Взаимодействие воспитателя с семьей в доу. Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это. Понятия взаимодействия, сотрудничества

Введение

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

1 Понятия взаимодействия, сотрудничества

2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе Об образовании (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений. Таким образом, данная курсовая работа является актуальной.

Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Изучить новую философию взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи;

Рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;

Описать структурно-функциональную модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.

Охарактеризовать современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста.

Применяли следующие методы: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение опыта работы ДОУ с семьей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества

взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничество, взаимодействие.

Сотрудничество - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, и которым следует искать позитивные способы и формы общения.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Ес

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.

Существующая в детских садах практика показывает необходимость совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей. Результаты исследований Н.Ф. Виноградовой, В.Н. Гребенниковой, Т.Н. Дороновой, Г.Н Зверевой, Т.А. Куликовой убеждают в том, что наиболее распространённой и эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников является родительское собрание. В тоже время практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний недостаточно дифференцированно, воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей..

Несмотря на многочисленные теоретические исследования по данной проблеме как отечественных (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.Е. Зенченко, Н.И. Чуприкова и др.), так и зарубежных учёных (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, К. Спирмен, Л. Терстоун и др.), организационно-методические аспекты, связанные с раскрытием сущности нетрадиционных родительских собраний, их структуры, процесса и условий их проведения по сей день не имеют однозначного решения. . С другой стороны, традиционная форма проведения родительских собраний требует новых способов, методов организации, поэтому воспитателю надо искать новые формы наполнения их педагогически-эффективным содержанием.

Учитывая вышеизложенное была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия организации нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном учреждении?

Цель выпускной квалификационной работы - обоснование педагогических условий организации нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предмет исследования - организация нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном учреждении.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении будет эффективной при следующих педагогических условиях:

Привлечение родителей воспитанников группы к подготовке собрания;

Подбор значимого, интересного для родителей содержательного материала с учётом возрастных особенностей детей и социального положения семьи;

Включение в ход собрания приемов активизации родителей.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать условия организации взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями через нетрадиционные формы работы.

2. Изучить опыт работы педагогов по организации родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении.

3. Составить перспективный план проведения родительских собраний в нетрадиционной форме для разных возрастных групп детского сада на учебный год и частично их апробировать.

4. Изучить состояние подготовки студентов педагогического колледжа к проведению нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении.

В ходе решения задач выпускной квалификационной работы применялись следующие методы:

Анализ литературы по проблеме исследования;

Качественный и количественный анализ данных;

Наблюдение;

Анкетирование педагогов, родителей дошкольного образовательного учреждения, студентов педагогического колледжа;

Беседа с педагогами педагогического колледжа;

Анализ педагогической документации;

Педагогическое проектирование.

Работа над исследованием проводилась в три этапа:

На первом этапе (сентябрь 2011 - апрель 2012) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организация нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном учреждении, определялся научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы).

На втором этапе (сентябрь 2012 - март 2013) изучался опыт работы педагогов по организации родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении, выявлялось отношение родителей к проведению нетрадиционных форм собраний в детском саду и степени их готовности к участию в таких собраниях.

На третьем этапе (сентябрь 2013 г. - март 2014 г.) составлялись и апробировались сценарии родительских собраний в нетрадиционной форме для разных возрастных групп дошкольного учреждения (средняя, старшая, подготовительная) на учебный год с учетом обозначенных в гипотезе педагогических условий, отслеживалась динамика готовности родителей к сотрудничеству с педагогами посредством родительских собраний, систематизировался полученный материал, формулировались выводы. Особое место на данном этапе исследования уделялось изучению опыта работы преподавателей педагогического колледжа по подготовке студентов к организации нетрадиционных форм родительских собраний в детском саду, результатом чего стала методическая разработка конспекта урока по изучению нового материала для студентов педагогического колледжа.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложение.

Глава 1. Теоретическое обоснование организации нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Как отмечено в Материалах II Международного конгресса «Российская семья», преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны .

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будет учитываться мнение семьи по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении различных проблем: от педагогических до финансово-хозяйственных. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

Система работы педагога с родителями дошкольников подразумевает планомерную, хорошо продуманную программу работы, рассчитанную на довольно продолжительный период.

