

Дальнейшее развитие звуко-буквенного анализа. Соотношение количества звуков и букв в слове. Обозначение мягкости согласных гласными буквами. Различение букв и и й. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу .

Алфавит. Знание алфавита. Нахождение слова в словаре и в орфографическом словарике, распределение их в алфавитном порядке.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь .

Ударение. Устные упражнения в выделении ударного гласного в слове. Произнесение слов с правильным ударением. Обозначение ударной гласной в написанных словах. Выделение безударных гласных в словах с несколькими безударными гласными. Наблюдение за единообразием написания ударных и безударных гласных в корне однокоренных слов, как подготовка к изучению правила о правописании безударных гласных в корне слов.

Парные звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов и перед гласными. Нахождение в словах орфограмм, содержащие парные по звонкости – глухости согласные. Наблюдение за единообразием написания глухих и звонких согласных в конце слов, перед глухими согласными и перед гласными., как подготовка к изучению правописания звонких и глухих согласных в корне слов. Двойные согласные в наиболее употребительных словах. Разделительный мягкий знак.

Письмо под диктовку слов и предложений, состоящих из слов с изученными орфограммами. Списывание с рукописного и печатного текста.

Слово (35ч.)

Уточнение и обогащение словарного запаса путём употребления слов – названий предметов и явлений окружающего мира, их признаков и действий.

Предметы и их названия. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? Преобразование формы слов, обозначающих предмет в начальную форму.

Действия и их названия. Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал?

Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Связь названий признаков со словами, обозначающими предметы.

Родственные слова. Общее понятие о корне слова. Однокоренные слова.

Практические упражнения в употреблении имён и фамилий одноклассников, имён и отчеств учителей, названий родного города, улицы, реки, клички животного. Большая буква в их написании.

Раздельное написание предлогов со словами

Слова с непроверяемым написанием.

Предложение (24ч.)

Членение речи на предложения; составление предложений. Употребление слов, обозначающих предметы, действия, признаки в предложениях.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Подготовительные упражнения в составлении словосочетаний. Установление связи между словами при помощи вопросов.

Письмо под диктовку предложений и текстов, включающих изученные орфограммы. Знаки препинания, обозначающие конец предложения.

Связная речь

Упражнения в связной речи проводятся на протяжении всего программного материала по русскому языку.

Устные ответы на вопросы, объединённые темой. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление и запись под руководством учителя нескольких предложений, объединённых темой. Описание предмета под руководством учителя. Озаглавливание текста под руководством учителя. Изложение под руководством учителя текста в 20-30 слов по вопросам.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма.

Работа над правильным написанием букв и их соединений. Упражнения для перехода на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений. Совпадение темпа самодиктовки и написания букв в словах.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

III

Списывание

Диктант

Изложение

Сочинение

Ответы на вопросы

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 2-го класса учащиеся должны уметь :

Различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;

    Правильно произносить звуки и называть соответсвующие буквы, соотносить количество звуков и букв;

    Выделять окончание предложения соответствующими знаками;

    Писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населённых пунктов;

    Списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;

    Писать под диктовку текст в 30-35 слов, проверять правильность написанного;

    Выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

    Восстанавливать деформированный текст;

    Делить слова на слоги, переносить по слогам;

    Выделять ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, писать слова с сочетаниями жи, ши, ча,ща, чк, чн ;

    Писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными;

    Раздельно писать предлог со словом;

    Употреблять слова приветствия, прощания, извинения.

Математика

Пояснительная записка

В основу данной рабочей программы положено содержание программы начальной общеобразовательной школы:

    изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;

    ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;

    формирование практических умений (измерительных, графических);

    формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.

Изучение программного материала должно обеспечить
не только усвоение определенных знаний, умений и навы-
ков, но также формирование приемов умственной деятель-
ности, необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.

С целью усиления коррекционно–развивающей направленности курса начальной математики в программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.

Первоначальной задачей обучения математике является накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами, что даёт возможность детям лучше усвоить основные математические понятия и действия.

Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.

Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Повторение и систематизация знаний. – 30ч.

