Организуем правильно учет принятых обязательств. Принятые бюджетные обязательства - бухгалтерские проводки Какой суммой закрывать 500 счета

Операции по санкционированию расходов отражаются на счетах раздела 5 Единого плана счетов с одноименным названием "Санкционирование расходов", синтетический код которого - 0 500 00 000 и название тождественно названию раздела - "Санкционирование расходов". Счет 0 500 00 000 предназначен для обобщения информации:

    о ходе исполнения утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) сметных (плановых) назначений;

    по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным) финансовый год.

Счет 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" Плана счетов бюджетного учреждения включает следующие группировочные счета:

    В отношении которых осуществляется санкционирование:

0 500 10 000 "Санкционирование по текущему финансовому году";

0 500 20 000 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)";

0 500 30 000 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)";

0 500 40 000 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";

    в разрезе объектов учета:

0 502 00 000 "Принятые обязательства";

0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения";

0 506 00 000 "Право на принятие обязательств";

0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения";

0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения".

Порядок ведения учета санкционирования расходов в разрезе объектов учета

Счет 502 0 0 000 "Принятые обязательства»

Операции по санкционированию обязательств бюджетного учреждения (далее - обязательств), принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств). Инструкция 157н дает определение принятых учреждением обязательств (денежных обязательств):

Обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;

Денежные обязательства - обязанности учреждения уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Группировочные счета к счету 0 502 00 000

    в разрезе финансовых периодов:

0 502 10 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год";

0 502 20 000 "Принятые обязательства на очередной финансовый год";

0 502 30 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)";

0 502 40 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным";

    в разрезе объектов учета:

0 502 01 000 "Принятые обязательства";

0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Кредитовый оборот по счету 0 502 00 000 отражает сумму принятых бюджетным учреждением обязательств, в т.ч.:

    К 0 502 01 000 "Принятые обязательства" - отражает сумму обязательств, принятых бюджетным учреждением на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году по соответствующим КОСГУ. Основанием для записей служат документы, подтверждающие принятие обязательств: правовые акты, договоры, соглашения, контракты и проч.

    К 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" - отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году. Документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, являются счета-фактуры, накладные или прочие документы в соответствии с условиями сделки по гражданско-правовому акту.

Операции по принятию учреждением обязательств (денежных обязательств) и их изменению оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств« - К 0 502 01 000 "Принятые обязательства"

При этом сумма уменьшений принятых денежных обязательств отражается способом "Красное сторно".

Сумма обязательств учреждения, по которым возникла обязанность уплатить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств (денежные обязательства), отражается записью:

Д 0 502 01 000 "Принятые обязательства» - К 050202000 "Принятые денежные обязательства"

Таким образом, в целом счет 0 502 00 000 имеет только кредитовый оборот, дебитовый оборот возможен только по счету 0 502 01 000 в корреспонденции со счетом 0 502 02 000.

Счет 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения"

Группировочные счета к счету 0 504 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

050410000 "Сметные (плановые) назначения текущего финансового года»

050420000 "Сметные (плановые) назначения очередного финансового года"

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства сметные назначения планируются только на 2 года: текущий финансовый год и следующий за текущим или очередной финансовый год.

0 504 00 100 "Сметные (плановые) назначения по доходам";

0 504 00 600 "Сметные (плановые) назначения по выбытию финансовых активов";

0 504 00 700 "Сметные (плановые) назначения по увеличению долговых обязательств"

0 504 00 200 "Сметные (плановые) назначения по расходам";

0 504 00 300 "Сметные (плановые) назначения по приобретению нефинансовых активов";

0 504 00 500 "Сметные (плановые) назначения по приобретению финансовых активов";

0 504 00 800 "Сметные (плановые) назначения по погашению долговых обязательств";

Виды доходов (поступлений) и расходов (выплат) соответствуют кодам КОСГУ.