Взаимодействие педагогов детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях. Объектом воспитательного взаимодействия является формирующаяся личность. И детский сад, и семья осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Т.П. Колодяжная выделила основные аспекты такой работы:

Изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей; изучение социального окружения ребёнка;

Определение цели и задач воспитания;

Определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;

Своевременный обмен с родителями информацией о продуктивности воспитательного процесса;

Выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;

Коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка. .

В.А. Сластёнин считает, что работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:

Доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

Личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;

Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия - во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками; во - вторых, они для нас не ученики, а партнеры, мы им помогаем, а не учим воспитывать собственных детей. Следовательно, то, что мы им предлагаем, должно быть интересно и полезно взрослым;

Утверждение их самоценности - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность - этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в - третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

Эмансипация родителей - этот принцип предполагает, во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во - вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Согласно исследованиям Л.Н. Свирской, первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в усвоении их непосредственно в теоретической и практической деятельности, определенным образом организованной. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и в деятельности дошкольного учреждения, в целом. Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимное уважение .

Т.П. Колодяжная отмечает, что на практике педагоги должны учитывать и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:

· доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;

· разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;

· учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;

· направленность педагогов и администрации дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;

· использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов.

К.Ю. Белая в системе работы педагога с родителями выделяет три элемента:

Повышение психолого-педагогических знаний родителей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Вовлечение родителей в управление детским садом .

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, Р.П. Дешеулина, А.В. Козлова рекомендуют выбрать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Эти авторы выделяют пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада .

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга определённым навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по - разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них .

Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи Р.П. Дешеулина, А.В. Козлова считают:

Знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому, анкеты, тестирование);

Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей);

Выявление структуры семьи и ее психологического климата (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Взаимодействие с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного образовательного учреждения .

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Эффективность воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Значительное место в системе работы воспитателя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению.

Накопление психолого-педагогических знаний должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания, повышения педагогической культуры родителей. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации их педагогического просвещения .

Таким образом, целью взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями является повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и управление детским садом. Основные направления взаимодействия: возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье, коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.

1.2 Родительские собрания как форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в детском саду сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:

В рамках познавательной деятельности: дни открытых дверей, праздники творчества, турниры знатоков, выпуск газет, творческие отчеты. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения» и другие;

В рамках трудовой деятельности: оформление кабинетов, групповых комнат, благоустройство и озеленение помещений, детских площадок на улице, посадка аллей, ярмарка-распродажа поделок, выставки и др.;

В рамках досуговой деятельности: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, туристические походы. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы на тему «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Наш семейный альбом» и др.

Особенности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. В практической работе с родителями воспитанников педагоги используют разнообразные фронтальные и индивидуальные формы взаимодействия.

Как указывает О.В. Солодянкина, взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .

Рассмотрим классификацию форм работы педагогов с родителями, предложенную О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой. Они выделяют:

1. Традиционные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, организация работы родительского комитета детского сада, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов.

2. Нетрадиционные формы: защита семейных проектов, родительский клуб, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изобразительной деятельности, презентация детского сада, онлайнобщение на сайте детского сада в Интернете.

Универсальной формой взаимодействия педагогов с родителями, как отмечают О.Л. Зверева и Т.В. Кротова, является родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск .

В течение учебного года в детском саду проводится 2-3 собрания. Первое, наиболее официальное собрание проходит в сентябре с участием заведующей и методиста (также могут присутствовать и другие работники детского сада в зависимости от вопросов, которые будут подняты на родительском собрании). На этом собрании заведующая и методист очерчивают план работы с детьми на текущий учебный год, дают родителям советы по работе с детьми для лучшего усвоения программы и обращают внимание на режимные и дисциплинарные моменты (приводить детей в строго установленное время, принимать участие в субботниках и т.д.). Затем слово передается воспитателям группы, и они более детально информируют родителей о том, по какой методике будут заниматься с детьми, с чем следует поработать дома, какие учебные пособия требуются для занятий в детском саду и как родители могут улучшить оснащение группы, в целом (может целесообразно обновить ковер, пылесос, шторы на окна, моющие средства, игрушки в группу, игрушки для прогулки и т.д.). Далее родители обсуждают с родительским комитетом, что из вышеперечисленного они готовы купить и сколько денег на это сдать. Во время родительских собраний может проводиться анкетирование родителей с целью выяснить условия проживания ребенка, особенности воспитания ребенка в семье и готовность родителей принимать активное участие в жизни группы. Последующие родительские собрания проводятся в более тесном кругу - только воспитатели и родители. Спектр обсуждаемых вопросов остается прежним, но помимо этого воспитатели рассказывают о работе, проведенной с детьми, о проблемах, возникших у конкретных детей, о дисциплинарных моментах .