Сотня. – 143ч.

Повторение. – 3ч.

Содержание программы (173ч, 5ч. в неделю)

1. Повторение и систематизация знаний (30 ч)

Счет предметов, соотнесение цифры с количеством предметов, сравнение чисел, решение простых задач (на основе практических действий с предметами).

Десяток. Нумерация чисел. Счет прямой и обратный (по одному и группами). Счет от заданного числа до заданного (прямой и обратный). Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Сравнение чисел, знаки «больше», «меньше», «равно». Состав чисел от 2 до 10.

Простейшие фигуры. Точка. Линия. Получение прямой путем перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой. Отрезок. Изготовление модели отрезка путем перегибания листа бумаги, вычерчивание отрезков, сравнение.

Сложение и вычитание в пределах 10. Решение примеров и задач в одно действие.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Многоугольник. Изготовление модели многоугольника из палочек, из проволоки. Геометрические фигуры. Получение моделей фигур путем перегибания листа бумаги. Конструирование геометрических фигур из заданных частей. Обводка, штриховка, раскрашивание фигур, рисование орнаментов.

Чтение, запись и нахождение числовых выражений в 1-2 действия (без скобок).

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Измерение, черчение отрезков.

2. Сотня (143 ч)

Нумерация чисел в пределах 20 (35 ч) . Десяток как счетная единица.

Десятичный состав чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Случаи сложения и вычитания вида: 7 + 10, 10 + 7, 17- 10, 17-7,17 + 1,17-1.

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Черчение и измерение отрезков с точностью до 1 см. Нахождение суммы длин двух отрезков. Нахождение длины ломаной (из 2-3 отрезков).

Измерение длины и ширины прямоугольника.

Знакомство с прямым углом. Получение прямого угла перегибанием листа бумаги. Изображение прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Разметка и вырезание пря-моугольника заданных размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изготовление аппликаций из бумаги с использованием геометрических фигур.

Нумерация чисел до 100 (15 ч). Запись чисел, сравнение. Счет по 1 и группами. Десятичный состав чисел. Практические упражнения, иллюстрирующие образование чисел из десятков и единиц. Числа однозначные и двузначные.

Сложение и вычитание в пределах 100 (55 ч). Устные приемы сложения и вычитания. Свойства сложения и вычитания . Проверка сложения и вычитания.

Знакомство с письменным сложением и вычитанием чисел. Числовое выражение и его значение. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Решение задач изученных видов: на нахождение суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Конструирование фигур и объектов из отрезков разной длины и геометрических фигур. Построение и рисование бордюров из геометрических фигур и отрезков.

Умножение и деление (35 ч). Счет группами, нахождение суммы одинаковых слагаемых, разложение числа на одинаковые слагаемые (практические упражнения).

Умножение. Знак умножения. Свойства умножения.

Деление. Знак деления. Свойства деления.

Умножение однозначного числа на 2, 3, 4 и соответствующие случаи деления. Умножение и деление на 1. Названия компонентов действий при умножении и делении.

Нахождение части числа.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на нахождение суммы одинаковых слагаемых, на деление на равные части и по содержанию.

Изготовление композиций из геометрических фигур.

3.Повторение (3ч.).

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

1

2

1

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

    наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Учащиеся должны уметь :

    читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100, читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах100, располагая запись столбиком;

    решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2 действия;

    пользоваться знаками и обозначениями: >, м, кг, г;

узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Пояснительная записка.

Программа учебного курса «Окружающий мир» обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развития речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. У детей развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.

При изучении курса «Окружающий мир» решаются следующие основные задачи:

    Расширение кругозора детей;

    Повышение адаптивных возможностей детей благодаря их социальной ориентировки;

    Обогащение жизненного опыта детей путём организации предметно-практической деятельности;

    Уточнение, расширение и активизация лексического запаса;

    Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;

    Развитие устной монологической речи.

Изучение программного материала позволит каждому ученику понять своё место в окружающем мире (в системе «человек – природа – общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности.