Операции по счету 0 504 00 000 отражаются и по дебету, и по кредиту счета. Однако, дебет счета 0 504 00 000 отражает сумму сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), (следовательно, в бухгалтерских записях будут использованы Д 0 504 00 200 "Сметные (плановые) назначения по расходам", Д 0 504 00 300 "Сметные (плановые) назначения по приобретению нефинансовых активов», Д 0 504 00 500 "Сметные (плановые) назначения по приобретению финансовых активов", Д 0 504 00 800 "Сметные (плановые) назначения по погашению долговых обязательств"), а кредит счета 0 504 00 000 отражает сумму сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) (в бухгалтерских записях будут использованы К 0 504 00 100 "Сметные (плановые) назначения по доходам", К 0 504 00 600 "Сметные (плановые) назначения по выбытию финансовых активов», К 0 504 00 700 "Сметные (плановые) назначения по увеличению обязательств").

Операции по отражению утвержденных сметных (плановых) назначений и их изменений будут следующими:

Д 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (0 504 00 200, 0 504 00 300, 0 504 00 500, 0 504 00 800) – К 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (0 506 00 200, 0 506 00 300, 0 506 00 500, 0 506 00 800) – на суммы расходов (выплат), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Д 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения» (0 507 00 100, 0 507 00 600 0 507 00 700) - К 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (0 504 00 100, 0 504 00 600, 0 504 00 700) – на суммы доходов (поступлений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Счет 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Счет предназначен для обобщения информации об объеме права на принятие обязательств бюджетным учреждением в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Группировочные счета к счету 0 506 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

0 506 10 000 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год";

0 506 20 000 "Право на принятие обязательств на очередной финансовый год";

Т.е. счет 0 506 00 000 имеет как и счет 0 504 00 000 только два финансовых периода, т.к сметные назначения планируются только на 2 года: текущий финансовый год и следующий за текущим или очередной финансовый год.

    в разрезе видов расходов (выплат)

0 506 00 200 "Право на принятие обязательств по расходам";

0 506 00 300 "Право на принятие обязательств по приобретению нефинансовых активов";

0 506 00 500 "Право на принятие обязательств по приобретению финансовых активов";

0 506 00 800 "Право на принятие обязательств по погашению долговых обязательств".

Т.к. право на принятие обязательств у бюджетного учреждения может возникнуть только по расходам (выплатам), то они кодируются аналогично счет 0 504 00 000 и соответствуют кодам КОСГУ.

Счет 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" может иметь и дебитовый. и кредитовый обороты. При этом оборот по кредиту счета отражает объем обязательств в денежном выражении, принятие которых обеспечено сметными (плановыми) назначениями по доходам (поступлениям), утвержденными (с учетом их изменений) на соответствующий финансовый год. Фактически - это объем права на принятие обязательств в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения доходов (поступлений).

Д 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения» - К 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (050600200, 050600300, 050600500, 050600800) – на суммы расходов (выплат) , утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) и их изменений.

При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается способом "Красное сторно".

Д 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (050600200, 050600300, 050600500, 050600800) – К 0 502 01 000 "Принятые обязательства» (0 502 01 200, 0 502 01 300, 0 502 01 500, 0 502 01 800)- на суммы принятых обязательств и их изменений.

При этом сумма уменьшений принятых учреждением обязательств отражается способом "Красное сторно".

Учреждение не может принять обязательств на сумму больше, чем сумма расходов, утвержденная сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), поэтому счет 0 506 00 000 может иметь остаток по кредиту, который показывает разницу между утвержденной суммой расходов и принятыми обязательствами и фактически означает сумму, на которую учреждение имеет право принять обязательства в разрезе кодов расходов в соответствии с КОСГУ.

Счет 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения"

Предназначен для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению.

Группировочные счета:

    в разрезе финансовых периодов

0 507 10 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год";

0 507 20 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на очередной финансовый год".

Аналогично счетам 0 504 00 000 и 0 506 00 000 счет 0 507 00 000 имеет два плановых периода: текущий и очередной финансовый годы.

    в разрезе видов доходов (поступлений)

0 507 00 100 "Утвержденный объем доходов";

0 507 00 600 "Утвержденный объем выбытия финансовых активов";

0 507 00 700 "Утвержденный объем увеличения долговых обязательств".

Счет 0 507 00 000 имеет и дебитовый, и кредитовый обороты в течение финансового года. При этом дебитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 507 00 000 отражает сумму денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году, а кредитовый оборот - свидетельствует о сумме исполнения по доходам (сумме поступлений) в соответствующем финансовом году.