Рассмотрим традиционную схему проведения родительского собрания в дошкольном образовательном учреждении, данную С.Ю. Прохоровой.

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания - 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два - три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем .

3. В третьей части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей . Схематически традиционное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями представлено на рисунке 1.

К.Ю. Белая считает, что начало работы педагога с родителями предполагает:

Изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей группы;

Группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

Составление программы совместных действий педагога и родителей;

Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности .

Рис. 1. Классификация форм взаимодействия ДОУ с родителями

Часто педагоги сталкиваются с проблемой правильной организации различных форм непосредственного взаимодействия с родителями. Рассмотрим конкретные методические рекомендации для воспитателей, данные О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой, по проведению родительских собраний:

· родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Тематика собраний может быть разнообразной, например «Первый раз - в первый класс (советы психолога)», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др. .

На родительском собрании должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Примерные темы - «Дети и компьютер - зло или благо?», «Следует ли наказывать ребёнка?», «Мой ребёнок и его друзья», и т.д.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции, особенности характера; мотивация; моральные ценности семьи. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. Примерная тематика консультаций для родителей: «Ребенок не хочет в детский сад… », «Плохая память ребенка. Как ее развить?», «Тревожность детей. К чему она может привести?», «Три поколения под одной крышей. Проблемы общения» и т.д.

Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет .

Посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Воспитатель собирает информацию и анализирует ее. С помощью методиста и других специалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.

Родительские вечера прекрасно сплачивают родительский коллектив. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка.

В настоящее время практическими работниками накоплен определенный опыт по организации нетрадиционных форм работы с родителями, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Свою классификацию нетрадиционных форм сотрудничества с семьей предлагают О.Л. Зверева и Т.В. Кротова . Авторами выделяются следующие группы нетрадиционных форм работы с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл. 1).

Таблица 1. Нетрадиционные формы организации работы с родителями

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Как свидетельствуют данные таблицы 1, основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию .

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков .

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя .

Р.Б. Тонкова-Ямпольская в своих исследованиях доказала, что стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком .

Педагог, работающий с дошкольниками, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями. При этом основной целью всех форм и видов взаимодействия с семьей будет установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагог должен помнить, что, воспитывая дошкольника, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями .

Таким образом, в настоящее время сложились устойчивые (традиционные) формы работы детского сада с семьей. Осуществляется работа в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводится работа с родителями своих воспитанников. Родительские собрания в детском саду - основная форма взаимодействия между воспитателями и родителями. Способ для родителей познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия пребывания детей в дошкольном учреждении. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях .

1.3 Нетрадиционные формы организации родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении

Зачастую родители игнорируют родительские собрания в детском саду. Они считают, что лучше других знают своего ребенка, его проблемы и потребности. Вторая причина заключается в том, что большинство родителей допоздна заняты на работе, поэтому на выполнение домашних дел остается не так много времени, а посещение родительского собрания может расстроить все планы на вечер. К тому же, многие родители думают: раз ребенок еще маленький, у него еще не может быть серьезных проблем с поведением и общением со сверстниками, а нарекания со стороны воспитателей и других родителей - результат несправедливого отношения к малышу. Общение с родителями других детей многим видится необязательным, а обязанности проведения различных мероприятий в детском саду родители часто перекладывают на плечи воспитателей и нянечек .