Уроки «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» должны развить у детей способности:

    вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;

    задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;

    проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

    рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;

    делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;

    составлять высказывания из четырех- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;

    усвоить навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

    Где мы живем. – 2ч.

    2. Природа – 23ч.

    Жизнь города и села. – 8ч.

    Здоровье и безопасность. – 13ч.

5.Общение. – 6ч.

6. Путешествия. – 17ч.

Содержание программы II класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Знакомство с ближайшим окружением (44 ч)

Предметы вокруг нас (18 ч)

Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный.

Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами.

Размер предметов: большой - маленький, самый большой - самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и левая сторона тела и лица человека. Понятие: верх - низ, справа - слева, спереди - сзади. Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь :

    отбирать предметы указанного цвета, формы, величины (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;,

    создавать группы предметов одинакового цвета, формы и величины;

    различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;

    располагать и находить предмет по заданию учителя.

Наша улица, наш дом (7 ч)

Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, с чем оно связано, номер дома, квартиры.

Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых.

Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказать о своих обязанностях по дому.

Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка.

Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Праздники в семье.

Правила поведения дома. Режим дня. Определение времени по часам с точностью до часа. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены.

Режим и гигиена питания. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором. Экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.

Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, обстановке в квартире). Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности. Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настольных игр.

Умение правильно распределить 12-15 предметов (предметных картинок) по группам, называть их обобщающими словами: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

    свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес; элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;

    рассказать о составе семьи и о труде родителей по вопросам учителя, задать такие же вопросы однокласснику;

    4-6 названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви.

Учащиеся должны уметь:

    описать 1-2 игрушки и рассказать правила 1-2 настольных игр.

Наша школа, наш класс (7 ч)

Адрес школы. Вид здания снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначение комнат: класс, спальня, кабинет врача, зал, библиотека, столовая и др.

Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым.

Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассников, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей.

Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте).

Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда, спортивные принадлежности и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Школьная мебель.

Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.

Растения в классе (в групповой комнате). Названия двух-трех комнатных растений. Основные отличительные признаки (вьющийся стебель, мелкие листочки и т. д.). Уход за растениями.

Животные, содержащиеся в биологическом кабинете и в классах. Участие в уходе за ними.

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

    имя и отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;

    соблюдать основные формы обращения к взрослым и одноклассникам;

    знать и выполнять основные правила поведения на уроках; 4-6 названий предметов, относящихся к учебным и спортивным принадлежностям, школьной мебели, спортивной одежде. Учащиеся должны уметь:

    правильно называть 1-2 комнатных растения, животных, имеющихся в классе, в школе.

Наш город (село) (12 ч)

Название своего города (села), других городов Российской Федерации. Москва - столица Российской Федерации. Главная площадь и улицы столицы и родного города.

Ближайшая к школе улица. Общественные здания, находящиеся на этой улице (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр), их назначение. Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Правила пользования услугами этих учреждений.

Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Пешеходное движение запрещено».

Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.

Транспорт города (села): пассажирский транспорт - автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения в транспорте.

Профессия людей, занятых на строительстве зданий, обслуживающих транспорт. Машины, облегчающие труд людей (трактор, подъемный кран, экскаватор и др.).

Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Деятельность, взрослых и детей по охране природы.

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

    названия главной улицы и площади своего города (села);

    названия трех-четырех видов пассажирского транспорта;

    значение цветов светофора, различные указатели (стрелки, вывески, дорожные знаки); к кому обратиться за помощью в случае необходимости.

Учащиеся должны уметь:

    рассказать об основных отличительных признаках при сравнении отдельных видов транспорта (троллейбус и трамвай, автобус и троллейбус и др.);

    соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;

    соблюдать правила поведения в парках, скверах, других местах отдыха, охранять растения и животных.

Природа вокруг нас (24 ч)

Сезонные изменения в природе (10 ч) Воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времен года.

Осень. Названия осенних месяцев. Наблюдение характерных признаков: похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых.

Зима. Названия зимних месяцев. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой.

Весна. Названия весенних месяцев. Наблюдения характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

    названия времен года, их последовательность; названия месяцев;

    отличительные признаки противоположных времен года (осень - весна, зима - лето). Учащиеся должны уметь:

    составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.