Счет 0 507 00 000 может иметь дебитовый остаток, который отражает разницу между суммой доходов (поступлений), утвержденных сметой или планом учреждения и фактически поступивших в финансовом году или сумму доходов (поступлений), которая должна поступить в финансовом году.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (050700100, 050700600, 050700700) – К 0 504 00 000 "Сметные плановые назначения"(0 504 00 100. 0 504 00 600. 0 504 00 700) - на суммы доходов (поступлений) и их изменений, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается способом "Красное сторно".

Д 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения» (0 508 00 100, 0 508 00 600, 0 508 00 700) - К 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (050700100, 050700600, 050700700) – на суммы исполнения в текущем финансовом году по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения.

Такой же записью отражается сумма возвратов полученных ранее доходов (поступлений) бюджетного учреждения, произведенных в текущем году, только способом "Красное сторно".

Счет 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения"

Счет предназначен для обобщения информации о суммах полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов, (поступлений)) и сумм возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений)).

Группировочные счета к счету 0 508 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

0 508 10 000 "Получено финансового обеспечения текущего финансового года";

0 508 20 000 "Получено финансового обеспечения на очередной финансовый год».

    в разрезе видов доходов (поступлений)

    0 508 00 100 "Получено доходов";

    0 508 00 600 "Получено поступлений от выбытия финансовых активов";

    0 508 00 700 "Получено поступлений с увеличением долговых обязательств"

Доходы (поступления) учреждения кодируются в соответствии с кодами КОСГУ.

В течение финансового года счет отражает только обороты по дебету, соответственно, может иметь только дебетовые показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 508 00 000, которые отражают суммы полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов (поступлений)), с учетом произведенных в текущем финансовом году возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений)) бюджетного учреждения.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (0 508 00 100, 0 508 00 600, 0 508 00 700) – К 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (0 507 00 100, 0 507 00 600, 0 507 00 700) - на сумму доходов (поступлений), поступивших бюджетному учреждению и возвратов ранее полученных доходов.

Синтетический счет 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» никогда не имеет остатка, поэтому не может быть отражен в бухгалтерском балансе бюджетного учреждения. Сводная информация бухгалтерских записей по счету 0 500 00 000 представлена в таблице – журнале регистрации операций по санкционированию расходов.

500-е счета санкционирования легко запутают даже опытного специалиста В статье расскажем об особенностях и сложностях учета. Приведем примеры, которые помогут разобраться бухгалтеру бюджетного учреждения.

Счета 500-й группы обобщают информацию об исполнении плановых назначений плана ФХД. Какой счет применить в конкретном случае, зависит от объекта учета:

  • обязательства - 0 502 00 000;
  • сметные (плановые, прогнозные) назначения - 0 504 00 000;
  • право на принятие обязательств - 0 506 00 000;
  • утвержденный объем финансового обеспечения - 0 507 00 000;
  • полученное финансовое обеспечение - 0 508 00 000.
  • Важная статья:

Код, который указывают в разряде 22 номера счета (0 500 00 000), зависит от того, к какому финансовому периоду относится обязательство (см. заметку на стр. 20). Рассмотрим, как применять 500-е счета.

Счет 0 502 00 000 «Обязательства»

На счете 0 502 00 000 отражают принятые бюджетные и денежные, принимаемые и отложенные обязательства. Именно они вызывают наибольшие трудности, так как данные по ним включают в отчетность (ф. 0503738, ф. 0503775).

По кредиту счета 0 502 01 000 отражают сумму обязательств, которые приняло учреждение. Это, например, суммы заключенных контрактов, заработной платы, налогов с ФОТ, выплат по исполнительным листам.

А по кредиту счета 0 502 02 000 - сумму денежных обязательств, которые приняло учреждение. Это могут быть подотчетные суммы, стоимость имущества, авансы по контрактам и т. д.

Когда услуги оказаны или имущество поступило, но их еще не оплатили, возникает неисполненное денежное обязательство. В бухгалтерской отчетности такую сумму приводят в графе 11 формы 0503738. И она должна быть равна кредиторской задолженности в форме 0503769.

По счету 0 502 07 000 учитывают принимаемые обязательства. Счет используют, если учреждение заключило контракт конкурентным способом. Суммы экономии показывают по дебету счета.