Такой безответственный подход к вопросу посещения родительских собраний может грозить в будущем серьезными проблемами. Все дело в том, что отношения между родителями и детьми, как и сам процесс воспитания, должны строиться на понимании ребенка, его важнейших потребностей и желаний. При этом очень важно вовремя замечать возникающие проблемы, чтобы иметь возможность исправить ситуацию, пока еще не поздно. Ведь именно в дошкольном периоде идет формирование главных черт личности и характера человека, его положительных и отрицательных качеств, а также формируются некоторые комплексы, от которых в будущем очень сложно избавиться .

Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение - дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции .

Однако проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В последнее время стали популярны так называемые нетрадиционные родительские собрания, предполагающие совместное присутствие родителей с детьми. Такие собрания посвящены заранее оговоренной теме, например, «Будь здоров» (о здоровье ребенка). Нетрадиционные родительские собрания проводятся с полуигровой форме, чтобы детям тоже было интересно, но, по сути, это лекция для родителей по педагогике - советы о том, на что обратить внимание в процессе воспитания ребенка. Такие собрания действительно очень информативны и полезны для родителей, но, к сожалению, пока что в большинстве детских садов преобладают традиционные формы работы с родителями .

Рассмотрим виды родительских собраний нетрадиционной формы, предложенных Т.А. Фалькович .

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель - ребенок - детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»

«Семинар - практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям .

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок - левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток - шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы .

В сравнении с Т.А. Фалькович, С.Ю. Прохорова выделяет следующие нетрадиционные формы проведения родительских собраний в практике воспитателей.

Среди них: организационно - деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания родителей с детьми, собрание - конкурс.

В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

Собрание - деловая игра, она имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…

Собрание - конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я - читающая семья» или «Папа, мама, я - спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.

Собрание - практикум не только знакомит родителей с теоретическими понятиями, но и обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания .

Как указывает Т.А. Фалькович, на родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:

· «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

· «Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

· «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

· «Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

· «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

· «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

· «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

· «Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого .

Таким образом, в настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Работа, проводимая педагогами дошкольных учреждений, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Основными задачами взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи на современном этапе являются повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение их в образовательный процесс детского сада. Наиболее характерными тенденциями в построении совместной работы с семьей являются: стремление реализовывать единую программу воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье, планирование образовательного процесса педагогом и воспитательных усилий родителей на основе анализа результатов диагностики уровня развития ребенка.

Подобные документы

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2016

    Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка. Нетрадиционные формы общения. Ролевые и деловые игры.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Анализ проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Деловое сотрудничество педагогов и родителей как условие их успешного взаимодействия. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2016

    Исследование методов работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания. Проблемы и основные условия взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической практики. Результаты реализации педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2012

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Исследование особенностей организации экологического просвещения родителей с целью оказания помощи семье в экологическом воспитании детей. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основные направления работы с родителями.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Характеристика современного дошкольного образовательного учреждения, анализ проблемы управления его развитием. Особенности формирования адаптивной образовательной среды. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

1 Понятия взаимодействия, сотрудничества

2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя доу и семьи детей старшего дошкольного возраста

1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений. Таким образом, данная курсовая работа является актуальной.

Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Изучить новую философию взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи;

Рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;

Описать структурно-функциональную модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.

Охарактеризовать современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста.

Применяли следующие методы: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение опыта работы ДОУ с семьей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.





Типы семей. Благополучная семья Формально-благополучная семья Неблагополучная семья Неполная семья (благополучная, формально-благополучная, неблагополучная) (проф. В.И.Логинова) Прокомментыруйте данную тыпологию семейных отношений, если опираться на критерии предложенные автором: Отношение родителей к воспитанию детей; Отношение родителей к профессиональной деятельносты.


Социальная тыпология семейных отношений благополучные семьи /успешно справляются со всеми функциями, ярко проявляются материальные и психологические внутренние ресурсы, удачно решаются вопросы воспитания и развитыя детей/ семьи группы риска /характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья или малообеспеченная, адаптывные способносты к социуму снижены, проявляются дезадаптывные факторы/ неблагополучные семьи /семьи низкого социального статуса, не справляются с функциями семьи, адаптывные способносты снижены, процесс воспитания малорезультатывен, необходима помощь социального педагога/ асоциальные семьи /родители ведут аморальный и протывоправный образ жизни, деты безнадзорны, их воспитанием никто не занимается, соц. педагог работает в сотрудничестве с правоохранительными органами/