Растения (6 ч)

Деревья, кустарники и травянистые растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, цветку, форме и величине плодов, коре).

Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др.

Умение рассказать о внешних отличительных признаках при сравнении двух растений (например, липы и березы, ели и сосны; мать-и-мачехи и одуванчика).

Умение отнести конкретные виды растений к обобщающим названиям: цветы, деревья, кустарники.

Животные (8 ч)

Птицы, встречающиеся на пришкольном участке (в ближайшем парке, сквере). Названия трех-четырех видов птиц и их птенцов. Внешние отличительные признаки (окраска оперения, характерные повадки).

Подкормка птиц зимой.

Домашние животные. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности.

Домашние птицы. Внешние отличительные (опознавательные) признаки. Узнавание и называние пяти-шести видов птиц и птенцов. Забота человека о домашних животных.

Дикие животные. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности.

Деятельность взрослых и помощь детей по охране природы. Правила обращения с домашними животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек и т. п.).

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

    названия пяти-шести растений, произрастающих на пришкольном участке;

    названия пяти-шести видов животных. Учащиеся должны уметь:

    узнавать изученные растения и известных им животных в природе;

    соблюдать правила поведения в природе.

Спецкурс «Коррекция в игре»

1 класс

Учитель Кабанова И.В.

Кол-во часов-33 часа; 1 час в неделю.

Планирование составлено на основе «Программы по коррекционно-развивающему курсу «Коррекция в игре для 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида».

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Коррекция в игре» необходимое занятие у школьников с ограниченными возможностями интеллекта. В 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.

Дидактическая игра любого вида развивает психические процессы, коммуникативные функции, поднимает настроение, так как этот вид деятельности наиболее близок и доступен школьнику в начальных классах. Большое внимание уделяется играм, направленным на взаимоотношение с окружающей средой, природой, бытом, семьей. Все это в конечном итоге позволяет воспитать адоптированную к жизни личность, готовую к трудовой деятельности и созданию семьи.

Игры, направленные на развитие на развитие психических процессов, помогают коррекции всех психических процессов (внимание, память, логическое мышление, творческое воображение).Игры, направленные на развитие речи, включают в себя развитие фонематического слуха, голоса, обогащают словарь учащихся, развивают речь в целом. Особое внимание уделяется на развитие взаимоотношений с окружающим миром, играм на ознакомление с животным и растительным миром, бытом, семьей.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.

Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.

Состав подгрупп имеет подвижный характер: одним обучающимся класса необходима индивидуальная коррекция, другие включаются в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 2 часа в неделю, 66 часов в учебный год. Занятия продолжительностью 15-25 мин проходят как в первую, так и во вторую половину дня.

На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Адресат

Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. (психолого-педагогическая характеристика класса)

Познание мира и окружающей среды обучающимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

Сконцентрированы усилия в 1 классе на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.

В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

На занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

    функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

    игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

    оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

o разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).

Основные направления коррекционной работы

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

Развитие моторики, графомоторных навыков;

Тактильно-двигательное восприятие;

Кинестетическое и кинетическое развитие;

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

Развитие зрительного восприятия;

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

Развитие слухового восприятия;

Восприятие пространства;

Восприятие времени.

Специфика программы

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

В программу введена методика М.И. Чистяковой Психогимнастика, направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

В программу включено обучение расслаблению.

Расслабление по контрасту с напряжением

При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: Твердый - мягкий. Сильный - слабый. Холод - тепло. Сосулька - водичка. Движение - сон. Страх - доверие. Злой - добрый .

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании

Почти все динамичные упражнения, игры и танцы заканчиваются расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает глубже расслабиться.

Основное содержание тем курса (разделы, структура)

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (6 часов)

Модуль 1. Коррекция психомоторики.

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (11 часов)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа).

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.

Раздел 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (31 час), из них:

    Формирование сенсорных эталонов цвета (11 часов)

    Развитие и коррекция формы (10 часов)

    Развитие и коррекция восприятия величины (9 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 4. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 5. Восприятие времени (5 часов).