Пример 1:

Учреждение разместило извещение об аукционе на покупку автомобиля с максимальной ценой 1 млн руб. По итогам аукциона заключили контракт на 830 тыс. руб. (КФО 4).

Бухгалтер в учете сделал записи:

ДЕБЕТ 07 01 0000000000 244 4 506 10 310
КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 502 17 310

- 1 000 000 руб. - принято обязательство при размещении извещения;


КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 502 11 310

- 830 000 руб. - принято обязательство при заключении контракта;

ДЕБЕТ 07 01 0000000000 244 4 502 17 310
КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 506 10 310

- 170 000 руб. - отражена сумма экономии.

500-е счета 0 502 99 000 применяют для отложенных обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода). То есть он появляется в учете, когда бухгалтер формирует, например, резерв на оплату отпусков. В этом случае по кредиту показывают сумму резерва. Проводки делают в паре с проводкой по счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». Суммы принятых обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражают по кредиту счета 0 502 01 000 и дебету счета 0 502 99 000.

Пример 2:

В 2016 году бюджетное образовательное учреждение начислило резерв по предстоящим отпускам в размере 100 тыс. руб. В 2017 году оно использовало созданный резерв.

Бухгалтер оформил данные операции следующими проводками:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 401 20 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 401 60 211

- 100 000 руб. - начислен резерв на оплату предстоящих отпусков;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 506 91 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 502 99 211

- 100 000 руб. - принято бюджетное обязательство в счет резерва по отпускам;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 401 60 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 302 11 211

- 20 000 руб. - начислены суммы на оплату отпусков в 2017 году за счет резерва;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 502 99 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 502 11 211

- 20 000 руб. - принято обязательство 2017 года при использовании ранее созданного резерва;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 506 10 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 506 91 211

- 20 000 руб. - принято обязательство за счет ранее сформированных отложенных обязательств.

Счет 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»

По счету 0 504 00 000 учитывают исполнение плановых назначений в разрезе объектов учета. Дебетовый показатель - это суммы плановых назначений:

  • по расходам (счет 0 504 00 200);
  • по приобретению нефинансовых активов (счет 0 504 00 300);
  • по приобретению финансовых активов (счет 0 504 00 500);
  • по погашению долговых обязательств (счет 0 504 00 800).

Кредитовый показатель отражает сумму сметных назначений:

  • по доходам (счет 0 504 00 100);
  • по выбытию финансовых активов (счет 0 504 00 600);
  • по увеличению обязательств (счет 0 504 00 700).

Аналитический учет операций по этому счету ведут в карточке учета сметных (плановых) назначений.

Пример 3:

Бюджетное учреждение включило в план финансово-хозяйственной деятельности: доход от оказания платных услуг - 2 млн руб.; расходы на выплату заработной платы - 1,5 млн руб.; начисления на выплаты по оплате труда - 300 тыс. руб.; покупку матзапасов - 200 тыс. руб.

Бухгалтер показал это в учете так:

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 130 2 507 10 130
КРЕДИТ 07 04 0000000000 130 2 504 11 130

- 2 000 000 руб. - отражена сумма доходов;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 111 2 504 11 211
КРЕДИТ 07 04 0000000000 111 2 506 10 211

- 1 500 000 руб. - отражены расходы на выплату зарплаты;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 119 2 504 11 213
КРЕДИТ 07 04 0000000000 119 2 506 10 213

- 300 000 руб. - отражены расходы по начислениям на оплату труда;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 244 2 504 11 340
КРЕДИТ 07 04 0000000000 244 2 506 10 340

- 200 000 руб. - отражены расходы на приобретение матзапасов.

Счет 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств»

На счете 0 506 00 000 отражают объем права учреждения на принятие обязательств в пределах плана ФХД. Кредитовый показатель по счетам аналитического учета отражает объем обязательств в денежном выражении, принятие которых обеспечено плановыми назначениями по доходам или поступлениям. Как использовать счет в учете, смотрите в примерах 1, 2, 3.

500-е счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»

По дебету счета 0 507 00 000 указывают сведения о доходах и поступлениях учреждения, которые утверждены планом ФХД на соответствующий финансовый год. А по кредиту --суммы исполнения.