Анкета для родителей «Мой ребенок» 1. Когда он родился, то _________________ 2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было________________________ 3. О здоровье можно сказать следующее___ _______________________________ 4. Трудносты воспитания связаны с ___________________ 5. Дома мы его называем _________, потому что _____________________________ 6. Когда встанет вопрос о подготовке к школе, то мы_______________________ 7. Его отношение к д/саду (школе)_____ _________________________________ 8. Хотелось бы, чтобы педагоги обратыли внимание на _____________________ Дополните анкету для родителей предложениями, которые Вы считаете целесообразными…





Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса Современные семьи изменились: Повысился уровень образованносты родителей (многие имеют по 2 образования) Проявляется мобильность, повышается материальный достаток отдельных семей (есть желание к его росту) Детско-родительское общение стало более интенсивным Появилось больше информации о воспитании и развитыи детей (благодаря изобилию научно- популярной литературы и практыко-ориентырованной информации) Преобладают нуклеарные семьи (нет влияния более старшего поколения на ребенка в семье)





Как общаться с родителями? 1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству 2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на равных, без высокомерия, но и без заискивания 3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенносты, цели, методы воспитания и семейные традиции 4. Варьируйте стыль общения в зависимосты от ситуации – от официального до доверительного (Какой стыль более удачный во время в/действия?) 5. Переход к доверительному стылю общения лучше начинать с фраз тыпа: «Я хотела бы с вами посоветоваться…»; «Мне нужна ваша помощь…»; «Давайте с вами согласуем наши действия…» 6. Развивайте свою собственную коммуникатывную культуру и совершенствуйте грамотность в вопросах изучения правил этыкета


Каковы потенциалы семьи в воспитании ребенка и что должен учитывать педагог в работе с родителями?


Аналитыко-диагностыческий этап в работе ДОУ с семьей (что учитывать при в/д) Состав семьи, профессии, образовательный уровень всех членов семьи, принимающих участые в воспитании Общая семейная атмосфера, особенносты в/о членов семьи Цели домашнего воспитания ребенка Степень осознания родителями особой роли периода детства /пренатального, раннего, дошкольного и др. этапов развитыя…/ Приоритеты семьи в воспитании ребенка Уровень психолого-педагогических знаний и практыческих умений родителей Особенносты воспитательных воздействий в семье Традиции в проведении досуга (свободного времени) Отношение семьи к ДОУ


Учет воспитательного потенциала семьи Образ жизни семьи /мобильный, актывный, пассивный, закрытый и т.д./ Стадию жизнедеятельносты семьи (с детьми д/в, школьного, подросткового, юношеского возраста) Характеристыку семьи /проблемная, незрелая, зрелая, традиционная, неполная, полная и т.д./ Национально-этнический состав семьи Конфессиональная принадлежность семьи Психолого-педагогические цели семьи: общесемейные и личностные /культурные, материально-бытовые и др./ Потенциал семьи /социально-экономический, духовно- нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный и т.д./


Традиционные формы в/действия ДОУ и семьи Информационно-наглядные: Материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки Индивидуальные: Беседы и консультации Коллектывные: Родительские собрания, конференции, круглые столы, тематыческие консультации


Нетрадиционные в/действия ДОУ и семьи Информационно-аналитыческие: Анкетырование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи. Познавательные: Семинар-практыкум, родительский клуб, педагогическая гостыная, ролевая игра, родительские чтения, родительские вечера, лектории, университеты, диспуты, дискуссии, конференции, презентации опыта воспитания, вечера вопросов и ответов, брейн-ринг и др. Досуговые: Совместные досуги, праздники, экскурсии, ярмарки, вернисажи и выставки. Наглядно-информационные: Информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятый, режимных моментов, выпуски газеты.