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговая диагностика обучающихся (2 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

Виды и формы организации учебного процесса

На занятиях используются разные формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.

Основные методы программы: словесные, наглядные, практические.

Методы и приёмы технологии обучения : здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

1. Развитие моторики и графомоторных навыков:

    упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание);

    игры малой и средней подвижности с элементами основных движений («Дартс», «Кегли» и др.);

    задания, способствующие саморегуляции;

    упражнения для координации разных частей тела;

    игры по развитию тонких движений рук с использованием мелких деталей, сыпучих предметов и т.п.

    упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук;

    упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;

    упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук;

    имитационные игры и упражнения для кистей рук;

    упражнения для расслабления рук;

    развитие графических движений (штриховка, раскрашивание, дорисовывание, рисование и т.п.).

2. Развитие тактильно-двигательного восприятия:

    лепка из глины, пластилина, теста;

    аппликация из разного материала;

    оригами (конструирование из бумаги);

    макраме (плетение из ниток, веревок);

    рисование (пальцами, кусочком ваты, «бумажной кисточкой»);

    игры с мозаикой, конструктором;

    игры с пазлами;

    сортировка мелких предметов (пуговицы, жёлуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;

    игры с водой разной температуры;

    игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

    пальчиковая гимнастика с использованием массажа и самомассажа;

    дидактические игры для развития тактильных ощущений;

    упражнения по различению температуры, веса, качества поверхности;

    игры и упражнения, направленные на развитие различных компонентов двигательной сферы.

3. Развитие восприятия формы, величины, цвета предметов:

    игры и упражнения на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.

    игры и упражнения на сравнение предметов (объектов) по высоте, сравнение плоскостных изображений, сравнение нарисованных предметных изображений, сравнение параметров предметов по представлению;

    игры и упражнения на цветоразличение, умение сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:

    Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

    Действия по соотнесению предмета с эталоном.

    Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

    практические упражнения в черчении геометрических фигур;

    работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

практические

экскурсии

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

Развитие психомоторики

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Тактильно-двигательное восприятие

Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.

Формирование сенсорных эталонов цвета.

Развитие и коррекция восприятия формы.

Развитие и коррекция восприятия величины.

Развитие пространственно-временного восприятия.

Итоговое обследование

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоения курса

Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.

Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучающиеся должны знать:

    правила пользования письменными принадлежностями;

    кинезиологические упражнения.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

    распознавать основные эмоции;

    выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

    составлять предмет из частей.

Раздел Восприятие формы, цвета, размера.

Обучающиеся должны знать:

    названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;

    названия основных размеров: длина, ширина, высота;

    названия форм предметов;

    цвет – свойство предмета.

Обучающиеся должны уметь:

    выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);

    анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

    различать и называть основные цвета;

    классифицировать геометрические фигуры;

    сравнивать предметы по размерам;

    сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;

    различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

    различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.

Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.

Обучающиеся должны знать:

    название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

    отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;

    названия дней: вчера, сегодня, завтра;

    названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

    названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Обучающиеся должны уметь:

    определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;

    ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;

    ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

    применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;

    определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;

    выделять части суток и определять порядок дней недели;

    ориентироваться на поле бумаги;

    определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.

Раздел Тактильно-двигательное восприятие.

Обучающиеся должны уметь:

    определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

    целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

    составлять предмет из 2-3 частей.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

    Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

    В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

Выделять существенные признаки предметов;

Сравнивать между собой предметы, явления;

Обобщать, делать несложные выводы;

Классифицировать явления, предметы;

Определять последовательность событий;

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    формирования познавательных интересов;

    расширения практического опыта детей;

    привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона познавательных интересов).

Для эффективного использования возможностей формирования познавательных интересов организовывается процесс обучения через новые знания, возникающие в результате активной умственной деятельности детей. Деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

Общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

Совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

Развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.

Дополнительная

    Антонова С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

    Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

    Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.

    Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.

    Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.

    Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Список литературы

    Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

    Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.

    Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс/Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html

    Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. Текст /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!