Возврат полученных ранее доходов или поступлений отражают способом «красное сторно» по кредиту счетов аналитического учета (0 507 00 400, 0 507 00 600, 0 507 00 700) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 508 000 00.

Пример 4:

Образовательное учреждение в плане ФХД утвердило доход от оказания платных услуг - 2 млн руб.

Бухгалтер записал проводку:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 130 2 507 10 130
КРЕДИТ 07 02 0000000000 130 2 504 11 130

- 2 000 000 руб. - отражена сумма доходов.

Счет 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения»

По дебету счета 0 508 00 000 показывают суммы финансовых обеспечений, доходов, поступлений, которые учреждение получило в текущем финансовом году.

Суммы возвратов ранее полученных доходов (поступлений) отражают по дебету счета 0 508 00 000 способом «красное сторно» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 507 00 000.

Пример 5:

Образовательное учреждение вернуло оплату заказчику за неоказанные услуги на сумму 15 тыс. руб.

При составлении проводки бухгалтер воспользовался способом «красное сторно»:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 130 2 508 10 130
КРЕДИТ 07 02 0000000000 130 2 507 10 130

- 15 000 руб. - отражена сумма возврата ранее полученных доходов.

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. О том, как учитывать бюджетные обязательства - читайте в статье.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Что сделать на каждом этапе

1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства

Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства. Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете

2.Подтвердить денежные обязательства

ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство

3. Санкционировать оплату денежных обязательств

Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства

4. Подтвердить исполнение денежных обязательств

Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход.

ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.

Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.

Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:

501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.

При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:

1– текущий;
2– очередной;
3– второй год, следующий за текущим;
4– третий год, следующий за текущим;
9– иной очередной год за пределами планового периода.

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России № 221н.

Учет бюджетных и денежных обязательств ведите по документам, которые подтверждают их принятие. Перечень документов смотрите в таблице (утвержден приказом Минфина России № 221н).

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете отразите обязательства:

По выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям: – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами; – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Чтобы принять обязательства, отразите их на счетах:

502.01 «Принятые обязательства»;
502.07 «Принимаемые обязательства»;
502.09 «Отложенные обязательства».

Рассмотрим в таблице, в каких случаях применять счета для учета обязательств:

Виды расходов

На каком счете отражать обязательство

Контракты (договоры), которые заключены по итогам конкурентных процедур: аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок

В момент размещения извещения о закупке в ЕИС отразите на счете 502.07. А после того как вы заключили контракт - перенесите на счет 502.01

Зарплата, налоги, другие выплаты, в том числе по контрактам (договорам), заключенным с единственным поставщиком

Расходы отразите на счете 502.01

Расходы, по которым создают резервы предстоящих расходов

Суммы созданных резервов отразите на счете 502.99. А когда вы используете резерв - перенесите его на счет 502.01

Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».

Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

Бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

Данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:

Данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:

Кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

Кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

Накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;
акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – если выполнены работы или оказаны услуги;
исполнительный документ – исполнительный лист, судебный приказ;
другие предусмотренные законодательством документы, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. Например, универсальный передаточный акт.

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

На текущий финансовый год

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

На очередной финансовый год

КРБ.1.502.21.000

КРБ.1.502.22.000

Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году

Методом «красное сторно»

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

000 - код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов - указывайте нули.

Пример, как отразить в бухучете принятые в текущем финансовом году бюджетные и денежные обязательства:

В январе казенное учреждение «Альфа» разместило извещение о проведении электронного аукциона на закупку оборудования. НМЦК контракта – 580 000 руб. По итогам аукциона «Альфа» заключила контракт с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на сумму 560 000 руб.

Согласно учетной политике учреждение «Альфа» принимает к учету обязательства:

Принимаемые – на основании извещения о закупке конкурентным способом, размещенного в ЕИС;
принятые – на основании заключенного контракта;
денежные – на основании товарной накладной, подтверждающей переход права собственности на имущество.