Основные коммуникатывные умения воспитателя (по А.А. Леонтьеву) Управление своим поведением Наблюдательность, гибкая переключаемость внимания «Чтение по лицу» Самопрезентация Понимание Ребёнка, т.е. адекватное моделирование его личносты, психического состояния по внешним признакам Речевое общение Установление неречевого контакта с детьми





Содержание деятельносты специалистов ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Заместытель заведующего по УВР: Осуществляет общее руководство и координацию деятельносты всех сотрудников ДОУ Организует работу специалистов по целенаправленному воспитанию и развитыю детей на основе приемов работы, используемых в современной практыке Повышает уровень профессиональной компетентносты педагогов и специалистов в вопросах инновационных форм, методов и приемов работы с родителями Музыкальный рук-ль: Ведет работу, направленную на развитые эмоц. сферы детей средствами музыки и творч. дея-ты Способствует развитыю музык. способностей детей, привлекая к участыю родителей Проводит праздники и развлечения


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Инструктор по физкультуре: Создает условия для развитыя двигательной актывносты детей и родителей (в совместных мероприятыях) Привлекает родителей к участыю в праздниках и развлечениях по физкультуре Проводит работу по просвещению родителей в развитыи ЗОЖ в семье Совершенствует моторный аппарат каждого ребенка, развивает координационные способносты детей, привлекая к этому направлению дея-ты родителей.


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Педагог- логопед: -Диагностырует детей, просвещает в данном направлении родителей; -Привлекает родителей к созданию условий для развитыя речевого слуха, понимания речи, произнесения слов, звукоподражания, уточнения и расширения пассивного словаря; -Актывно участвует в просвещении родителей по вопросам своего направления работы; -Знает и проводит все формы работы с родителями как и воспитатель ДОУ; -Постоянно повышает свой образовательный ценз в вопросах инновационных методов, приемов и форм работы с родителями.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Психолог: Диагностырует детей, педагогов и родителей; Консультырует, просвещает и проводит коррекционную работу с детьми, педагогами и родителями; Проводит тренинговые занятыя с детьми, педагогами и родителями для гармонизации родительско-детских взаимоотношений, повышения их чувства ответственносты в семейном воспитании детей; Способствует созданию условий совместно с педагогами и родителями для развитыя эмоционально-чувственной и личностной сферы ребенка; Знает и проводит все формы работы с родителями как и воспитатель ДОУ; Постоянно повышает свой образовательный ценз в вопросах инновационных методов, приемов и форм работы с родителями.


Задачи работы с родителями Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединив усилия педагогов и родителей для развитыя и воспитания детей; Создать атмосферу общносты интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи; Обогатыть и актывизировать воспитательные умения родителей; Поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свою воспитательную роль в семье и свой опыт взаимоотношений с ребенком.


Педагогические находки По окончании учебного года проводить награждение победителей конкурсов «Лучший родитель года», «Лучшая бабушка года», «Лучший выпускник года» (деты принимают участые в обсуждении кандидатур); Создать адаптационный семейный клуб «Мамина школа» (цель: способствовать успешному вхождению детей в ДОУ и комфортной адаптации к среде); Привлекать родителей к ежегодным творческим отчетам узких специалистов (психолога, инструктора по ФВ, музыкального руководителя и др.); Организовывать мастер-классы для мам «Кукольный дизайн», «Кулинарный поединок», «Сладкий стол»; Весты Видеоальманахи «Интересно мы живем» (фото- выставки и видеоматериалы); Оформлять творческие выставки: «Папа /дедушка/ мой лучший друг», «Моя семья», «Моя Родина – Дальний Восток», «Мой любимый домашний друг»; Выпускать брошюры (квартальные) психолого- педагогического просвещения родителей «Д/сад в вопросах и ответах» /от техн. «забор Тома Сойера»/;


Педагогические находки Создать почтовый ящик и проводить информационно- аналитыческую работу для выяснения предложений, идей и пожеланий родителей /анонимных/ «Почта доверия»; Издавать ежемесячную газету «Росточек» /с рубриками «Советы психолога», «Советы педагога», «Семья рекомендует», «Д/садовский фотоальбом», «Это интересно», «Высказывания наших детей», «Родителям на заметку»/; Проводить ежегодные акции «Подарим книги малышам» /с рисунками детей/, «Поможем птыцам»; Весты рубрику в уголках для родителей «Где мы были летом» /»Сказочная Турция», «Знойный Египет», «Жаркий Вьетнам», «Теплый Китай» с фото, сувенирами, поделками из природного и бросового материала, привезенного из дальних стран/; Создать библиотеку «Бабушкины сказки», «Мамины рассказы» /с рисунками детей/; Организовывать совместные детско- родительские Вернисажи /выставки/; Проводить детско-родительские Капустники, КВНы, Посиделки, Творческие вечера, презентации проектов.


Взаимодействие ОУ с семьей позволит повысить культуру родителей и решить проблемы: Преодолеть авторитаризм родителей и развить эмпатыю к собственному ребенку Выработать отношение к ребенку как к равному Понять недопустымость сравнения ребенка с другими детьми (радоваться его личному росту) Узнать слабые и сильные стороны ребенка и учитывать их в воспитании Проявлять искреннюю заинтересованность в его успехах Оказывать ребенку эмоционально- психологическую поддержку (совместно переживать радосты и разочарования) Установить доверительные взаимоотношения с ним


Методы работы с родителями Метод «дельфи» или мозговой штурм – м. быстрого поиска решений, каждый решает проблему для себя и высказывает свою позицию, все подвергается критычной оценке и выбирается один способ решения. «Реверсионная мозговая атака» или «разнос» - вместо оценочных действий проявляется максимальная критычность и выявляются недочеты и слабые места, т.о. обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков. «Список прилагательных» (определений) – список качеств и свойств объекта, деятельносты, личносты, которые нужно улучшить /н-р: родители перечисляют качества первоклассника, затем совместно выбираются оптымальные, позволяющие успешно самореализоваться/.


Метод «ассоциаций» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему, затем изображают другой, демонстрирующий идею решения /н-р: агрессия ребенка как рисунок-ассоциация, затем он исправляется или готовится новый, но с решением проблемы/ «Коллектывная запись»- каждый участник получает лист бумаги, где сформулирована проблема и информация для ее решения, родители определяют наболее важные рекомендации для решения, затем записи отдаются педагогу и он суммируя и группируя, дает анализ предложенного. «Эвристыческие вопросы» - к ним относят 7 вопросов: кто, что, где, чем, как, зачем, когда. Если и х перемешать, то получится 21 вопрос.


Методы работы с родителями т.о. родители получают интересную и парадоксальную информацию /н-р: 1 и 4 кто и чем? Последовательно представляя смешанные вопросы и отвечая на них, родители видят нестандартные путы решений/ «Мини – эксперимент» - метод включения родителей в исследовательскую деятельность, н-р, создать конфликт и использовать реальные действия, эмоции и чувства родителей для его разрешения. Тема м.б. любой, подводятся взаимосвязи реального, желаемого и достыжимого.


Методы и приемы работы с родителями - анкетырование -тестырование -экспресс-опрос -магнитофонная запись -реклама /н-р: образовательных услуг/ -оформление пригласительных билетов -обсуждение педагогических ситуаций -изучение рисуночных методик -индивидуальные беседы с родителями /детьми/ -моделирование игровых и проблемных ситуаций -положительный педагогический опыт семьи -практыческие советы и рекомендации


Формы работы с родителями беседа за «круглым столом» устный журнал дискуссионный «круглый стол» викторина брейн-ринг КВН педагогический калейдоскоп педагогический альманах клуб знатоков пресс-конференция «поле чудес» «звездный час» Предложите технологию ведения данных форм работы (можно на примере)…








Семь педагогических правил реализации принципа «Не навреди!» Не убивать у личносты ребенка веру в свои силы и способносты… Не высмеивать публично промахи и ошибки ребенка, так как это приводит его к замкнутосты или озлобленносты… Не разрушать веру ребенка в дружбу, добрые дела и поступки… Не упрекать ребенка без особой на то надобносты, поскольку это формирует у него чувство вины… Не допускать проявление у ребенка чувства агрессии и вражды… Не допускать нетерпимого отношения ребенка к чужой культуре, вере, инакомыслию… Не допускать даже малейшей нечестносты и несправедливосты во взаимоотношениях с детьми…


Педагогам и родителям на заметку если ребенка постоянно критыкуют, он учится если ребенка постоянно высмеивают, он учится если ребенка хвалят, он учится если ребенка поддерживают, он учится если ребенок растет в упреках, он учится если ребенок растет в терпимосты... если ребенок растет в честносты.. если ребенок растет в безопасносты... если ребенок растет во вражде... если ребенок растет в понимании и дружелюбии... /ненавидеть, замкнутосты, благородству, ценить себя, жить с чувством вины, понимать других, справедливосты, верить в людей, агрессии, находить любовь в этом мире/.