Смета учреждения по КОСГУ не детализирована. В бухучете бухгалтер «Альфы» принял обязательства проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

В день размещения извещения о закупке

Отражено принимаемое обязательство (основание - извещение о проведении электронного аукциона)

КРБ.1.501.13.000

КРБ.1.502.17.000

В день подписания контракта

Скорректировано принимаемое обязательство на сумму экономии по результатам электронного аукциона

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.501.13.000

Принято обязательство (основание - контракт поставки)

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.502.11.000

Приняты денежные обязательства (основание - товарная накладная и акт приема-передачи оборудования)

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Доведены ЛБО

1 501 15 310 1 501 15 340 1 501 15 226 1 501 15 212 1 501 15 211

1 501 13 310 1 501 13 340 1 501 13 226 1 501 15 212 1 501 15 211

300 000 500 000 250 000 125 000 250 000

Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам

1 501 13 310 1 501 13 340

1 502 17 310 1 502 17 340

Заключены контракты по результатам конкурсных процедур

Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур

Заключены контракты без применения конкурсных процедур

1 501 13 340 1 501 13 226

1 502 11 340 1 502 11 226

Выплачен аванс поставщику по основным средствам

Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса

Поступили основные средства от поставщика

Произведен зачет аванса

Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств

Поступили материалы от поставщика

Оплачены материалы поставщику

Выдана подотчетная сумма

Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам

Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам

Выплачена заработная плата сотрудникам

1 302 11 830 1 501 13 211 1 502 11 211

1 304 05 211 1 502 11 211 1 502 12 211

100 000 100 000 100 000

Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.

Пример. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.:

Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб. Были приняты лимиты бюджетных обязательств: – КВР 121 – 500 тыс. руб.; – КВР 242 – 300 тыс. руб.; – КВР 244 – 700 тыс. руб. Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица. И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Финансовое обеспечение на исполнение публичных обязательств до учреждений доводите в виде ЛБО (в пределах полученных бюджетных ассигнований). Такие средства финансового обеспечения не включаются в нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствии с госзаданием.

Пример отражения в бюджетном учете доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям до подведомственных учреждений:

Министерство передает полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим бюджетным (автономным) учреждениям.

Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на указанные цели, составляет 12 000 000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Дебет КРБ.1.501.11.262 Кредит КРБ.1.501.12.262
– 12 000 000 руб. – доведены суммы лимитов бюджетных обязательств министерству;
Дебет КРБ.1.501.12.262 Кредит КРБ.1.501.14.262
– 12 000 000 руб. – переданы суммы лимитов бюджетных обязательств образовательным учреждениям.

Как бюджетному учреждению отразить публичные обязательства Бюджетные и автономные учреждения могут получить полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств от имени органов власти. Например, материальное обеспечение детей-сирот.

Финансовое обеспечение этих полномочий доводят в порядке, установленном:

Для учреждений субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ;
для муниципальных учреждений – органами местного самоуправления;
для федеральных учреждений – постановлением Правительства РФ № 590.

Для исполнения публичных нормативных обязательств перед гражданами учреждению нужно открыть лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код лицевого счета – 14) (п. 5 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 590).

Операции по исполнению публичных нормативных обязательств перед гражданами бюджетные и автономные учреждения отражают в бюджетном учете и отчетности. Для этого используйте Инструкцию №162н. Такие операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств до учреждений доводят в виде лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Такие средства финансового обеспечения не включают в нормативные затраты на оказание госуслуг в соответствии с госзаданием.

В учете ЛБО учитывайте по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Полученные ЛБО (независимо от типа учреждения) отразите на счете 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 136 Инструкции № 162н). Аналитический учет операций по счету ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (п. 129 Инструкции № 162н).

К таковым относят публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162 , п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов - оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 "Обязательства" (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н .

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом "Красное сторно" на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование - это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219 , п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н . Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ , порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ .

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства".
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Государственный контракт был заключен в 2017 году, но оплата по нему, а также принятие денежных обязательств будут произведены в 2018 году. Можно ли проводки по данному государственному контракту в учете получателя бюджетных средств по 500 счетам делать сразу на очередной год? Какие операции по санкционированию расходов необходимо произвести в конце 2017 года и в первый рабочий день 2018 года (закрытие счетов санкционирования, перенос и перерегистрация показателей санкционирования), если лимиты бюджетных обязательств на 2018 год доведены в 2017 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения бухгалтерских записей на счетах санкционирования текущего либо очередного года зависит от того, за счет ЛБО какого года осуществлялось заключение контракта.
Если контракт заключался за счет ЛБО 2017 года, то, несмотря на то, что его исполнение будет осуществляться уже в 2018 году, для отражения принятого бюджетного обязательства применяется счет 1 502 11 000. Сформированный по итогам 2017 года на счете 1 502 11 000 остаток данного бюджетного обязательства на 2018 год не переносится. В 2018 году следует отразить перерегистрацию данного бюджетного обязательства.
Если же заключение контракта осуществляется за счет ЛБО 2018 года, то принятие бюджетного обязательства по нему отражается с применением счета 1 502 21 000. В конце 2017 года операции, отраженные на данном счете, закрытию не подлежат. Перенос показателей санкционирования очередного финансового года на текущий финансовый год осуществляется в первый рабочий день 2018 года.

Обоснование вывода:
Согласно БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства, в частности, путем заключения государственных контрактов, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО).
Все обязательства, принятые учреждением, необходимо отражать в бюджетном учете с разбивкой по периодам (п. 309 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н). При этом в четвертой позиции кода счета (в 22 позиции номера счета) отражается числовой признак года, в котором будет исполняться соответствующее обязательство.
Для учета получателями бюджетных средств сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему ЛБО, применяются соответствующие аналитические счета 1 502 01 000 "Принятые обязательства" (п. 140 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - N 162н). При этом для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется счет 1 502 11 000, очередного финансового года - счет 1 502 21 000.
Заключенный в рассматриваемой ситуации контракт будет исполняться в 2018 году. В то же время для принятия в 2017 году бюджетного обязательства для данного контракта важно понимать, за счет ЛБО какого года производилось заключение контракта - за счет ЛБО 2017 либо 2018 года. Данную информацию получатель бюджетных средств может уточнить, к примеру, из плана закупок, плана-графика закупок, бюджетной сметы. Если согласно данным документам заключение контракта осуществлялось за счет прав на принятие обязательств (ЛБО) 2017 года, то для учета соответствующего бюджетного обязательства применяется счет 1 502 11 000. Если же заключение контракта осуществлялось за счет ЛБО 2018 года, то принятие бюджетного обязательства по нему отражается с применением счета 1 502 21 000.
По завершении текущего финансового периода показатели по счетам санкционирования текущего финансового года на следующий год не переносятся ( Инструкции N 157н). При этом показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом ( Инструкции N 157н). Показатели (остатки, обороты) по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день текущего года ( Инструкции N 157н).
То есть в случае, если контракт, подлежащий исполнению в 2018 году, заключен за счет ЛБО 2017 года, то сформированный в 2017 году на счете 1 502 11 000 остаток данного бюджетного обязательства на 2018 год не переносится. При этом в 2018 году следует отразить перерегистрацию данного бюджетного обязательства. Исходя из положений Инструкции N 162н такая перерегистрация бюджетного обязательства отражается бухгалтерской записью:
Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 000 - отражена перерегистрация в 2018 году бюджетного обязательства по контракту, заключенному за счет ЛБО 2017 года, исполнение которого будет осуществляться в 2018 году.
В свою очередь, показатели, отраженные на счетах санкционирования очередного финансового года, подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день наступившего года. В конце 2017 года операции, отраженные на данных счетах, закрытию не подлежат. Порядок отражения бухгалтерских записей по переносу показателей санкционирования приведен в разделе IV Приложения N 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета" к N 162н.
В соответствии с положениями данного раздела перенос показателей санкционирования очередного финансового года на текущий финансовый год оформляется в первый рабочий день наступившего года корреспонденциями:
1) Дебет КРБ 1 501 23 000 Кредит КРБ 1 501 13 000 - перенос показателей ЛБО получателей бюджетных средств очередного финансового года на текущий финансовый год;
2) Дебет КРБ 1 501 15 000 Кредит КРБ 1 501 25 000 - перенос показателей ЛБО, полученных получателями бюджетных средств, очередного финансового года на текущий финансовый год;
3) Дебет КРБ 1 502 21 000 Кредит КРБ 1 502 11 000 - перенос показателей принятых и неисполненных получателем бюджетных средств бюджетных обязательств очередного финансового года на текущий финансовый год.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!