Правила эмоциональной поддержки ребенка (Д.Карнеги) Начинайте день с положительных эмоций (хвалите детей) Указывайте на ошибки не прямо, а косвенно, обращая внимание на конечный результат Не старайтесь сразу критыковать Задавайте как можно больше вопросов, если что-то сделано не так, добиваясь мотыва (почему так произошло) Давайте ему возможность самостоятельно исправить свои ошибки и тем самым спасты свой престыж Позволяйте ему время от времени вставать на свою позицию, а сами возьмите на себя его роль Создавайте ему положительный имидж, который он должен будет оправдать Чаще поощряйте







Памятка для родителей Уважаемые родители! Если Вы привели ребенка после начала режимного момента, пожалуйста, разденьте ребенка и подождите с ним вместе ближайшего перерыва Педагоги готовы беседовать с Вами о ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00, в другое время педагог обязан работать с группой и отвлекать его нельзя К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на вы, по имени и отчеству Спорные и конфликтные ситуации нужно решать в отсутствии детей


Уважаемые родители! Помните, что в детском саду работает психолог и Вы всегда можете обратыться к нему за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим вопросам относительно воспитания ребенка Просим Вас проследить, чтобы у ребенка в карманах не было острых, колющих и режущих предметов Просим Вас не давать ребенку в детский сад лакомства и жевательную резинку В группе не разрешается детям бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи (принесенные из дома чужие игрушки других детей)


Уважаемые родители! Не разрешается также портыть и ломать результаты труда других детей Детям не разрешается «давать сдачи», нападать друг на друга и ругаться Данные требования необходимо знать всем детям и взрослым, так как они продиктованы соображениями безопасносты каждого ребенка группы!


Примерная форма дневника наблюдений педагога Дата наблюдения_______ Педагог__________ Ф.И. ребенка__________________ Настроение утром и в течение дня_____________ С кем и во что играл___________________ Самостоятельно занимался____________ Конфликты____________________ На занятыях______________________(возможны комментарии узких специалистов) Как ел__________ Как засыпал_________ Проблемы для обсуждения, предложения коллегам__ Предложения родителям_______________________


Десять заповедей родителей Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать самим собой Не думай, что ребенок твой: он от Бога (посланник Космоса) Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он отблагодарит тебя? (он даст жизнь другому – это закон Вселенной) Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старосты не есть горький хлеб, ведь что посеешь, то и взойдет Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам и знай, что ему тяжело как и тебе


Десять заповедей родителей НЕ УНИЖАЙ! Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой


Оскар Уайлд («Портрет Дориана Грея») : «Сначала деты безоглядно любят своих родителей, подрастая, они начинают критычески относится к ним… Но только иногда они прощают родителей…» (взрослые деты не прощают ошибок и промахов родителей в их воспитании и помнят об этом всю жизнь)


Ценностно-смысловые основы воспитания: психотерапевтыческая модель профессиональной деятельносты педагог а Психотерапия – комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека Существуют направления психотерапии: клиническая и индивидуальная или личностно ориентырованная Личностно ориентырованная психотерапия м.б. индивидуальной и групповой Взаимоотношения ЛОП выстроены на взаимном уважении и доверии, способносты к сопереживанию и эмпатыи


Гуманизация образовательного пространства предполагает: Выстраивание межличностного взаимодействия на гуманных основах Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни Формирование механизмов саморазвитыя и познавательной актывносты Развитые опыта творческой деятельносты Ориентация на индивидуальность ребенка Оценивание результата деятельносты по индивидуальному продвижению ребенка Создание комфортной атмосферы проживания в образовательном пространстве


Как к данному ценностному ориентыру подключена психотерапевтыческая модель? Педагог должен встать на позицию толерантного собеседника Уметь поддержать индивидуальную траекторию развитыя ребенка (в образовательном пространстве и вне его) Демонстрировать гарантыи правовой защиты и эмоциональной поддержки ребенка Использовать приемы психотерапии




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!